САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-21419/2019 |
Судья: Гринь О.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Ильичевой Е.В. |
судей |
Чуфистова И.В., Кудасовой Т.А. |
при секретаре |
Мерцаловой Ю.Ю. |
с участием прокурора |
Андреевой Н.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 августа 2019 года апелляционную жалобу Новика В. В. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года по административному делу № 2а-6967/2019 по административному исковому заявлению Новика В. В. к Территориальной избирательной комиссии № 29 о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидатом в депутаты шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 225 Васильевой А. Д..
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
выслушав объяснения представителя административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии №14 – Федоровой Е.А., заинтересованного лица – Васильевой А.В. и ее представителя, заключение прокурора Санкт-Петербургского городской прокуратуры – Андреевой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Новик В.В. обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии № 29 от 16 июля 2019 года о регистрации Васильевой А.Д. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 225.
В обоснование административного иска Новик В.В. ссылался на то, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 225.
По указанному избирательному округу также зарегистрирована кандидатом в депутаты и Васильева А.Д.
По мнению административного истца, ТИК № 29 необоснованно приняла решение о регистрации Васильевой А.Д., поскольку в представленных заинтересованным лицом для регистрации документах имелись существенные нарушения избирательного законодательства, препятствовавшие принятию документов.
Так, административный истец ссылался то, что решением окружной избирательной комиссии №225 от 11 июля 2019 года было отказано в регистрации Васильевой А.Д. в качестве кандидата в депутаты по причине наличия 34 % недействительных подписей.
Таким образом, по мнению истца, у Территориальной избирательной комиссии №29 (далее – ТИК №29) отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения о регистрации Васильевой А.Д. в виду недостаточного количества подписей.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года отказано в удовлетворении требований административного иска.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой доказательств, принятии нового об удовлетворении заявленных требований.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец не явился, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Новика В.В.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о несостоятельности доводов административного иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №75 пятого созыва от 19 июня 219 года № 15 назначены выборы депутатов данного представительного органа местного самоуправления шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Данное решение опубликовано в газете муниципального образования «Купчинский спектр» от 24 июня 2019 года.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссией от 9 октября 2018 года №19 полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального округа Купчино возложены на Территориальную избирательную комиссию № 29.
Решением ТИК №29 от 9 июля 2019 года №16 Новик В.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №75 (далее – МС ВМО МО №75) шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 225.
Также решением ТИК №29 от 16 июля 2019 года №68-9 Васильева А.Д. зарегистрирована кандидатом в депутаты МС ВМО МО №75 шестого созыва по избирательному округу №225.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как указано в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата, а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствовали регистрации кандидата, но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт–Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46.
Как правильно указал суд первой инстанции, таких оснований в рамках рассмотренного дела не имеется.
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу №225, зам.председателем ОИК №225 28 июня 2019 года в 13 часов 08 минут от Васильевой А.Д. приняты следующие документы:
- заявление о согласии баллотироваться;
- копия паспорта;
- копия документа, подтверждающего сведения об образовании (диплом);
- копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (справка);
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
В порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 22 Закона Санкт–Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46, 28 июня 2019 года Васильевой А.Д. дано письменное разрешение на открытие специального избирательного счета.
Согласно подтверждению о получении документов от 4 июля 2019 года, секретарем ОИК №225 от Васильевой А.Д. были приняты:
- подписные листы с подписями избирателей;
- протокол об итогах сбора подписей избирателей;
- документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;
- данные об изменениях в сведениях, о кандидате, ранее представленных в ОИК;
- первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда;
- документы, названные пунктах 2 и 5 в машиночитаемом виде.
Решением окружной избирательной комиссией №225 от 11 июля 2019 года принято решение об отказе в регистрации кандидата Васильевой А.Д. по причине признания недействительными 8, или 34 %, подписей избирателей.
Решение ТИК №29 от 24 июня 2019 года №62-1.8 количество необходимых подписей избирателей в поддержку кандидата по многомандатному избирательному округу №225 установлено в количестве 19 подписей.
Согласно итоговому протоколу рабочей группы от 5 июля 2019 года лист №3 (5 недостоверных подписей) и лист №5 (3 недостоверные подписи) содержат неоговоренные исправления в дате подписи сборщика, таким образом, из представленных кандидатом 23 подписи достоверными признаны лишь 15 (л.д.24).
Решением ТИК№29 от 12 июля 2019 года «о жалобе Васильевой А.Д», признано незаконным бездействие окружной избирательной комиссии № 225, выразившееся в неизвещении кандидата в депутаты, а также в невыдаче заявителю заверенной копии итогового протокола проверки подписных листов, заверенной копии ведомости проверки подписных листов.
Также решением ТИК №29 от 16 июля 2019 года удовлетворена жалоба Васильевой А.Д. на решение избирательной комиссии от 11 июля 2019 года об отказе в регистрации кандидата, названное решение отменено, Васильева А.Д. зарегистрирована кандидатом в депутаты МС ВМО МО №75 шестого созыва по многомандатному избирательному №225.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определен в статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 35.1 указанного Федерального закона необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации является поддержка выдвижения кандидата избирателями, что подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в количестве, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей.
Исходя из пункта 6.3 статьи 38 названного Федерального закона по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В силу пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 данной статьи.
Аналогичные требования приведены в пункте 12 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", согласно которой недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или)
кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (подпункт «з»).
По результатам почерковедческого исследования подписных листов, проведенного Экспертно-криминалистическим центром Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, дано заключения № 7/И/174-19 от 6 июля 2019 года.
Согласно названному заключению в представленных Васильевой А.Д. подписных листах с 1 по 5 каких-либо нарушений в заполнении, входящих в компетенцию специалиста-почерковеда не выявлено.
Также судебная коллегия учитывает, что материалы дела содержат копии спорных подписных листов, достоверность которых подтверждена подписью секретаря ОИК №225 от 4 июля 2019 года.
Из представленных копий судебная коллегия не усматривает наличия называемых стороной административного ответчика неоговоренных исправлений в дате подписи сборщика.
При этом аналогичный вывод следует из самого решения ТИК №29 от 16 июля 2019 года об отмене ранее принятого решения об отказе в регистрации Васильевой А.Д. и ее регистрации кандидатом в депутаты.
Доводы стороны административного истца о необоснованной оценке ксерокопий подписных листов в отсутствие их оригиналов, утраченных в период их нахождения ОИК № 225, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку представленные в материалы настоящего дела копии были удостоверены личной подписью секретаря избирательной комиссией, каких-либо исправлений в дате внесения подписи сборщиком не содержат.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что обстоятельства наличия неоговоренных исправлений в дате могло быть оценено ТИК № 22 по представленных документам.
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
Проанализировав в пределах оснований заявленного иска содержание представленных Васильевой А.Д. в ТИК №29 документов, судебная коллегия приходит к выводу, что условия, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, были соблюдены заинтересованным лицом в полном объеме.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что административным ответчиком представлены доказательства в подтверждение правомерности оспариваемого решения.
Доводы жалобы, что судом неправильно применены нормы материального права, не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Оснований полагать, что нарушения, на которые ссылается административный истец, привели к принятию ТИК №29 неверного решения, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, что суд вышел за пределы заявленных требований не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку противоречат материалам дела.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении спора судом первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: