РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации дело № 2-1335 /2016
31 октября 2016 года г.Бабушкин
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Белоусовой Н.А., с участием истца Цвикилевич А.В., представителя ответчика Харламовой И.В., действующей на основании доверенности,
при секретаре Удаевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Цвикилевич А.В. к ОАО «Читаэнергосбыт» о защите прав потребителя, об обязании произвести перерасчет за пользование электроэнергией на общедомовые нужды по нормативам Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия
УСТАНОВИЛ:
Истец Цвикилевич А.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что она является потребителем электрической энергии, проживает по адресу: РБ, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ поставку электрической энергии стало осуществлять ОАО «Читаэнергосбыт», которое в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованно начислили ей плату за пользование электроэнергией на общедомовые нужды по общедомовому прибору учета в размере <данные изъяты>. Она, как потребитель, считавший изначально данные требования незаконными, не оплатила полностью эту сумму, потому что оплачивала на протяжении этого времени по нормативам РСТ поставщику коммунальных услуг указанные средства в размере <данные изъяты> коп. С расчетом по прибору учета, она не была согласна, т.к. не была уведомлена об установке общедомового прибора учета, об установке узнала, только тогда, когда принесли уведомление о задолженности по ОДН, другие жильцы об установке ОДПУ также не знали. В подъезде, где она проживает, горит только одна лампочка. Хищение электроэнергии в доме отсутствует. В связи с чем, просит обязать Ответчика произвести перерасчет за пользование электроэнергией на общедомовые нужды по нормативам Республиканской службы по тарифам.
В судебном заседании истец Цвикилевич А.В. настаивала на иске по вышеизложенным основаниям. Дополнительно пояснила, что в первый раз ей предъявили задолженность весной ДД.ММ.ГГГГ года, принесли уведомление о долге. Первый ОДПУ она увидела в ДД.ММ.ГГГГ году, он был установлен на <данные изъяты> этаже в подъезде. Ей неизвестно, кто и в какое время установил данный ОДПУ, он был не закрытым, показания были девятизначные и не понятные, он работал до недавнего времени, сейчас от него отключены провода. Второй ОДПУ она заметила, когда стали предъявлять задолженность, он висит на торце дома Их дом старый с ДД.ММ.ГГГГ года, надо признавать его аварийным. С ДД.ММ.ГГГГ года капитального ремонта не было. Ранее она платила по нормативу по <данные изъяты> рублей. Актов об установке и допуске этого прибора она не подписывала и не видела, жителей дома не извещали, много людей кто недоволен и все возмущаются. Полагает, что установка ОДПУ была незаконной. В подъезде одна лампочка, живут три квартиры их четырех, магазинов, и прочих организаций к их дому не подключено. Она согласна платить по нормативам ОДН, с большой суммой задолженностью не согласна, так как считает ее необоснованной.
Представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт», Харламова И.В. возражала против требований Истца и суду пояснила, что ОАО «Читаэнергосбыт» оказывает услуги по энергоснабжению с ДД.ММ.ГГГГ. Общедомовой прибора учета электроэнергии был установлен в указанном доме ПАО «МРСК Сибири» ДД.ММ.ГГГГ, и оно является собственником, указанного прибора учета. Акты снятия показаний с ОДПУ поступали в ОАО «Читаэнергосбыт» ежемесячно и вносились в электронную базу. Указанная задолженность у . образовалась за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данная задолженность была предъявлена в ДД.ММ.ГГГГ года, т.к. ранее плата за ОДН взималась, как при отсутствии прибора учета, с учетом норматива потребления электрической энергии населением на ОДН в многоквартирных домах и рассчитывалась по формуле № в соответствии с тарифами, утвержденными Приказом Республиканской службы по тарифам РБ. В связи с тем, что общедомовые приборы учета электроэнергии были установлены, и их установка собственниками жилья в судебном порядке не оспаривалась, то ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Читаэнергосбыт» произвело перерасчет за общедомовые нужды в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу в соответствии с Правилами представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, по формуле № исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии. На сегодняшний день никто из управляющих компаний, ТСЖ по <адрес>, обслуживающих указанный адрес не заключило с ОАО «Читаэнергосбыт» договор на приобретение коммунального ресурса – электроэнергии, следовательно, никто не предоставляет потребителям коммунальной услуги по энергоснабжению. Таким образом, ОАО «Читаэнергосбыт» в силу п. п. «б» п. 17 Правил, на законных основаниях выставляет счета и принимает оплату за потребленную электроэнергию, в том числе израсходованную на общедомовые нужды, непосредственно с граждан. В связи с чем, считает, что в иске необходимо отказать.
Представитель третьего лица ПАО(ОАО) «МРСК Сибири» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, уведомленным о дне судебного заседания, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствии. Согласно Отзыва на исковое заявление третье лицо с иском не согласно(Подробно в отзыве).
Свидетель Н,Т,М. допрошенная по ходатайству истца суду показала, что она ранее работала в ПАО «МРСК Сибири» в ДД.ММ.ГГГГ году проверялась работа общедомовых приборов учета, в том числе и в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлялся Акт. Ей для обозрения был представлен Акт допуска в эксплуатацию ОДПУ от ДД.ММ.ГГГГ, в нем стоит ее фамилия, как представителя ОАО «МРСК Сибири» однако она данный Акт не подписывала и не составляла подпись в Акте ей не принадлежит. В какое время ОДПУ в данном доме был установлен ей неизвестно.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым требования истца удовлетворить по следующим основаниям.
При разрешении данного спора суд принимает во внимание требования ч.3 ст.196 ГПК РФ, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
А заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ (п.5 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении»).
Судом установлено и доказано материалами дела, что Цвикилевич А.В. является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: РБ, <адрес>, проживает в указанной квартире и оплачивает за жилье и коммунальные услуги, в том числе и за потребленную электроэнергию.
Приказом Министерства энергетики РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «МРСК Сибири» с ДД.ММ.ГГГГ присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии, в связи с лишением такого статуса ОАО «Бурятэнергосбыт».
Приказом Минэнерго № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ на территории РБ статус гарантирующего поставщика электроэнергии присвоен ОАО «Читаэнергосбыт».
Таким образом, ПАО(ОАО) «МРСК Сибири» - осуществляло функции поставщика электроэнергии вышеуказанного дома, где проживает Истец в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Судом установлено, что в указанном доме ПАО(ОАО) «МРСК Сибири» установило общедомовой прибор учета (далее ОДПУ) потребленной электроэнергии, что подтверждается доводами, как со стороны истца, так и не отрицается стороной ответчика. Согласно представленного финансово-лицевого счета Цвикилевич А.В. и расчета задолженности на ОДН на ДД.ММ.ГГГГ года начислена задолженность за предоставленную электроэнергию на общедомовые нужды (далее ОДН) в размере <данные изъяты>.
В обоснование своих требований Истец ссылается на незаконность установки ОДПУ и суд считает данные доводы обоснованными. В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
В силу ч. 5 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Будучи исполнителем этой коммунальной услуги в понимании абзаца 7 пункта 2, подпункта «г» пункта 4, пунктов 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, организация, которая осуществляла электроснабжение, была обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ, об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт «с» пункта 31 Правил).
В силу ч,9 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность, по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. В целях исполнения этой обязанности в соответствии с ч. 10 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ энергоснабжающие организации обязаны представить собственникам помещений в многоквартирных домах предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждена приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, указано, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором, в том числе, указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении, в установленный срок сетевой организацией ответа, от указанного собственника или при получении его ответа об отказе, сетевая организация вправе установить прибор учета, на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств. Понятия «установка и допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе X Основных положений. Так, согласно п.п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки, под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию, при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. В соответствии с п. 142, 152 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем. Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию. В силу п.152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. Частью 2 ст. 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Кроме того, законодатель, определяя в ч.1 ст.13 Закона об энергосбережении общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, установил категории объектов, где такой учет не осуществляется. К ним относятся ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета (далее - Критерии).
Из данного документа следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.
Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.
В ходе судебного заседания установлено, что ОДПУ в <адрес> был установлен без соблюдения вышеуказанных норм.
А именно, как следует, из представленных Ответчиком и третьи лицом ксерокопии Акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию по вышеуказанному адресу, ОДПУ в указанном доме, был допущен в эксплуатацию, в присутствии работников ОАО «МРСК Сибири», ДД.ММ.ГГГГ и подписан ими. Однако, как следует из показаний свидетеля Н,Т,М., данный Акт ею не составлялся и не подписывался. В связи с чем, он признается не допустимым доказательством. Кроме того, судом установлено, что управление указанным домом осуществляется ООО УК «<данные изъяты>» вместе с тем, последнее не заключало договор электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией, что подтверждается доводами Ответчика. Вместе с тем, несмотря на это, в нарушение требований закона, представитель ООО УК »<данные изъяты>» при допуске в эксплуатацию ОДПУ не присутствовал.
Судом не установлено, в какое время был установлен ОДПУ в вышеуказанном доме. В связи с чем, был ли соблюден месячный срок допуска ОДПУ в эксплуатацию, после его установки, суду неизвестно. Также отсутствуют доказательства проверки места установки и схемы подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям в части его метрологических характеристик, связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
Вместе с тем, согласно сведениям, представленным администрацией МО ГП «Бабушкинское», на момент установки общедомового прибора учета, здание дома не обследовалось, не проверялась техническая возможность монтажа оборудования и соответствующий Акт не составлялся.
На основании изложенного, и в связи тем, что ОДПУ, в вышеуказанном доме, был установлен неправомерно, он не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электрическую энергию на общедомовые нужды, согласно требований ст.153, 154 ЖК РФ, предусматривающих, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе и плату за электроснабжение.
В соответствии с п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Как следует из искового заявления ответчика, задолженность за потребленную электроэнергию на ОДН, была перерасчитана Истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с начала периода, когда на основании Приказа Минэнерго от ДД.ММ.ГГГГ № статус гарантирующего поставщика электроэнергии был присвоен ОАО «Читаэнергосбыт».
Между тем, согласно требований ст. 155 ЖК РФ-плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно, до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вносится на основании:1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Таким образом, к вышеназванным основаниям удовлетворения иска, судом дополнительно установлено, нарушение сроков предъявления размеров оплаты за коммунальные услуги.
Истец . заявила, что она не возражала оплачивать потребление электроэнергии на ОДН по нормативу потребления, которые установлены Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия.
В связи с изложенным, суд считает необходимым обязать ОАО «Читаэнергосбыт« произвести . перерасчет задолженности за пользование электроэнергией, предоставленной на общедомовые нужды, в размере <данные изъяты> коп., по установленным нормативам потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республики Бурятия, на основании Приказа Республиканской службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ N 5/8 (с последующими изменениями).
Доводы, изложенные Ответчиком, являются не состоятельными и не могут быть приняты во внимание при разрешении данного иска.
На основании ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» в бюджет муниципального района госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Цвикилевич А.В. - удовлетворить.
Обязать ОАО «Читаэнергосбыт« произвести Цвикилевич А.В. перерасчет задолженности за пользование электроэнергией, предоставленной на общедомовые нужды в размере <данные изъяты> коп., по установленным нормативам потребления электрической энергии, населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды, при отсутствии приборов учета в Республики Бурятия, на основании Приказа Республиканской службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ N 5/8 (с последующими изменениями).
Взыскать ОАО «Читаэнергосбыт» в бюджет муниципального района госпошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Белоусова Н.А.