Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 августа 2020 года г.Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Лёшина Т.Е.
при секретаре Козыревой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску Генетулина З.З. к ГУ -Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости, признании незаконным решения
у с т а н о в и л:
Истец Генетулин З.З. обратился в суд с иском к ответчику ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сызрани Самарской области (межрайонное) о признании незаконным решения УПФР г. Сызрани (межрайонное) об отказе в назначении страховой пенсии по старости № *** от 27.02.2020, просит признать за ним право на страховую пенсию по старости с 19.02.2020, обязать назначить страховую пенсию по старости с 19.02.2020 г., указав в обоснование требований, что обратился к ответчику 19.02.20220 с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, приложив к заявлению все необходимые документы - трудовую книжку, справку с военного комиссариата СО МО РФ № *** 01.10.2018, выписку из ИЛС, Рассмотрев заявление, ответчик принял решение об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого минимального размера индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) в размере 18,6. Истец полагает, что данное решение № *** от 27.02.2020 незаконно, вынесено с нарушением положений действующего законодательства РФ, считает, что отсутствие документов или неточности ф оформлении документов не дают оснований для лишения его права на пенсионное обеспечение. Согласно решение УПФР размер ИПК истца составляет 11,996, однако по сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица размер ИПК составляет 13,124. Истец полагает, что ответчиком допущена ошибка в расчета ИПК, в связи с неверным исчислением страхового стража, принятого для исчисления. Согласно решения ответчик принимает за расчет страховой стаж по 31.12.2014 – 17 лет 06 мес. 02 дня, но указанный страховой стаж до 31.12.2014 противоречит арифметическому расчету, отраженному в п.2.4. и 2.5 выписки из ИЛС. Так согласно указанным сведениям, страховой стаж истца за период с 09.11.1976 по 31.12.2014 составляет 19 лет 07 мес. 02 дня, данные различия являются существенными. Исходя из данных, отраженных в спорном решении, размер ИПК, рассчитанный за 15 л6т 04 мес. 28 дней составил 7,997 баллов. Из арифметического расчета следует, что количество баллов за 1 год составляет 15,4:7,997=1,92 балла. Следовательно, при ошибке ответчика в 4 года размер ИПК на 31.12.2014 составляет 1,92х4=7,997+15,67 баллов. С учетом ИПК за период после 2015 г., общий размер ИПК составляет 15,67 +3,969+19,639.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности исковые требования просила удовлетворить, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УПФР г. Сызрани (межрайонное) по доверенности против доводов, изложенных в исковом заявлении возражала, предоставила письменные возражения.
Проверив письменные материалы дела, заслушав стороны, суд не находит подлежащими удовлетворению исковые требования по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 6, ст. 17 ч. 1, ст. ст. 18, 19, 46 Конституции РФ - каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.).
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (В Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" такая же норма содержалась в пункте 1 статьи 10).
Частью 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. от 01.04.2019) (далее соответственно - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица, Федеральный закон N 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 (далее - Правила N 1015), при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Как следует из материалов дела и установлено судом, Генетулин З.З. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № ***) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", периоды военной службы с 10.05.1978 по 24.12.1994г., что подтверждается справкой военного комиссариата Самарской области Министерства обороны РФ № *** от 01.10.2018.
Согласно свидетельства о внесении ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004 года, Генетулин З.З. зарегистрирован Администрацией г. Сызрани в качестве индивидуального предпринимателя 17.11.1992 № № ***, что подтверждается свидетельством от 08.09.2004.
Генетулин З.З. <дата> г.р. обратился в УПФР в г. Сызрани (межрайонное) 19.02.2020 с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР № 8 от 27.02.2020 г. Генетулину З.З. в назначении страховой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием права на назначение страховой пенсии по старости, поскольку суммарный ИПК составил 11,996 руб., что менее требуемых 18,6.
В судебном заседании также установлено в период 25.05.2005 г. по 312.12.2009 г. ИП Генетулин З.З. не осуществлял уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что подтверждается справкой УПФР от 09.12.2019 исх № *** об уплате страховых вносов на обязательное пенсионное страхование, реестрами поступлений платежей от Генетуллина З.З.
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ). Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года N 190, предусмотрено, что с 01 января 1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.
Ст. 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" также устанавливала возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных ими страховых взносов.
С 01 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В п. п. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Аналогичная норма содержится в пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа, данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (п. 1 ст. 28 этого же закона).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ и п. 1 ст. 28 ФЗ N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Пунктом 3 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 года N 582, предусмотрено, что страхователи, являющиеся военными пенсионерами, то есть получающими пенсии, установленные в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1, не уплачивают фиксированный платеж.
Отнесение этой категории страхователей к лицам, не уплачивающим фиксированный платеж, основано на Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 года N 223-О.
Конституционный Суд Российской Федерации определил, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6 пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие Конституции Российской Федерации.
Исходя из Определения Конституционного Суда Российской Федерации военные пенсионеры (индивидуальные предприниматели, адвокаты) не уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начиная с 24 мая 2005 года (с момента провозглашения Определения Конституционного Суда Российской Федерации).
Норма об освобождении военных пенсионеров (индивидуальных предпринимателей, адвокатов) от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, изложенная в пункте 3 Правил, носила временный характер (до установления соответствующего правового регулирования) и фактически не может действовать после вступления в силу Закона от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ.
Закон от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ предоставляет военным пенсионерам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам) право на получение соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, то есть на установление страховой части трудовой пенсии по старости при наличии необходимых условий с 01 января 2007 года. Таким образом, с этой даты указанные лица вправе осуществлять уплату фиксированного платежа в прежнем порядке.
С 01 октября 2008 года вступил в силу (частично) Федеральный закон от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Пунктом 7 статьи 5 Закона от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ введена новая редакция статьи 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Подпунктом 5 пункта 1 статьи 29 данного Закона предусматривается, что физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Эта норма распространяется и на военных пенсионеров, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей или адвокатов, которые были освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательными нормами. Указанные лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию начиная с 01 октября 2008 года, то есть с момента вступления в силу Закона от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ, и уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, а также порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (п. 2 ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 14 данного Закона страхователь - индивидуальный предприниматель - обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов.
Согласно ст. 28 Закона N 167-ФЗ указанные страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
В нарушении ст. 56 ГПК РФ истцом, представителем истца не предоставлено суду доказательств того, что Генулиным З.З. уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в период с 26.05.2005 г по 31.12.2009 г.
Предоставленные суду чек –ордера об оплате 10.08.2006 г. на общую сумму 664,09 руб. ( 6,00 руб. на КБК № ***, 168, 00 руб. на КБК № ***, 475, 00 руб. на КБК 1821№ ***, 16, 00 руб на КБК 18№ ***) не являются доказательствами оплаты страховых вносов в спорный период, поскольку оплачены истцом по требованию об уплате недоимки и страховым взносам, пеней, штрафа за период 2005 года (до 25.05.2005) № *** от 23.06.2006 г., срок уплаты до 12.04.2006 г.
В нарушении ст. 56 ГПК РФ истцом, представителем истца не предоставлено суду доказательств того, что Генулиным З.З. уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период 1997,1998,1999 гг.
В силу п. п. 1, 3, 4 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. Часть 4 содержит переходные положения, ограничивающие в период с 2015 по 2020 г. максимальное учитываемое значение ИПК за соответствующий календарный год, указанные в ч. 19 ст. 15 комментируемого Закона.
Таким образом, при отсутствии доказательств того, что в указанные периоды истцом уплачивались страховые взносы в ПФ, общий трудовой стаж для назначения страховой пенсии по старости составляет 15 лет 4 мес. 28 дней, расчетный пенсионный капитал за период работы до 01.01.2002 по состоянию на 31.12.2014 составляет 48480 руб., сумма страховых взносов за периоды работы с 01.01.2002 по 31.12.2014 составляет 63480,32 руб. ИПК за периоды работы до 01.01.2015 составляет 7,997, ИПК за период после 2015 - 3,969 руб. ( без учета периодов с 25.05.2005 по 31.12.2009,не подлежащих включению ), суммарный ИПК 11,996 (7, 997+3,969), что менее требуемых 18,6.
Доводы истца об ошибке в расчете ИПК, включении периодов предварительный расчет на сайте УПФР не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном трактовании законодательства, предварительный расчет основанием для назначения пенсии не является, поскольку пенсионным органом проводится документальная проверка пенсионных прав при обращении с заявлением о назначении пенсии.
С учетом изложенного, суд полагает, что при учете пенсионных прав истца ответчиком правомерно установлено отсутствие одного из необходимых условий для назначения страховой пенсии по старости - требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента, что является основанием для отказа истцу в назначении страховой части пенсии на основании представленного им заявления от 19.02.2020 г.
При таком положении, оспариваемое Генелулиным З.З. в рамках предъявленного иска решение пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии по старости является законным, оснований возлагать на ответчика обязанность по назначению у страховой пенсии на момент достижения им 60-летнего возраста не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Генетулина З.З. к ГУ -Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости, признании незаконным решения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14.08.2020.
Судья: Лёшина Т.Е