Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чапаевск Самарской области 16 апреля 2018 года
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Канафьевой Н.П.,
при секретаре Щовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда административное дело № 2а-343/18 по административному исковому заявлению Администрации городского округа Чапаевск к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, ОСП г.Чапаевска УФССП по Самарской области, Гришиной Т.В. об освобождении от исполнительного сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация городского округа Чапаевск обратилась в Чапаевский городской суд с административным исковым к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, ОСП г.Чапаевска УФССП по Самарской области, Гришиной Т.В об освобождении от исполнительного сбора.
В обоснование административного иска административный истец указал, что Администрация городского округа Чапаевск является должником по исполнительному производству от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа № ФС <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного Чапаевским городским судом. На основании решения Чапаевского городского суда от <Дата обезличена> Администрация г.о. Чапаевск обязана обеспечить благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м. ФИО2, <Дата обезличена> года рождения. <Дата обезличена>. судебным приставом-исполнителем ОСП <Адрес обезличен> УФССП России по <Адрес обезличен> в рамках исполнительного производства от <Дата обезличена> вынесено постановление <Номер обезличен> о взыскании исполнительного сбора с должника Администрации г.о. Чапаевск в размере 50000 рублей. Основанием для вынесения данного постановления послужило неисполнение должником в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа. Полагают, что вины административного истца в неисполнении требований исполнительного документа не имеется, поскольку финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций областного бюджета. Истец настаивает, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера и предполагает возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины ( умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Администрация городского округа Чапаевск не смогла исполнить решение суда вследствие объективных причин. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций областного бюджета. После вынесения решения суда о предоставлении жилого помещения администрация городского округа Чапаевск ежемесячно обращалась с письмами о выделении дополнительного финансирования на приобретение жилых помещений, в том числе для исполнения решения суда, поскольку выделенных денежных средств из бюджета <Адрес обезличен> оказалось недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц. Также указала, что исполнение решения суда, связанного с приобретением жилого помещения, возможно только при соблюдении требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что требует значительного времени. Должником предпринимались все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требования, содержащихся в исполнительном документе. Просит суд заявление удовлетворить.
Представитель административного ответчика –Управления Федеральной службы судебных приставов по <Адрес обезличен> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В письменных возражениях указали, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания исполнительского сбора могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Отсутствие у должника денежных средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Просят суд освободить администрацию городского округа Чапаевск от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ответчика от <Дата обезличена> в размере 50 000 рублей.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП <Адрес обезличен> УФССП по <Адрес обезличен> Гришина Т.В., в качестве заинтересованного лица привлечен взыскатель Скорополитова Н.А., прокурор <Адрес обезличен>.
Судебный пристав-исполнитель ОСП <Адрес обезличен> УФССП по <Адрес обезличен> Гришина Т.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Взыскатель Скорополитова Н.А. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения административного дела извещен, причина неявки в суд не известна.
Помощник прокурора просила рассмотреть дело в ее отсутствие, административные исковые требования поддерживает.
В судебном заседании представитель административного истца не явилась, просила рассмотреть административное гражданское дело в ее отсутствие, административные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление заявлению Администрации городского округа Чапаевск к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <Адрес обезличен>, ОСП <Адрес обезличен> УФССП по <Адрес обезличен> об освобождении от исполнительного сбора в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что <Дата обезличена> судебным приставом-исполнителем ОСП <Адрес обезличен> УФССП по <Адрес обезличен> возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен> на основании исполнительного листа, выданного Чапаевским городским судом, предмет исполнения: предоставление жилья детям –сиротам, в о пользу взыскателя Скорополитовой Н.А. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены.
<Дата обезличена> судебным приставом-исполнителем ОСП <Адрес обезличен> УФССП по <Адрес обезличен> вынесено постановление о взыскании с должника Администрации городского округа Чапаевск исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В соответствии со ст.112 Федерального закона РФ от <Дата обезличена> N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу положений пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата обезличена> N 50"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от <Дата обезличена> N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу положений пункта 1 статьи 410Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> N 135-ГД"Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <Адрес обезличен> наделены отдельными государственными полномочиями <Адрес обезличен> по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, рассчитывается в соответствии с приложением N 1 к настоящему Закону.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что на основании договора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> между министерством социально-демографической и семейно политики <Адрес обезличен> и администрацией городского округа Чапаевск бюджету городского округа Чапаевск предоставлена субвенция из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий <Адрес обезличен> по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета в сумме <Данные изъяты> рублей, а также за счет средств федерального бюджета в сумме <Данные изъяты> рубля.
Согласно Выписке из нормативного правового акта о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального правового акта) бюджетной росписи субъекта Российской Федерации(местного бюджета), Акту сверки расчетов по межбюджетным трансфертам по состоянию на <Дата обезличена>, муниципальному образованию городской округ Чапаевск поступило на исполнение государственных полномочий по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета <Данные изъяты> рубля.
На основании договора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> между министерством социально-демографической и семейно политики <Адрес обезличен> и администрацией городского округа Чапаевск бюджету городского округа Чапаевск предоставлена субвенция из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий <Адрес обезличен> по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета в сумме <Данные изъяты> рублей, а также за счет средств федерального бюджета в сумме <Данные изъяты> рубля.
Согласно Выписке из нормативного правового акта о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального правового акта) бюджетной росписи субъекта Российской Федерации(местного бюджета), Акту сверки расчетов по межбюджетным трансфертам по состоянию на <Дата обезличена>, муниципальному образованию городской округ Чапаевск поступило на исполнение государственных полномочий по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета <Данные изъяты> рубля.
Судом также установлено, что с <Дата обезличена> администрация городского округа Чапаевск ежемесячно информирует Министерство социально-демографической и семейно политики <Адрес обезличен> о численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в отношении которых вступили в законную силу и не исполнены решения суда об обеспечении их жилыми помещениями.
В подтверждение в материалы дела представлены списки лиц из числа детей-сирот, по которым имеются неисполненные решения суда, направленные в Министерство социально-демографической и семейно политики <Адрес обезличен>, за период с декабря 2015 года по март 2018 года.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что должником –Администрацией городского округа Чапаевск принимались все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства. Признаков виновного бездействия, повлекшего неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа, в ходе судебного разбирательства судом установлено не было.
При изложенных обстоятельствах требования административного истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 226-227, 175-180 КАС РФ, Федеральным законом "Об исполнительном производстве",
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Администрации городского округа Чапаевск к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, ОСП г.Чапаевска УФССП по Самарской области, Гришиной Т.В об освобождении от исполнительного сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию городского округа Чапаевск от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП <Адрес обезличен> УФССП по <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> по исполнительному производству <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, полностью в размере 50 000 рублей.
Копию настоящего решения направить лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня со дня окончания судебного разбирательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Чапаевского городского суда Канафьева Н.П.