Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2012г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
при секретаре: Барашковой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоренковой Н.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о возложении обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
у с т а н о в и л :
Егоренкова Н.В. обратилась в суд с указанным выше иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, отметив, что в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.03г. №23-з, как ветеран труда, имеет право на однократное получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и с этой целью в сентябре 2011г. обратилась с соответствующим заявлением к ответчику, в котором поставила вопрос о предоставлении участка земли площадью <данные изъяты> кв.м. между домами №№<данные изъяты> и <данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, однако в этом ей было необоснованно отказано ввиду наличия в отношении спорного участка правопритязаний третьих лиц.
Представитель истицы Близнаков Д.И. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, своего представителя в суд не направил; в представленном отзыве на иск, возражая против его удовлетворения, указал, что на спорный земельный участок (его часть) претендуют также Голубев К.Г. и Левкович А.И., которые обратились в Департамент с заявлениями о его предоставлении в собственность ранее истицы (ДД.ММ.ГГГГ), и, кроме того, участок не свободен от прав третьих лиц, поскольку на нем расположены гаражи и хозяйственная постройка, принадлежность которых полностью не выяснена.
Третьи лица - Голубев К.Г., Левкович А.И., надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, возражений на иск не представили.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ.
Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено бесплатное предоставление ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.1 ч.1 ст.1 Закона).
По делу установлено, что проживающая на территории Смоленской области Егоренкова Н.В., являясь ветераном труда, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением и необходимыми документами в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного между домами №№<данные изъяты>, по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты> (л.д.8-9).
Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в удовлетворении ее просьбы со ссылкой на то, что на испрашиваемом участке земли расположены деревянные, металлические, кирпичные гаражи, хозяйственная постройка, 2 мусорных контейнера и, кроме того, на получение данного участка в собственность претендуют третьи лица, обратившиеся в уполномоченный орган с заявлениями о его предоставлении ранее Егоренковой Н.В. - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
Как следует из письменного отношения Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска спорный земельный участок расположен в территориальной зоне ОЖИ (Зона размещения жилых домов и объектов общественно-делового назначения исторического центра с включением объектов инженерной инфраструктуры), градостроительный регламент которой допускает строительство индивидуальных (одноквартирных) жилых домов без права содержания скота и птицы (л.д.15-26).
По делу также видно, что ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по ул.<данные изъяты> г.Смоленска около дома №<данные изъяты> в Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области обратились Голубев К.Г. и Левкович А.И., которым письмами ответчика от 08.09.2011г. и от 26.10.2011г. также отказано в предоставлении испрашиваемого участка по тем основаниям, что последний не свободен от прав третьих лиц, поскольку на нем расположены гаражи и хозяйственная постройка, принадлежность которых устанавливается (л.д.32-43, 56-58).
Из имеющихся в материалах дела примерных схем расположения испрашиваемых Егоренковой, Голубевым и Левкович земельных участков усматривается, что последние частично «накладываются» друг на друга (л.д.8, 33, 40).
В рамках рассмотрения заявлений названных граждан ответчиком проведено обследование испрашиваемых ими участков, в результате которого установлено, на этих земельных участках расположены деревянные, металлические, кирпичные гаражи, хозяйственная постройка, 2 мусорных контейнера, строительный мусор, в связи с чем, Департаментом с целью установления принадлежности указанных гаражей (самовольности их постройки) ДД.ММ.ГГГГ направлено обращение в Администрацию г.Смоленска с просьбой об осуществлении мероприятий по муниципальному земельному контролю (л.д.34, 42).
По результатам проведения соответствующих мероприятий Администрацией г.Смоленска установлен ряд лиц, самовольно занявших спорную территорию, в отношении некоторых из которых были составлены административные материалы (л.д.45-54).
По делу также видно, что отдельные лица, привлекавшиеся к административной ответственности за самовольное занятие земельных участков, предпринимают меры по оформлению своих прав на земельные участки под гаражами, испрашивая их в аренду (л.д.51, 53).
Объективные и достоверные данные, указывающие на то, что в настоящее время неправомерность (правомерность) пользования всеми земельными участками под названными постройками (гаражами) достоверно установлена, в материалах дела отсутствуют (л.д.43-44).
Исходя из взаимосвязанных положений п.5 ч.1 ст.1, ст.28, 30 ЗК РФ земельный участок, предоставляемый под строительство, должен быть свободен от прав третьих лиц.
В соответствии же с ч.ч.1, 2 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
По делу достоверно установлено, что на испрашиваемом истицей земельном участке расположены строения, вещные права на которые могут быть оформлены осуществившими соответствующие постройки лицами наряду с оформлением ими права аренды в отношении необходимых для использования этих строений земельных участков (ст.36 ЗК РФ). Ответчик в своем отзыве на иск возможность такого оформления правоотношений по пользованию земельными участками с расположенными на них гаражами не исключил, указав, что предоставление Егоренковой Н.В. испрашиваемого участка повлечет нарушение прав третьих лиц, чье имущество расположено на спорном участке. Как уже отмечалось, исходя из имеющихся в материалах дела письменных доказательств, некоторые граждане предпринимают меры к закреплению своих прав на землю под гаражами. К тому же, суду не представлено неопровержимых доказательств того, что пользование всеми участками под упомянутыми строениями носит самовольный характер. К тому же, поскольку не исключается возможность наличия у некоторых владельцев построек прав на земельные участки, сведения о которых отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.
В любом случае, до момента освобождения упомянутой территории от указанных построек либо до оформления в порядке п.3 ст.222 ГК РФ права собственности на них, разрешение уполномоченным органом вопросов о предоставлении соответствующих земельных участков недопустимо.
С учетом изложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что испрашиваемый истицей земельный участок как фактически, так и формально юридически не свободен, у Департамента отсутствовали правовые основания для его предоставления Егоренковой Н.В.
Кроме того, из письменного отношения СОГБУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в соответствии с Проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры г.Смоленска, утв. решением Смоленского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № и Историко-архитектурным и историко-археологическим опорным планом г.Смоленска, утв. решением Смоленской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок, расположенный между домами №<данные изъяты> и <данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты> входит в территорию распространения памятника федерального значения «Культурный слой города», принятого на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974г. №624 (л.д.68).
По правилам ст.ст.94, 99 ЗК РФ, ст.5 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, относятся к землям историко-культурного назначения, имеющим статус особо охраняемых территорий, и используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения этих земель и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
В силу п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность.
Согласно п.2 и подп.1, 4 ч.5 ст.27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, а также земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия (абз.2 ст.4Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Приказ Росохранкультуры от 21.06.2010 №100 предусматривает, что к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации в смысле статьи 24 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относятся объекты культурного наследия федерального значения - объекты недвижимого имущества, прямо поименованные в соответствующем Указе Президента Российской Федерации или акте Правительства Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960г. №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР» (Приложение №1) с дополнениями, в том числе, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974г. №624.
Поскольку испрашиваемый истицей земельный участок расположен в границах территории особо ценного объекта культурного (археологического) наследия федерального значения, «Культурный слой города», который в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974г. №624 и Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 принят на государственную охрану, этот участок является ограниченным в обороте и в силу приведенных выше правовых норм не может быть предоставлен Егоренковой Н.В. в собственность, а только в аренду (Определение Верховного Суда РФ от 31.01.2007 №91-Г06-10).
Как исключение, предоставление в собственность земельного участка, занятого объектами археологического наследия в силу положений ст.36 ЗК РФ, ст.49 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» возможно только лицам, имеющим вещные права на здания, строения, сооружения, расположенные на данном земельном участке либо пользователям земельного участка, в пределах которого был обнаружен объект археологического наследия.
При таком положении суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░