Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2017 года с.Оса
Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Суховеркиной Т.В., при секретаре судебного заседания Хатагаровой Е.И., с участием представителя истца помощника прокурора Осинского района Иркутской области Матаповой О.Ю., ответчиков Конарева Д.С., Решетникова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-32/2017 по иску прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Конареву Д. С. и Решетникову А. В. о возложении обязанности по очистке места незаконной рубки лесных насаждений,
установил :
Прокурор Осинского района обратился в суд с иском в интересах Росссийской Федерации и неопределенного круга лиц к Конареву Д.С. и Решетникову А.В. о возложении обязанности по очистке места незаконной рубки лесных насаждений от порубочных остатков. В обоснование заявленного иска указано, что приговором Осинского районного суда Иркутской области от <дата обезличена> Конарев Д.С. и Решетников А.В. осуждены за совершение незаконной рубки, совершенной в <дата обезличена> года в квартале №.... Бурят-Янгутского участкового лесничества ТО МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству, по ч.3 ст.260 УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы на срок ... каждому, с испытательным сроком .... При совершении указанного преступления ответчиками нарушены Правила пожарной безопасности в лесах и Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с п.п. 2, 6, 8 ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации к одним из основных принципов лесного законодательства относятся сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение охраны защиты лесов и использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде.
Согласно ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах должны осуществляться санитарно-оздоровительные мероприятия: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия (п.4 ч.1 ст.55 ЛК РФ).
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды.
В силу требований ч.2 ст.11 ЛК РФ граждане обязаны соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах, Правила санитарной безопасности в лесах.
Согласно п.1 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, настоящие Правила устанавливают единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах при использовании лесов не допускается несвоевременное проведении работ по очистке лесосек, загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами, иные действия, способные нанести вред лесам.
Согласно п.1 Правил Пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В нарушение указанных требований лесного законодательства ответчики после совершения незаконной рубки лесных насаждений оставили на месте рубки порубочные остатки, что может стать причиной возникновения и распространения лесного пожара. Наличие на лесосеке порубочных остатков противоречит требованиям санитарной и пожарной безопасности в лесах, ведет к захламлению лесного участка. Данный факт подтверждается приговором суда, актом осмотра мест рубок от <дата обезличена>, фотографиями.
В силу ст. 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими действиями вред.
В настоящее время ответчики не выполнили обязанности по устранению выявленного нарушения, а именно, не произвели очистку места незаконной рубки лесных насаждений от порубочных остатков.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.11 Федерального закона №7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Таким образом, бездействием ответчиков нарушены права и интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих свою жизнедеятельность на прилегающей к месту незаконной рубки территории, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, на благоприятную окружающую среду. Также в результате бездействия ответчиков повышается угроза возникновения и распространения лесного пожара в пожароопасный период.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и государства.
Обращение прокурора с настоящим иском обусловлено необходимостью защиты интересов неопределённого круга лиц, направлено на устранение выявленных нарушений закона и профилактику наиболее тяжких последствий, которые могут возникнуть в результате бездействия ответчиков.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Осинского района Матапова О.Ю. заявленные исковые требования поддержала полностью по доводам, указанным в исковом заявлении, просила суд данные требования удовлетворить.
Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ТО Министерства лесного комплекса Иркутской области по Осинскому лесничеству, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, с заявлениями об отложении судебного заседания не обращался, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщил.
Суд в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Ответчики Конарев Д.С. и Решетников А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласились полностью, суду пояснили, что готовы выполнить свою обязанность по очистке места совершенном ими незаконной рубки в срок до 01 апреля 2017 года.
Суд, заслушав объяснения представителя истца, ответчиков, исследовав представленные материалы, считает необходимым заявленные прокурором Осинского района исковые требования удовлетворить, поскольку они являются законными и обоснованными.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, регулирует Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с п.п.2 ст.1 ЛК РФ к одним из основных принципов лесного законодательства относятся сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение охранены и защиты лесов и использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия, вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия (п.4 ч.1 ст.55 ЛК РФ).
Приговором Осинского районного суда от <дата обезличена> Конарев Д.С. и Решетников А.В. признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.260 УК РФ, - незаконной рубки лесных насаждений, а именно в том, что <дата обезличена>, в период времени с 14 часов до 16 часов Конарев Д.С. и Решетников А.В., имея умысел на совершение незаконной рубки лесных насаждений, находящихся в квартале №.... Бурят-Янгутского участкового лесничества ТО АЛХ Иркутской области по Осинскому лесничеству, совершили незаконную рубку лесных насаждений, расположенных на территории Осинского района Иркутской области, породы сосна в количестве ... деревьев, хвойной породы сосна.
Судом достоверно установлено, что на месте незаконной рубки, совершенной Конаревым Д.С. и Решетниковым А.В., имеются порубочные остатки, очистка которых не произведена до настоящего времени.
В соответствии с положениями ч.3 ст.16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно информационного письма начальника территориального отдела МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству после выявленного и пресеченного лесонарушения, совершенного Конаревым Д.С. и Решетниковым А.В., очистка лесного фонда в квартале №.... Бурят-Янгутского участкового лесничества ТО МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству от порубочных остатков не производилась. Наличие порубочных остатков может привести к возникновению и распространению лесного пожара.
В соответствии п.п. «г», «з», «к» п.13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины», при заготовке древесины запрещается оставление завалов, включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья, и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению, не допускается оставление невывезенной в установленный срок, включая предоставление отсрочки, древесины на лесосеке, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Кроме того, согласно п.61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины», очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений трелевкой древесины. Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
Очистка мест рубок предусмотрена Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417. Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах, и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п.1).
В соответствии с п.9 Правил пожарной безопасности в лесах запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Согласно п.16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Пунктом 17 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время, укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ, завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.
Согласно п.п. «б», «е» п.39 Правил санитарной безопасности в лесах при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению или работ по их рекультивации, загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно, и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Согласно п.1 ст.11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Судом установлено, что до настоящего времени указанные нарушения требований лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды не устранены.
Неосуществление ответчиками мероприятий по очистке места незаконной рубки от порубочных остатков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих свою жизнедеятельность на прилегающей к месту незаконной рубки территории, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, на благоприятную окружающую среду. Повышается угроза возникновения лесных пожаров в пожароопасный период.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что организовать очистку лесных участков от порубочных остатков обязаны ответчики, невыполнение требований лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды влечет нарушение прав Российской Федерации, в связи с чем исковые требования прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга к Конареву Д.С. и Решетникову А.В. о возложении обязанности по очистке места незаконной рубки лесных насаждений в квартале №.... Бурят-Янгутского участкового лесничества ТО МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству от порубочных остатков, образовавшихся в результате совершенного ими преступления, в срок до 1 апреля 2017 года, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурор, обратившийся в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в силу ст.333.39 ч.1 п.9 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины, которая составляет по данной категории дел ... (ст.333.19 ч.1 п. 3 НК РФ) и подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил :
исковые требования прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Конареву Д. С. и Решетникову А. В. удовлетворить.
Возложить на Конарева Д. С. и Решетникова А. В. обязанность по очистке места незаконной рубки лесных насаждений в квартале №.... Бурят-Янгутского участкового лесничества ТО МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству от порубочных остатков, образовавшихся в результате совершенного им преступления, в срок до 1 апреля 2017 года.
Об исполнении решения суда сообщить прокурору и в суд, принявший решение.
Взыскать с Конарева Д. С. государственную пошлину в доход местного бюджета (муниципального образования «Осинский район») в размере ...
Взыскать с Решетникова А. В. государственную пошлину в доход местного бюджета (муниципального образования «Осинский район») в размере ...
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутский области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда первой инстанции, принятое по данному делу, также может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу при условии, что до дня вступления его в законную силу оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Председательствующий судья Т.В. Суховеркина