Дело № 2-1721/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи: Курындиной Е.Ю.,
при секретаре: Теперик А.А.,
с участием административного истца – Овчинниковой И.Ю.,
представителя административного ответчика – АО «Воронежоблтехинвентаризация» - Сергеевой С.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 г. и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному иску Овчинниковой Ирины Юрьевны к БТИ Коминтерновского района г. Воронежа, акционерному обществу «Воронежоблтехинвентаризация» о признании незаконными действий БТИ Коминтерновского района г. Воронежа, обязании изготовить и выдать технический план на объект недвижимости,
У с т а н о в и л:
Овчинникова Ирина Юрьевна обратилась в суд с административным иском к БТИ Коминтерновского района г. Воронежа, акционерному обществу «Воронежоблтехинвентаризация» о признании незаконными действий БТИ Коминтерновского района г. Воронежа, обязании изготовить и выдать технический план на объект недвижимости.
В обоснование заявленных требований указав, что решением Центрального районного суда города Воронежа от 24 апреля 2017 года по делу №2-222/17 удовлетворён иск Овчинниковой И.Ю. к Аникеевой Л.М. о выделе в натуре 1/2 доли в нежилом помещении общей площадью 57,6 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.
(ФИО)2 выделена в собственность часть нежилого помещения, обозначенная V2 в лит. А общей площадью 28,3 кв.м., включающая в себя торговый зал общей площадью 15,9 кв.м., подсобное помещение площадью 11,4 кв.м., санузел площадью 1,0 кв.м.
Решение Центрального районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) вступило в законную силу.
Решение суда административным истцом исполнено, в результате чего создано изолированное жилое помещение V2 в лит. А общей площадью 28,3 кв.м.
Для регистрации своего права на указанный выше объект недвижимости Овчинниковой И.Ю. необходимо было получить техническую документацию в БТИ Центрального района города Воронежа, которое в настоящее время вошло в БТИ Коминтерновского района города Воронежа, филиал АО «Воронежоблтехинвентаризация», в связи с чем, 14 ноября 2017 года, истцом подано заявление № 475 с просьбой изготовить и выдать технический план.
Тем не менее, в выдаче данного документа Овчинниковой И.Ю. было отказано письмом № 298/11-17 от 22 ноября 2017 года со ссылкой на Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 05.06.2012) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", без указания конкретной статьи и разъяснения Министерства экономического развития РФ в приказе N 953 от 18 декабря 2015 г. «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащиеся в нём сведений», также без указания конкретной статьи, которой административный ответчик руководствовался.
В качестве причины отказа в выдаче технического плана административный ответчик указал в этом письме на необходимость обращения с совместным заявлением, Овчинниковой И.Ю. и собственника второй части указанного выше объекта недвижимости - Аникеевой Людмилы Михайловны.
Однако, она, в силу неприязненных отношений с административным истцом, возникшим после рассмотрения в Центральном суде указанного выше дела, являться в БТИ отказывается, как и подавать совместное заявление о выдаче технического паспорта.
Вместе с тем, признанный в судебном порядке вышеуказанный объект недвижимости, не нарушает права и законные интересы других лиц и имеет отдельный вход.
Данный объект предназначен для использования его под магазин и не может быть классифицирован как помещение, имеющее места общего пользования (коридоры, вспомогательные помещения и т.п.).
Отсутствие технической документации на указанный выше объект, препятствует Овчинниковой И.Ю. в регистрации ее права собственности и дальнейшего оформления (л.д. 7-9).
В последующем истцом требования были уточнены, с учетом уточнения иска просит признать незаконным отказ административного ответчика в выдаче общего технического плана на помещение общей площадью 57,6 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, включая и принадлежащее Овчинниковой И.Ю. на праве собственности изолированное нежилое помещение, обозначенное V2 в лит. А общей площадью 28,3 кв.м., состоящего из торгового зала, общей площадью 15,9 кв.м., подсобного помещения, площадью 11,4 кв.м., санузла, площадью 1,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; обязать устранить допущенные нарушения и выдать Овчинниковой И.Ю. технический план, на указанное выше нежилое помещение (л.д. 89-91).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 22 января 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено акционерное общество «Воронежоблтехинвентаризация» (л.д. 44-45).
01 февраля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (л.д. 73-74).
В судебном заседании истец Овчинникова И.Ю. заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика АО «Воронежоблтехинвентаризация» – Сергеева С.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2018 года (л.д. 35) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 36), против удовлетворения требований возражала, представила письменные возражения относительно заявленных требований (л.д. 37-39, 52-55, 106-110).
Административный ответчик Аникеева Л.М. о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке (л.д. 117), в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих;
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Установлено и подтверждается материалами дела, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от 24 апреля 2017 года, вступившим в законную силу 15 августа 2017 года, произведен выдел в натуре 1/2 доли, принадлежащей Овчинниковой Ирине Юрьевне в нежилом помещении (V лит. А) общей площадью 57,6 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, в собственность Овчинниковой Ирине Юрьевне выделена часть нежилого помещения, обозначенного V2 в лит. А общей площадью 28,3 кв.м, включающую в себя торговый зал площадью 15,9 кв.м, подсобное помещение площадью 11,4 кв.м, санузел площадью 1,0 кв.м.
В собственности Аникеевой Людмилы Михайловны оставлена часть спорного нежилого помещения V1 в лит. А общей площадью 28,3 кв.м, включающую торговый зал площадью 26,7 кв.м, санузел площадью 1,6 кв.м.
Прекращено право общей долевой собственности на нежилое встроенное помещение V в лит. А общей площадью 57,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязанность по возведению разделяющей стены возложена на Овчинникову Ирину Юрьевну с последующим разделением понесенных расходов поровну с Аникеевой Людмилой Михайловной.
Обязанность по оборудованию соответствующих частей нежилого помещения (V1, V2) возложена каждую из сторон (л.д. 17-20).
14 ноября 2017 года Овчинникова И.Ю. обратилась с заявлением на имя директора БТИ Коминтерновского района АО «Воронежоблтехинвентаризация» с просьбой подготовить все необходимые для этого документы, в том числе технический паспорт БТИ и технический план (л.д. 21).
22 ноября 2017 года филиалом АО «Воронежоблтехинвентаризация» Овчинниковой И.Ю. сообщено, что изготовить технический план по адресу: <адрес>, нежилое встроенное помещение V в лит. А согласно решению Центрального районного суда г. Воронежа от 24.04.2017 г. дело №2-222/2017 не представляется возможным, так как с 01.01.2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и требования к приказу №953 от 18.12.2015 г. «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состав содержащихся в нем требований, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений». Декларации об объекте недвижимости по вышеуказанному закону и приказу заполняются всеми правообладателями объекта, а также копии документов, подтверждающих полномочия представителей включаются в состав декларации (л.д. 22).
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (вступил в силу с 01.01.2017, далее - Закон) под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, в том числе, о земельных участках, зданиях, сооружениях и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных этим Законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 14 Закона осуществление государственного кадастрового учета всех помещений осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Подпунктом 7 части 2 статьи 14 Закона установлено, что одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета земельного участка, является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения, в том числе, о здании, сооружении, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о частях здания, сооружения либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости (п. 11 ст. 24 Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, перепланировки помещений государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 утверждены формы технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, а также форма декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке, составу содержащихся в ней сведений (согласно ч. 13 ст. 24 Закона).
Как следует из приложений N 3, 4 к Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Требования к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений", декларация является неотъемлемой частью технического плана. Декларация в отношении здания, сооружения, или объекта незавершенного строительства составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем. Если правообладателями являются участники общей собственности, декларация подписывается всеми участниками общей собственности.
Таким образом, действующий порядок предоставления декларации для внесения сведений об объекте в ЕГРН требует подачи декларации всеми участниками общей собственности.
Овчинникова И.Ю. в обоснование своих требований ссылается на неприязненные отношения с ответчиком Аникеевой Л.М., которая отказывается совместно с административным истцом обратиться в БТИ для выдачи технического плана.
В подтверждение указанной позиции административным истцом представлена телеграмма, направленная на адрес Аникеевой Л.М. с просьбой явиться 22 марта 2018 года в 10 час. в БТИ Коминтерновского района АО «Воронежоблтехинвентаризация» для подачи совместного заявления (л.д. 116).
Подача данной телеграммы, по мнению суда не может служить безусловным подтверждением отказа Аникеевой Л.М. в подаче совместного заявления с целью оформления технического плана, поскольку Овчинникова И.Ю. просит признать незаконными действия административного ответчика по отказу в выдаче технического плана по заявлению от 14 ноября 2017 года, в то время как телеграмма подана 17 марта 2018 года.
Иных доказательств тому, что Аникеева Л.М. отказывается совместно подать заявление о выдаче технического плана не представлено.
Кроме того, суд обращает внимание и на то обстоятельство, что требований к Аникеевой Л.М. административным истцом Овчинниковой И.Ю. не заявлено.
В соответствии с п. 7 приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (ред. от 01.11.2016) «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» при выполнении кадастровых работ одновременно в отношении всех помещений, машино-мест в здании, сооружении, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в ЕГРН, а также в случае образования помещений в результате перепланировки подготавливается один технический план, содержащий разделы "Описание местоположения объекта недвижимости" (в отношении машино-мест), "Характеристики объекта недвижимости", "Сведения о части (частях) объекта недвижимости" (в отношении помещений, при необходимости), "Заключение кадастрового инженера", "Схема геодезических построений" (при необходимости), "План объекта недвижимости, План этажа (этажей), План части этажа (этажей)". Названные разделы технического плана заполняются в отношении каждого помещения, машино-места.
В соответствии со ст. 29.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.02.2018) "О кадастровой деятельности" кадастровый инженер имеет право:
1) требовать при выполнении кадастровых работ от заказчика кадастровых работ обеспечения доступа на объект, в отношении которого выполняются кадастровые работы, от заказчика кадастровых работ или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, предоставления документации, необходимой для выполнения соответствующих работ, если иное не установлено договором подряда на выполнение кадастровых работ;
2) отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если заказчик кадастровых работ нарушил условия договора подряда на выполнение кадастровых работ и не обеспечил предоставление необходимой информации и (или) необходимых в соответствии с федеральным законом для выполнения кадастровых работ документов или не обеспечил доступ на объект, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровому инженеру, выполняющему такие работы.
Таким образом, административным истцом не представлено доказательств нарушения ее прав отказом в БТИ Коминтерновского района г. Воронежа в изготовлении технического плана.
Кроме того, решением Центрального суда г. Воронежа от 24.04.2017 г. возложена обязанность по возведению разделяющей стены на Овчинникову И.Ю., по оборудованию соответствующих частей нежилого помещения – на каждую из сторон (л.д. 72).
Доказательств выполнения указанной обязанности суду не представлено.
Представленные административным истцом фотографии помещения (л.д. 66, 67, 68) однозначно не указывают на спорный объект недвижимости, на выполненные во исполнение решения суда работы.
Следует отметить также, что БТИ Коминтерновского района г. Воронежа АО «Воронежоблтехинвентаризация» является коммерческой организацией, отказ в выдаче технического плана помещения Овчинниковой И.Ю. не лишает ее права обращения к иным кадастровым инженерам с целью изготовления технического плана.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.
В соответствии с диспозитивным началом, выражающим цели правосудия по административным делам, прежде всего конституционную цель защиты прав и свобод человека и гражданина, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4), а судья выносит определение о принятии административного искового заявления к производству суда, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу (часть 2 статьи 127).
Таким образом, для принятия заявления к производству суда достаточно того, что заявитель выступил в защиту своего нарушенного права.
Вместе с тем, для удовлетворения требований заявителя недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому заявителю должно приводить к нарушению его прав. При этом решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к реализации названного права.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования Овчинниковой И.Ю. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Овчинниковой Ирине Юрьевне о признании незаконным отказа БТИ Коминтерновского района г. Воронежа акционерного общества «Воронежоблтехинвентаризация» в выдаче технического плана на помещение общей площадью 57,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, включая и принадлежащее на праве собственности Овчинниковой Ирине Юрьевне изолированное нежилое помещение, обозначенное V2 в лит. А общей площадью 28,3 кв.м., состоящего из торгового зала общей площадью 15,9 кв.м., подсобного помещения, площадью 11,4 кв.м., санузла, площадью 1,0 кв. м. – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 05.04.2018 г.
Дело № 2-1721/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи: Курындиной Е.Ю.,
при секретаре: Теперик А.А.,
с участием административного истца – Овчинниковой И.Ю.,
представителя административного ответчика – АО «Воронежоблтехинвентаризация» - Сергеевой С.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 г. и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному иску Овчинниковой Ирины Юрьевны к БТИ Коминтерновского района г. Воронежа, акционерному обществу «Воронежоблтехинвентаризация» о признании незаконными действий БТИ Коминтерновского района г. Воронежа, обязании изготовить и выдать технический план на объект недвижимости,
У с т а н о в и л:
Овчинникова Ирина Юрьевна обратилась в суд с административным иском к БТИ Коминтерновского района г. Воронежа, акционерному обществу «Воронежоблтехинвентаризация» о признании незаконными действий БТИ Коминтерновского района г. Воронежа, обязании изготовить и выдать технический план на объект недвижимости.
В обоснование заявленных требований указав, что решением Центрального районного суда города Воронежа от 24 апреля 2017 года по делу №2-222/17 удовлетворён иск Овчинниковой И.Ю. к Аникеевой Л.М. о выделе в натуре 1/2 доли в нежилом помещении общей площадью 57,6 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.
(ФИО)2 выделена в собственность часть нежилого помещения, обозначенная V2 в лит. А общей площадью 28,3 кв.м., включающая в себя торговый зал общей площадью 15,9 кв.м., подсобное помещение площадью 11,4 кв.м., санузел площадью 1,0 кв.м.
Решение Центрального районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) вступило в законную силу.
Решение суда административным истцом исполнено, в результате чего создано изолированное жилое помещение V2 в лит. А общей площадью 28,3 кв.м.
Для регистрации своего права на указанный выше объект недвижимости Овчинниковой И.Ю. необходимо было получить техническую документацию в БТИ Центрального района города Воронежа, которое в настоящее время вошло в БТИ Коминтерновского района города Воронежа, филиал АО «Воронежоблтехинвентаризация», в связи с чем, 14 ноября 2017 года, истцом подано заявление № 475 с просьбой изготовить и выдать технический план.
Тем не менее, в выдаче данного документа Овчинниковой И.Ю. было отказано письмом № 298/11-17 от 22 ноября 2017 года со ссылкой на Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 05.06.2012) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", без указания конкретной статьи и разъяснения Министерства экономического развития РФ в приказе N 953 от 18 декабря 2015 г. «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащиеся в нём сведений», также без указания конкретной статьи, которой административный ответчик руководствовался.
В качестве причины отказа в выдаче технического плана административный ответчик указал в этом письме на необходимость обращения с совместным заявлением, Овчинниковой И.Ю. и собственника второй части указанного выше объекта недвижимости - Аникеевой Людмилы Михайловны.
Однако, она, в силу неприязненных отношений с административным истцом, возникшим после рассмотрения в Центральном суде указанного выше дела, являться в БТИ отказывается, как и подавать совместное заявление о выдаче технического паспорта.
Вместе с тем, признанный в судебном порядке вышеуказанный объект недвижимости, не нарушает права и законные интересы других лиц и имеет отдельный вход.
Данный объект предназначен для использования его под магазин и не может быть классифицирован как помещение, имеющее места общего пользования (коридоры, вспомогательные помещения и т.п.).
Отсутствие технической документации на указанный выше объект, препятствует Овчинниковой И.Ю. в регистрации ее права собственности и дальнейшего оформления (л.д. 7-9).
В последующем истцом требования были уточнены, с учетом уточнения иска просит признать незаконным отказ административного ответчика в выдаче общего технического плана на помещение общей площадью 57,6 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, включая и принадлежащее Овчинниковой И.Ю. на праве собственности изолированное нежилое помещение, обозначенное V2 в лит. А общей площадью 28,3 кв.м., состоящего из торгового зала, общей площадью 15,9 кв.м., подсобного помещения, площадью 11,4 кв.м., санузла, площадью 1,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; обязать устранить допущенные нарушения и выдать Овчинниковой И.Ю. технический план, на указанное выше нежилое помещение (л.д. 89-91).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 22 января 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено акционерное общество «Воронежоблтехинвентаризация» (л.д. 44-45).
01 февраля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (л.д. 73-74).
В судебном заседании истец Овчинникова И.Ю. заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика АО «Воронежоблтехинвентаризация» – Сергеева С.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2018 года (л.д. 35) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 36), против удовлетворения требований возражала, представила письменные возражения относительно заявленных требований (л.д. 37-39, 52-55, 106-110).
Административный ответчик Аникеева Л.М. о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке (л.д. 117), в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих;
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Установлено и подтверждается материалами дела, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от 24 апреля 2017 года, вступившим в законную силу 15 августа 2017 года, произведен выдел в натуре 1/2 доли, принадлежащей Овчинниковой Ирине Юрьевне в нежилом помещении (V лит. А) общей площадью 57,6 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, в собственность Овчинниковой Ирине Юрьевне выделена часть нежилого помещения, обозначенного V2 в лит. А общей площадью 28,3 кв.м, включающую в себя торговый зал площадью 15,9 кв.м, подсобное помещение площадью 11,4 кв.м, санузел площадью 1,0 кв.м.
В собственности Аникеевой Людмилы Михайловны оставлена часть спорного нежилого помещения V1 в лит. А общей площадью 28,3 кв.м, включающую торговый зал площадью 26,7 кв.м, санузел площадью 1,6 кв.м.
Прекращено право общей долевой собственности на нежилое встроенное помещение V в лит. А общей площадью 57,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязанность по возведению разделяющей стены возложена на Овчинникову Ирину Юрьевну с последующим разделением понесенных расходов поровну с Аникеевой Людмилой Михайловной.
Обязанность по оборудованию соответствующих частей нежилого помещения (V1, V2) возложена каждую из сторон (л.д. 17-20).
14 ноября 2017 года Овчинникова И.Ю. обратилась с заявлением на имя директора БТИ Коминтерновского района АО «Воронежоблтехинвентаризация» с просьбой подготовить все необходимые для этого документы, в том числе технический паспорт БТИ и технический план (л.д. 21).
22 ноября 2017 года филиалом АО «Воронежоблтехинвентаризация» Овчинниковой И.Ю. сообщено, что изготовить технический план по адресу: <адрес>, нежилое встроенное помещение V в лит. А согласно решению Центрального районного суда г. Воронежа от 24.04.2017 г. дело №2-222/2017 не представляется возможным, так как с 01.01.2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и требования к приказу №953 от 18.12.2015 г. «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состав содержащихся в нем требований, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений». Декларации об объекте недвижимости по вышеуказанному закону и приказу заполняются всеми правообладателями объекта, а также копии документов, подтверждающих полномочия представителей включаются в состав декларации (л.д. 22).
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (вступил в силу с 01.01.2017, далее - Закон) под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, в том числе, о земельных участках, зданиях, сооружениях и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных этим Законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 14 Закона осуществление государственного кадастрового учета всех помещений осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Подпунктом 7 части 2 статьи 14 Закона установлено, что одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета земельного участка, является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения, в том числе, о здании, сооружении, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о частях здания, сооружения либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости (п. 11 ст. 24 Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, перепланировки помещений государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 утверждены формы технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, а также форма декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке, составу содержащихся в ней сведений (согласно ч. 13 ст. 24 Закона).
Как следует из приложений N 3, 4 к Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Требования к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений", декларация является неотъемлемой частью технического плана. Декларация в отношении здания, сооружения, или объекта незавершенного строительства составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем. Если правообладателями являются участники общей собственности, декларация подписывается всеми участниками общей собственности.
Таким образом, действующий порядок предоставления декларации для внесения сведений об объекте в ЕГРН требует подачи декларации всеми участниками общей собственности.
Овчинникова И.Ю. в обоснование своих требований ссылается на неприязненные отношения с ответчиком Аникеевой Л.М., которая отказывается совместно с административным истцом обратиться в БТИ для выдачи технического плана.
В подтверждение указанной позиции административным истцом представлена телеграмма, направленная на адрес Аникеевой Л.М. с просьбой явиться 22 марта 2018 года в 10 час. в БТИ Коминтерновского района АО «Воронежоблтехинвентаризация» для подачи совместного заявления (л.д. 116).
Подача данной телеграммы, по мнению суда не может служить безусловным подтверждением отказа Аникеевой Л.М. в подаче совместного заявления с целью оформления технического плана, поскольку Овчинникова И.Ю. просит признать незаконными действия административного ответчика по отказу в выдаче технического плана по заявлению от 14 ноября 2017 года, в то время как телеграмма подана 17 марта 2018 года.
Иных доказательств тому, что Аникеева Л.М. отказывается совместно подать заявление о выдаче технического плана не представлено.
Кроме того, суд обращает внимание и на то обстоятельство, что требований к Аникеевой Л.М. административным истцом Овчинниковой И.Ю. не заявлено.
В соответствии с п. 7 приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (ред. от 01.11.2016) «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» при выполнении кадастровых работ одновременно в отношении всех помещений, машино-мест в здании, сооружении, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в ЕГРН, а также в случае образования помещений в результате перепланировки подготавливается один технический план, содержащий разделы "Описание местоположения объекта недвижимости" (в отношении машино-мест), "Характеристики объекта недвижимости", "Сведения о части (частях) объекта недвижимости" (в отношении помещений, при необходимости), "Заключение кадастрового инженера", "Схема геодезических построений" (при необходимости), "План объекта недвижимости, План этажа (этажей), План части этажа (этажей)". Названные разделы технического плана заполняются в отношении каждого помещения, машино-места.
В соответствии со ст. 29.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.02.2018) "О кадастровой деятельности" кадастровый инженер имеет право:
1) требовать при выполнении кадастровых работ от заказчика кадастровых работ обеспечения доступа на объект, в отношении которого выполняются кадастровые работы, от заказчика кадастровых работ или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, предоставления документации, необходимой для выполнения соответствующих работ, если иное не установлено договором подряда на выполнение кадастровых работ;
2) отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если заказчик кадастровых работ нарушил условия договора подряда на выполнение кадастровых работ и не обеспечил предоставление необходимой информации и (или) необходимых в соответствии с федеральным законом для выполнения кадастровых работ документов или не обеспечил доступ на объект, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровому инженеру, выполняющему такие работы.
Таким образом, административным истцом не представлено доказательств нарушения ее прав отказом в БТИ Коминтерновского района г. Воронежа в изготовлении технического плана.
Кроме того, решением Центрального суда г. Воронежа от 24.04.2017 г. возложена обязанность по возведению разделяющей стены на Овчинникову И.Ю., по оборудованию соответствующих частей нежилого помещения – на каждую из сторон (л.д. 72).
Доказательств выполнения указанной обязанности суду не представлено.
Представленные административным истцом фотографии помещения (л.д. 66, 67, 68) однозначно не указывают на спорный объект недвижимости, на выполненные во исполнение решения суда работы.
Следует отметить также, что БТИ Коминтерновского района г. Воронежа АО «Воронежоблтехинвентаризация» является коммерческой организацией, отказ в выдаче технического плана помещения Овчинниковой И.Ю. не лишает ее права обращения к иным кадастровым инженерам с целью изготовления технического плана.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.
В соответствии с диспозитивным началом, выражающим цели правосудия по административным делам, прежде всего конституционную цель защиты прав и свобод человека и гражданина, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4), а судья выносит определение о принятии административного искового заявления к производству суда, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу (часть 2 статьи 127).
Таким образом, для принятия заявления к производству суда достаточно того, что заявитель выступил в защиту своего нарушенного права.
Вместе с тем, для удовлетворения требований заявителя недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому заявителю должно приводить к нарушению его прав. При этом решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к реализации названного права.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования Овчинниковой И.Ю. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Овчинниковой Ирине Юрьевне о признании незаконным отказа БТИ Коминтерновского района г. Воронежа акционерного общества «Воронежоблтехинвентаризация» в выдаче технического плана на помещение общей площадью 57,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, включая и принадлежащее на праве собственности Овчинниковой Ирине Юрьевне изолированное нежилое помещение, обозначенное V2 в лит. А общей площадью 28,3 кв.м., состоящего из торгового зала общей площадью 15,9 кв.м., подсобного помещения, площадью 11,4 кв.м., санузла, площадью 1,0 кв. м. – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 05.04.2018 г.