Дело №2-37/2020 (2-1051/2019;)
УИД 24RS0031-01-2019-001198-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2020г. пгт. Курагино Красноярского края
Курагинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Васильевой П.В.,
при секретаре судебного заседания Войтюк О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации Пойловского сельсовета Курагинского района Красноярского края о возложении обязанности установить на территории кладбища общественные туалеты выгребного типа с водонепроницаемыми выгребами, обеспечить хозяйственное-питьевое водоснабжение территории кладбища, установить на территории кладбища урны для сбора мусора, оборудовать площадки для мусоросборников,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Курагинского района Красноярского края обратился в суд с иском (с учётом уточнений) о возложении обязанности в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу на администрацию Курагинского района предоставить администрации Пойловского сельсовета земельный участок для размещения кладбища по адресу: 200 метров на юго-запад от <адрес> в постоянное бессрочное пользование, на администрацию Пойловского сельсовета - зарегистрировать право постоянного бессрочного пользования на земельный участок, занимаемый кладбищем по адресу: 200 метров на юго-запад от <адрес>; в соответствии с п. 4 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных №983-72 от 16 июня 1972, п.6.4 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» установить на территории кладбища общественные туалеты выгребного типа с водонепроницаемыми выгребами; в соответствии с п. 6.3 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» обеспечить хозяйственно-питьевое водоснабжение территории кладбища; на территории кладбища оборудовать зону стоянки для автокатафалков и автотранспорта, установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним в соответствии с требованиями п.6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11.
Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения требований земельного законодательства при организации ритуальных услуг установлено, что на территории муниципального образования <...> размещено действующее кладбище по адресу: 200 метров на юго-запад от <адрес>. В нарушение Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года, СанПиН 2.1.2882-11 установление границ земельного участка кладбища по адресу: 200 метров на юго-запад от <адрес> на местности не произведено, в реестре муниципальной собственности земельный участок не состоит, постановка земельного участка на государственный кадастровый учёт и регистрация права собственности на него не производилась, не организовано содержание кладбища, обваловка территории не осуществлена, территория кладбища не разделена на функциональные зоны, хозяйственно-питьевое водоснабжение, шахтные колодцы для полива и общественные туалеты выгребного типа на территории кладбища отсутствуют. На территории кладбища отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с ограждением, твёрдым покрытием с подъездами к ним, стоянки для автокатафалков и автотранспорта.
В связи с чем, по мнению истца, администрацией Пойловского сельсовета Курагинского района ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории кладбища, меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека не принимаются, что нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при их посещении кладбища, права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
В судебном заседании истец – старший помощник прокурора Курагинского района Красноярского края Степанов С.А. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, просил суд обязать администрацию Пойловского сельсовета в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с п. 4 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных №983-72 от 16 июня 1972, п.6.4 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» установить на территории кладбища общественные туалеты выгребного типа с водонепроницаемыми выгребами; в соответствии с п. 6.3 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» обеспечить хозяйственно-питьевое водоснабжение территории кладбища; на территории кладбища установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним в соответствии с требованиями п.6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11.
Представитель ответчика администрации Пойловского сельсовета Курагинского района Красноярского края Верстина Н.С. (полномочия по доверенности) исковые требования прокурора признала в части установления на территории кладбища общественных туалетов выгребного типа с водонепроницаемыми выгребами и установления урн для сбора мусора, площадки для мусоросборников, в части обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения территории кладбища просила отказать, указывая, что кладбище находится в небольшом населённом пункте, захоронения производятся редко, в связи с чем полагала указанное требование неактуальным и нецелесообразным, вместе с тем, требующим больших финансовых затрат.
Представители третьих лиц Межрегионального территориального Управления Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Министерства лесного хозяйства Красноярского края, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия их прав в лице территориального отдела в г. Минусинске, надлежащим образом и своевременно (почтовыми уведомлениями, полученными лично ДД.ММ.ГГГГг. и ДД.ММ.ГГГГг. соответственно) извещённые о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, адресовали суду заявления, в которых ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочиями на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель на территории сельского поселения обладает орган местного самоуправления соответствующего муниципального района.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 17 Закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Закона).
В соответствии ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 Закона).
В силу ст. 8 Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года № 84 утверждены правила СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Согласно 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утверждённым в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зелёных насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зелёной защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды (п. 6.3).
При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (п. 6.4).
На участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зелёных насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним (п. 6.6).
В силу 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твёрдое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведённой прокуратурой Курагинского района, установлено, что на территории муниципального образования <...> размещено кладбище по адресу: 200 метров на юго-запад от <адрес>, которое является действующим, содержание кладбища должным образом не организовано: обваловка территории не осуществлена, территория кладбища не разделена на функциональные зоны, канализование, водоснабжение, электроснабжение, благоустройство территории не обеспечено, планировочное решение зоны захоронений с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, отсутствуют, хозяйственно-питьевое водоснабжение, шахтные колодцы для полива и общественные туалеты выгребного типа на территории кладбища отсутствуют. На территории кладбища отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с ограждением, твёрдым покрытием с подъездами к ним, стоянки для автокатафалков и автотранспорта.
Прокурор Курагинского района в интересах неопределённого круга лиц, ссылаясь на нарушения прав граждан на охрану здоровья и санитарное-эпидемиологическое благополучие, просит устранения указанных нарушений.
В ходе рассмотрения гражданского дела прокуратурой Курагинского района с привлечением специалиста-эксперта территориального отдела <...> в лице <...> по поручению суда, в присутствии главы Пойловского сельсовета Курагинского района Пирожкова В.Г., ДД.ММ.ГГГГг. был проведён осмотр кладбища, расположенного в 200 метров на юго-запад от <адрес> на предмет соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании указанного кладбища.
По результатам проведения проверки установлено, что кладбище, находящееся на территории <...> по адресу: <адрес>, 200 метров на юго-запад от <адрес>, включено в санитарную классификацию СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Согласно санитарной классификации, сельские кладбища относятся к объектам V класса опасности с санитарно-защитными зонами – 50 метров, что в данном случае предусмотрено. Кладбище размещено за границами населённого пункта <адрес>, на расстоянии более 200 метров от жилой застройки. Участок кладбища благоустроен, ограждён по периметру, имеет удобные подъездные пути для автотранспорта, стоянку для автотранспорта, что соответствует требованиям СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
В нарушение требований СанПиН 2.1.2882-11 на участке вышеназванного кладбища отсутствует площадка для мусоросборников, имеющая ограждение и твёрдое покрытие, отсутствуют урны для сбора мусора, что не соответствует требованиям п.6.6 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
В нарушение п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11 на участке кладбища и прилегающей к нему территории отсутствуют централизованные системы водоснабжения и канализации, отсутствует общественный туалет выгребного типа.
Согласно вышеназванному пункту при отсутствии централизованной системы водоснабжения допускается устройство шахтных колодцев для полива, что в данном случае также не предусмотрено.
В нарушение п.6.3 СанПиН 2.1.2882-11 на кладбище для питьевых и хозяйственных нужд не предусмотрено хозяйственно-питьевое водоснабжение.
В силу п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11 при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
В настоящее время земельный участок используется для погребения.
Администрацией Пойловского сельсовета Курагинского района не предоставлены правоустанавливающие документы на участок кладбища по вышеуказанному адресу.
Санитарно-эпидемиологическая оценка земельного участка под размещения кладбища и утверждённый в установленном порядке проект кладбища не представлены, в связи с чем не представляется возможным оценить следующие вопросы: наличие водоупорного слоя для кладбища традиционного типа, систему дренажа, обваловку территории, планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки.
Рассматривая требования прокурора Курагинского района в интересах неопределённого круга лиц в части возложения обязанности на администрацию Пойловского сельсовета обязанности в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу установить на территории кладбища общественные туалеты выгребного типа с водонепроницаемыми выгребами, обеспечить хозяйственно-питьевое водоснабжение, установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании письменными материалами дела и пояснениями сторон установлено, что в нарушение п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 01.10.2019) «О погребении и похоронном деле» администрацией Пойловского сельсовета Курагинского района ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории кладбища по адресу: 200 метров на юго-запад от <адрес>, меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека не принимаются.
Несоблюдение администрацией Пойловского сельсовета Курагинского района требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологических требований к устройству и содержанию кладбища нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при его посещении, права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Таким образом, поскольку администрация Пойловского сельсовета Курагинского района осуществляет полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в настоящее время, в связи с чем, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, должна руководствоваться СанПиН, которые являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, чья деятельность связана с содержанием кладбищ.
Вместе с тем, суд принимает ко вниманию доводы ответчика о нецелесообразности обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения территории кладбища, поскольку кладбище находится в небольшом населённом пункте, где не все улицы села имеют дороги с твердым покрытием, захоронения производятся редко, численность сельского поселения составляет 727 человек, о чем свидетельствуют представленные статистические данные.
Согласно информации, предоставленной администрацией Пойловского сельсовета, за период ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ от жителей <...> заявлений и жалоб на ненадлежащее содержание, обустройство кладбища, не поступало.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения территории кладбища.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счёт ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд находит указанный в иске срок – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу - разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по устранению выявленных недостатков и полагает необходимым возложить обязанность на ответчика по проведению вышеуказанных работ в указанный срок.
Кроме того, ответчик в соответствии со ст. 203 ГПК РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок, вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Курагинского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить частично.
Возложить обязанность на администрацию Пойловского сельсовета Курагинского района Красноярского края в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями 6.3, 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» установить на территории кладбища, расположенного в 200 метров на юго-запад от <адрес> общественные туалеты выгребного типа с водонепроницаемыми выгребами; установить на территории кладбища, расположенного в 200 метров на юго-запад от <адрес> урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путём подачи жалобы в Курагинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 14 февраля 2020г.
Председательствующий: судья П.В. Васильева