Дело № 2-7346/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 03 июня 2015 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Молоковой Л.К.,
при секретаре Сергеевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО3, ФИО11, ФИО12 к ФИО16 о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском, мотивируя тем, что расположенный по адресу: <адрес> состоит из секции, в которой расположены квартиры истцов и секции общежития, в которой расположены помещения, находящиеся в пользовании только жильцов указанной секции, при этом отнесенные к общедомовым площадям (кухни, туалеты, душевые, коридоры и др.). Поставляемая в дом электроэнергия на общедомовые нужды в основном используется в указанных помещениях, при этом оплата распределяется между всеми жильцами дома, пропорционально занимаемым площадям, при этом, поскольку площади комнат в общежитии, значительно меньше площади квартир, в которых имеются свои кухни, туалеты и коридоры, распределение оплаты мест общего пользования не соответствует принципам разумности и справедливости. Ответчик отказал добровольно произвести раздел начислений.
Просят обязать ФИО17 производить расчеты электроэнергии на общедомовые нужды раздельно по бывшему общежитию от подъездов с квартирами.
Истцы ФИО4, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО3, ФИО11 в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Истцы ФИО5, ФИО9, ФИО12, представитель третьего лица ФИО18 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суд не проинформирован.
Представитель ответчика по доверенности ФИО14 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица ФИО20 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из положений ч. 1 ст. 4 ЖК РФ следует, что жилищное законодательство в числе иных отношений, регулирует отношения по поводу управления многоквартирными домами, пользования общим имуществом собственников помещений, содержания и ремонта жилых помещений, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с положениями ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; вследствие действий (бездействий) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Положениями ст. 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено договором или законом.
Из положений ч. 3 ст. 30 ЖК РФ следует, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. В ст. 36 ЖК РФ определен состав имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.
Согласно части 3 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Из положений ч. 1 ст. 154 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плата за коммунальные услуги, при этом. Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Таким образом, из приведенных норм Жилищного кодекса усматривается, что обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, возлагается на всех без исключения собственников и нанимателей жилых помещений в этом доме независимо от того, на каком этаже либо в каком подъезде находится занимаемое жилое помещение.
Как следует из положений частей 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 31 - 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, размер обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, определяются органами управления. Размеры платы должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (п. 28). При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации несут расходы на содержание и ремонт общего имущества с учетом внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Если размер вносимой нанимателями таких жилых помещений платы меньше, чем размер платы, установленной в договоре управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем указанных жилых помещений в согласованном с управляющей организацией порядке (п.38).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с п. п. 1 п. 3 приложения № 2 к настоящим Правилам. В п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 определен расчет платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, если отсутствует коллективный (общедомовой) общий (квартирный) и индивидуальный прибор учета.
Плата за коммунальные услуги является платой за количество потребленных коммунальных ресурсов, которые не входят в состав общего имущества, соответственно наличие или отсутствие в многоквартирном доме коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, не освобождает потребителей от оплаты коммунальных услуг, в том числе технологических потерь коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, предназначенных для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Оплата собственниками потребляемой электроэнергии по индивидуальным приборам учета или по нормативам за свои жилые помещения при отсутствии общедомовых приборов учета не учитывает общедомовые затраты.
В соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации, содержащимися в Письме от 18.06.2007 № 11356-ЮТ/07, освещение помещений общего пользования трактуется как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования и обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем к предоставлению коммунальных услуг. При этом количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» электрическую энергию (мощность) реализует потребителям (покупателям) гарантирующий поставщик на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.
Таким образом, в объем электропотребления многоквартирного дома включаются расходы по электроснабжению мест общего пользования и на общедомовые нужды.
Данный вывод подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, указанной в Решении Верховного Суда РФ от 26.05.2005 № ГКПИ05-588.
Исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм, принимая во внимание, что в соответствии с техническим паспортом ФИО19, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является единым объектом, общей площадью 3046,4 кв.м. Доказательств того, что указанный объект недвижимости разделен, либо имеется возможность его разделения на отдельные объекты суду не представлено, в ходе судебного разбирательства указанные обстоятельства установлены не были, суд полагает правомерным в удовлетворении исковых требований отказать.
Доводы о том, что ФИО21 начисления по спорному дому были разделены не могут быть приняты в качестве доказательства возможности разделения начислений, поскольку, порядок начисления платы за потребленную многоквартирным домом электроэнергию установлен законом, применение иного порядка повлечет нарушение закона, что недопустимо.
Доводы истцов об отсутствии возможности и необходимости использовать помещения, относящиеся к общедомовому имуществу, расположенные в третьем подъезде указанного дома, суд не принимает во внимание, поскольку они не имеют правового значения для разрешения спора. Кроме того, в подтверждение довода не представлено доказательств, что истцами предпринимались попытки использовать помещения, а со стороны жильцов третьего подъезда чинились тому препятствия.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, принимая во внимание, что нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность разделения начислений по оплате электроснабжения мест общего пользования в многоквартирном доме по каждому подъезду отдельно, согласно техническим характеристикам объект недвижимости является единым, суд полагает правомерным в удовлетворении требований о разделении начислений отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО3, ФИО11, ФИО12 в удовлетворении исковых требований к ФИО22 о возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.К. Молокова
Мотивированное решение изготовлено 08 июня 2015 года