Дело №57RS0022-01-2021-004282-68 Производство №2-2619/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2021 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Каверина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марокиной К.С.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» о возложении обязанности устранить дефекты дорожного покрытия,
установил:
Новодеревеньковский межрайонный прокурор Орловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» (далее КУ ОО «Орелгосзаказчик») о возложении обязанности устранить дефекты дорожного покрытия.
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки на автомобильной дороге регионального значения «Хомутово-Александровка» выявлены дефекты проезжей части – ямочность, просадки обочины, разрушение дорожного покрытия проезжей части на всей протяженности дорожного покрытия. Ответчик КУ ОО «Орелгосзаказчик» является организацией, за которой указанная дорога закреплена на праве оперативного управления, и, следовательно, ремонт и содержание указанной автодороги отнесены к компетенции КУ ОО «Орелгосзаказчик», бездействие которого по обеспечению безопасности дорожного движения и ремонту автомобильной дороги не позволяет обеспечить транспортную доступность движения по указанной автомобильной дороге, а также возможность прибытия автомобилей специальных служб (скорой помощи, полиции, пожарной охраны) к гражданам, проживающим в ближайших населенных пунктах, и лицам пожилого возраста.
По изложенным основаниям прокурор просил суд обязать КУ ОО «Орелгосзаказчик» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу «Хомутово-Александровка» в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Определением суда в качестве третьего лица к участию в деле привлечен Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
В судебном заседании помощник прокурора Заводского района г.Орла Верижникова Е.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика КУ ОО «Орелгосзаказчик» Пушков А.А. в судебное заседание не явился, о слушании извещался надлежащим образом.
Ранее, не оспаривая обстоятельств, на которых основаны заявленные прокурором исковые требования, пояснил, что спорная автомобильная дорога требует ремонта, в связи с чем в случае возложения на КУ ОО «Орелгосзаказчик» обязанности осуществить ремонт дорожного покрытия установленного прокурором срока будет с очевидностью недостаточно, поскольку лимиты бюджетных средств на выполнение данных работ не доведены, в связи с чем просил установить срок исполнения решения суда до 01.09.2022.
Представители третьих лиц Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской и ГУП ОО «Дорожная служба» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Выслушав участников процесса, исследовав доказательства, представленные по делу, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Ст. 13 вышеуказанного закона установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильных дорог согласно п. 1 ст. 17 данного закона осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
При этом из п. 2 ст. 15 указанного закона следует, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. «а» п. 13.2 Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог» автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
Предельно допустимые значения повреждений и сроки ликвидации факторов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью, устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 №1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», устанавливающие требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям, и направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
На основании Постановления Коллегии администрации Орловской области от 07.02.2003 №22 на областное государственное учреждение «Орелгосзаказчик» возложены функции государственного заказчика по строительству объектов жилищно-коммунального назначения, социальной сферы, объектов дорожного и газового хозяйства области, финансируемых за счет средств областного бюджета, за КУ ОО «Орелгосзаказчик» закреплено областное государственное имущество на праве оперативного управления.
Постановлением Правительства Орловской области от 19 ноября 2015 года №501 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области» автомобильная дорога Хомутово-Александровка (с 0 + 000 по 16 + 490; с 20 + 000 по 30 + 700) идентификационный номер 54 ОП РЗ 54К-14 протяженностью 13,378 км. отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Орловской области.
Из Устава КУ ОО «Орелгосзаказчик» следует, что его учредителем является Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, который организует выполнение работ по содержанию, строительству, капитальному ремонту, ремонту дорог регионального значения в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств. Предметом деятельности казенного учреждения является организация за счет средств областного бюджета строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов строительства, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального значения Орловской области.
Следовательно, содержание указанной автодороги отнесено к компетенции КУ ОО «Орелгосзаказчик», что представителем последнего не оспаривалось.
В целях обеспечения надежной и безопасной эксплуатации автомобильных дорог, круглогодичного безопасного и бесперебойного движения автомобильных транспортных средств и пешеходов, сохранности имущественного комплекса, включая дорожные сооружения, надлежащего содержания региональных дорог, 27.05.2021 между КУ ОО «Орелгосзаказчик» и ГУП ОО «Дорожная служба» был заключен государственный контракт № 9сод.
По его условиям ГУП ОО «Дорожная служба» выступает подрядчиком по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения по маршруту Хомутово-Александровка в Орловской области.
Несоответствие автомобильной дороги Хомутово-Александровка нормативным требованиям подтверждается составленным инспектором отдела ГИБДД МО МВД России «Новодеревеньковское» Василёвым А.А. актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 17.06.2021, согласно которому на дорожном покрытии выявлена ямочность, колейность, а на протяжении дороги с 0 + 000 км. по 16 + 490 км. - отсутствие дорожной горизонтальной разметки.
Наличие указанных недостатков и не соответствие автомобильной дороги требованиям ГОСТ Р 50597-2017 стороной ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
Также согласно пояснениям представителя ответчика, названная дорога на момент рассмотрения дела в план ремонта не включена.
При этом на протяжении длительного промежутка времени ремонт автодороги Хомутово-Александровка (с 0 + 000 по 16 + 490; с 20 + 000 по 30 + 700) не производился.
Данные обстоятельства не оспаривались при рассмотрении дела.
Таким образом, в судебном заседании бесспорно установлено, что ремонтные работы на указанной автодороге не проведены в полном объеме до настоящего времени.
Выявленные недостатки не соответствуют предельно допустимым параметрам, определенным ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», и тем самым, неизбежно создают угрозу безопасности дорожного движения.
При разрешении настоящего спора суд также учитывает, что указанный участок является находится на межмуниципальной дороге, соединяющей районы области, по ней организован доступ детей к Новодеревеньковскому Межрайонному Социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних Азимут, а также Дому ветеранов, расположенному в с. Шатилово.
Таким образом, неисполнение со стороны государства в лице уполномоченных органов, учреждений, в данном случае КУ ОО «Орелгосзаказчик», своей обязанности по надлежащему содержанию дорог ставит под угрозу не только безопасность дорожного движения, но и возможность получения неопределенным кругом лиц образования как государственной гарантии.
С учетом представленных доказательств, оцененных судом в совокупности с конкретными установленными в ходе рассмотрения дела обстоятельствами, пояснениями лиц, участвующих в деле, принимая во внимание, что КУ ОО «Орелгосзаказчик» не обеспечено надлежащее содержание указанного участка автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
В связи с этим в целях обеспечения соответствия автомобильной дороги Хомутово-Александровка (с 0 + 000 по 16 + 490; с 20 + 000 по 30 + 700) требованиям ГОСТ Р 50597-2017 имеются основания для возложения на ответчика обязанности выполнить определенные действия.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок, в течение которого ответчику надлежит совершить возлагаемые на него действия, суд учитывает объем предстоящих работ, возможность выполнения решения суда ответчиком только в лимитах предоставленного финансирования, что объективно требует значительного времени, а также тот факт, что в условиях зимнего времени исполнение решения будет затруднено, в связи с чем полагает необходимым установить срок для исполнения решения – до 01.09.2022, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Кроме того, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения, что предусмотрено положениями статей 203, 434 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» о возложении обязанности устранить дефекты дорожного покрытия удовлетворить.
Обязать Казенное учреждение Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» привести дорожное покрытие на участке автодороги «Хомутово-Александровка» идентификационный номер 54 ОП РЗ 54К-14 (с 0 + 000 по 16 + 490; с 20 + 000 по 30 + 700) в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в срок до 01.09.2022.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.10.2021.
Судья: В.В. Каверин