Дело № 2-1253/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«17» ноября 2016 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Соловьевой М.В., с участием старшего помощника прокурора Конова Д.А., представителя ответчика администрации муниципального района «Корткеросский» Мальцева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Корткеросского района к администрации муниципального района «Корткеросский» об обязании организовать транспортное обслуживание,
установил:
прокурор Корткеросского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском. В обоснование требований указано, что в ходе проверки установлено, что с <дата> перевозка транспорта через Аныбскую паромную переправу осуществляло МУП «Управление специализированным хозяйством» (далее по тексту- МУП «Успех»). На основании договора от <дата> администрацией МР «Корткеросский» для указанных целей МУП «Успех» переданы водные суда <...>» и баржа-площадка «<...>». Перевозка пассажиров автобусным маршрутом ХХХ «Уръель – Керес – Корткерос - Визябож» также осуществлялась через указанную переправу МУП «Успех» на основании распоряжения администрации МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ-<адрес> с тем, у МУП «Успех» отсутствует лицензия на осуществление перевозок внутренним водным транспортом, соответственно в силу требований федерального законодательства указанное предприятие не может осуществлять пассажирские перевозки через <адрес>. Согласно информации сельского поселения «Керес», транспортное обслуживание 4 населенных пунктов <адрес>: <адрес> с <дата> не осуществляется. Таким образом, администрацией района мер к организации безопасного транспортного обслуживания 4 населенных пунктов не принято, затруднен доступ жителей сельского поселения к медицинским, социальным учреждениям, административным органам, в связи с чем нарушаются конституционные права на жизнь, здоровье, медицинское и социальное обслуживание, свободу передвижения. Бездействие органов местного самоуправления в части непринятия мер по организации надлежащего транспортного обеспечения населения приводит к ущемлению прав граждан, проживающих на данной территории по сравнению с аналогичными правами других населенных пунктов района.
В судебном заседании старший помощник прокурора Конов Д.А. на требованиях, изложенных в иске, настаивал, поддержав изложенные в нем доводы.
Представитель ответчика Мальцев В.А., действующий на основании доверенности, с иском не согласился, считая администрацию МР «Корткеросский» ненадлежащим ответчиком по делу, поддержал отзыв, предоставленный суду, согласно которому, маршруты дорог, по которым осуществлялось транспортное обслуживание населенных пунктов сельского поселения «Керес» Корткеросского района проходят через границы муниципального района «Усть-Куломский». К населенным пунктам <адрес> ведут две дороги: одна от автомобильной дороги <...> вблизи <адрес> через <адрес>, другая от автомобильной дороги <...> вблизи <адрес> через <адрес>. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» межмуниципальный маршрут регулярных перевозок – это маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации. В силу ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015 полномочия по установлению, изменению, отмене межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики в области автомобильного транспорта в Республике Коми. К основным задачам Министерства относятся, в том числе, формирование и реализация государственной полотки в области автомобильного пассажирского транспорта. Кроме этого, Министерство исполняет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета республики Коми в части средств, предусмотренных на содержание на реализацию возложенных на Министерство функций. На сегодняшний день со стороны Министерства деятельность по перевозке пассажиров и багажа населения, проживающем в сельском поселении «Керес», по межмуниципальному маршруту, проходящему по единственной автомобильной дороге, в том числе и по территории муниципального района «Усть - Куломский», не осуществляется.
Администрация сельского поселения «Керес» своего представителя в суд не направила, надлежащим образом извещена о рассмотрении дела.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 4 Устава муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (далее по тексту - Устав), в состав муниципального района входят 18 сельских поселений, объединенных общей территорией, границы которой установлены законом Республики Коми, в том числе сельское поселение «Керес ( поселок сельского типа <адрес>).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. Аналогичное положение закреплено в Уставе администрации МО МР «Корткеросский» в п. 6 ч. 1 ст. 12.
Из материалов дела следует и не оспаривается представителем ответчика, что с <дата> транспортное обслуживание жителей сельского поселения «Керес» с другими населенными пунктами Корткеросского района не осуществляется. Автобус, ранее перевозивший жителей сельского поселения через паром, к маршруту по межпуниципальным перевозкам (через Усть-Куломский район) не допущен.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 6 ч. 1 ст. 12 Устава администрации МО МР «Корткеросский, и оценив представленные доказательства по правилам ст. 56, 67 ГПК РФ, исходит из того, что в настоящее время транспортное обслуживание населенных пунктов сельского поселения «Керес»: <адрес> надлежащим образом не организовано, чем нарушаются права на обеспечение транспортной доступности не только постоянно проживающих в указанных населенных пунктах жителей, но и иных граждан, круг которых является неопределенным, а обязанность по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к полномочиям администрации муниципального образования «Корткеросский».
При разрешении заявленных требований суд также принимает во внимание, что непринятие своевременных мер к организации условий для предоставления транспортных услуг населению может привести к созданию чрезвычайной ситуации, угрозе жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих и находящихся на территории сельского поселения «Керес».
Доказательств того, что транспортное обслуживание населения между вышеназванными населенными пунктами организовано надлежащим образом, суду не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что администрация муниципального района «Корткеросский» является ненадлежащим ответчиком, а полномочия по перевозке пассажиров и багажа населения, проживающих в сельском поселении «Керес» по межмуниципальному маршруту, проходящему по единственной автомобильной дороге, в том числе и по территории муниципального района «Усть - Куломский», возложены на Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми, не состоятельны и основаны на неверном толковании норм материального права.
Часть 4 статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирующая полномочия по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, на которую ссылается представитель ответчика, применима к Министерству промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми лишь в том случае, если устанавливаются, изменяются, отменяются межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации.
В настоящем споре ставится вопрос о создании условий для предоставления транспортных услуг населению, проживающему на территории сельского поселения «Керес», и организации транспортного обслуживания для указанного населения между населенными пунктами в границах муниципального района «Корткеросский», без ограничения способа выполнения муниципальным органом своих полномочий.
Обязанность по осуществлению требуемых прокурором действий должна быть возложена на ответчика, являющегося исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация муниципального района «Корткероский» разрабатывает проекты местного бюджета, планов, программ, решений и является одним из главных распорядителей средств бюджета муниципального района, в том числе на организацию транспортного обслуживания для населения между поселениями в границах муниципального района «Корткеросский».
Местное самоуправление в Российской Федерации, в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения исходя из интересов населения.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к убеждению о том, что завяленные требования прокурора являются законными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора Корткеросского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» организовать транспортное обслуживание населения населенных пунктов <адрес> в границах муниципального района Корткеросский.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Буян Э.Ф.
Мотивированное решение изготовлено: 22.11.2016