Решение по делу № 2а-408/2019 ~ М-276/2019 от 07.03.2019

Дело № 2а-408/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сыктывкар 01 апреля 2019 года

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе

председательствующего судьи Санжаровской Н.Ю.,

при секретаре Парфеновой Т.А.,

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми к Мурадову Тофику Мурад оглы о взыскании недоимки по взносам и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 5 по Республике Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мурадову Т.М. оглы о взыскании задолженности в общей сумме 16581,93 руб., в том числе недоимки по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 4270 руб., пени по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 9024,79 руб., недоимки по взносам в ФОМС в размере 227,91 руб., пени по взносам в ФОМС в размере 735,88 руб., пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 227 НК РФ в размере 2323,35 руб. В обоснование административного иска указано, что Мурадов Т.М. оглы был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с **.**.** по **.**.**. По данным карточек расчетов с бюджетом за административным ответчиком числится задолженность в общей сумме 16 581,93 руб., образовавшаяся в результате неуплаты налогов, сборов, обязанность по уплате которых возникла до **.**.**. Уведомление с предложением уплатить данную задолженность в добровольном порядке ответчиком не исполнено. Одновременно административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу данного административного заявления.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участие не принимал, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

В силу части 2 статьи 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Как следует из статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу пункта 3 части 1 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выявление фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением проводится в предварительном судебном заседании.

Согласно части 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно сведений из ЕГРИП, Мурадов Т.М. оглы был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с **.**.** по **.**.**.

Таким образом, деятельность в качестве индивидуального предпринимателя административный ответчик прекратил **.**.**.

Согласно составленному административным истцом в одностороннем порядке акту сверки взаимных расчетов по состоянию на **.**.**, у Мурадова Т.М. оглы имеется задолженность по взносам в Пенсионный фонд РФ, ФОМС и пеням на общую сумму 16 581,93 руб. Как следует из акта сверки, спорная недоимка по взносам образовалась на **.**.**.

Вместе с тем, административным истцом суду не представлено и материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих направление налоговым органом в адрес административного ответчика требований об уплате спорных недоимки по взносам и пеней.

С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд только **.**.**, то есть после истечения установленного законом срока.

Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 № 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Направление налоговым органом **.**.** в адрес административного ответчика акта сверки взаимных расчетов по состоянию на **.**.** с предложением его подписать, а также справки о задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам по состоянию на **.**.** не свидетельствует об исполнении административным истцом перечисленных выше обязанностей по направлению требования об уплате налогов в установленные законом сроки.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания недоимки по взносам и пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Представленными материалами дела подтверждается, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по взносам и пеней в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом не представлено.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Таким образом, ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом не представлено, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС № 5 по Республике Коми к Мурадову Т.М. оглы о взыскании задолженности по взносам и пени в общей сумме 16581,93 руб.

Руководствуясь ст. ст. 138, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми к Мурадову Тофику Мурад оглы о взыскании задолженности по взносам и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02 апреля 2019 года.

Судья- Н.Ю. Санжаровская

2а-408/2019 ~ М-276/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России № 5
Ответчики
Мурадов Т.М.о.
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара
Судья
Санжаровская Наталья Юрьевна
07.03.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.03.2019[Адм.] Передача материалов судье
07.03.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.03.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.04.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
02.04.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2019[Адм.] Дело оформлено
29.08.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее