Дело № 2-133/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 22 июня 2020 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ефимова А.А.,
при секретаре Рыковой М.Р.,
с участием истца Сотниковой Н.Н., ответчика Вологдиной Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сотниковой Натальи Николаевны к Вологдиной Жанне Витальевне о признании недостойным наследником, признании наследником по закону и признании права собственности на квартиру в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Сотникова Н.Н. обратилась в суд с иском к Вологдиной Ж.В. о признании недостойным наследником, признании наследником по закону и признании права собственности на квартиру в порядке наследования.
Свои требования мотивировала тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрировано на праве долевой собственности за ФИО1 (родной сестрой истца) и ФИО2 (по 1/2 доле за каждым). ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер в ДД.ММ.ГГГГ После смерти ФИО1, а затем и после смерти ФИО2 в квартире оставался проживать их совместный сын – ФИО3, который проживал в квартире до своей смерти, наступившей ДД.ММ.ГГГГ в результате суицида. После смерти родителей ФИО3 с заявлением к нотариусу не обращался, однако фактически принял наследство в виде указанной квартиры. В настоящее время в указанной квартире продолжает проживать ответчик Вологдина Ж.В. – жена ФИО3 Ответчик является недостойным наследником, так как ведет асоциальный образ жизни, не работает, злоупотребляет алкоголем, в обмен на спиртосодержащий продукт вынесла из указанной квартиры большую часть имущества, еще при жизни ФИО3 неоднократно выгонял ее из дома и не давал согласия на регистрацию ее в квартире, при этом ответчик неделями не появлялась дома, причинами суицида ФИО3 явились его плохие взаимоотношения с женой и ее поведение, после смерти мужа ответчик не принимала участие в его похоронах. По изложенным основаниям Сотникова Н.Н. просит признать Вологдину Ж.В. недостойным наследником наследодателя ФИО3, признать ее (истца) наследником по закону после смерти ФИО3, признать за ней (истцом) право собственности в порядке наследования на обозначенную выше квартиру.
Истец Сотникова Н.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Вологдина Ж.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица нотариус Енисейского нотариального округа ФИО4, нотариус Енисейского нотариального округа ФИО5, администрация г. Енисейска Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца Сотниковой Н.Н., ответчика Вологдиной Ж.В., показания свидетелей, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Согласно ст. 1111 Гражданского кодекса РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 1141 Гражданского кодекса РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Согласно п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя) (п. 1 ст. 1144 Гражданского кодекса РФ).
В силу ст.ст. 1153, 1154 Гражданского кодекса РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с требованиями ст. 1117 Гражданского кодекса РФ не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Однако граждане, которым наследодатель после утраты ими права наследования завещал имущество, вправе наследовать это имущество (п. 1).
По требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя (п. 2).
Лицо, не имеющее права наследовать или отстраненное от наследования на основании настоящей статьи (недостойный наследник), обязано возвратить в соответствии с правилами главы 60 настоящего Кодекса все имущество, неосновательно полученное им из состава наследства (п. 3).
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 19, 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при разрешении вопросов о признании гражданина недостойным наследником и об отстранении его от наследования надлежит иметь в виду, что указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 1117 Гражданского кодекса РФ противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.), а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий.
Наследник является недостойным согласно абзацу первому пункта 1 статьи 1117 Гражданского кодекса РФ при условии, что перечисленные в нем обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, подтверждены в судебном порядке - приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу (например, о признании недействительным завещания, совершенного под влиянием насилия или угрозы).
Вынесение решения суда о признании наследника недостойным в соответствии с абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 1117 Гражданского кодекса РФ не требуется. В указанных в данном пункте случаях гражданин исключается из состава наследников нотариусом, в производстве которого находится наследственное дело, при предоставлении ему соответствующего приговора или решения суда. При рассмотрении требований об отстранении от наследования по закону в соответствии с пунктом 2 статьи 1117 Гражданского кодекса РФ судам следует учитывать, что указанные в нем обязанности по содержанию наследодателя, злостное уклонение от выполнения которых является основанием для удовлетворения таких требований, определяются алиментными обязательствами членов семьи, установленными Семейным кодексом РФ между родителями и детьми. Граждане могут быть отстранены от наследования по указанному основанию, если обязанность по содержанию наследодателя установлена решением суда о взыскании алиментов. Такое решение суда не требуется только в случаях, касающихся предоставления содержания родителями своим несовершеннолетним детям.
Злостный характер уклонения в каждом случае должен определяться с учетом продолжительности и причин неуплаты соответствующих средств.
Суд отстраняет наследника от наследования по указанному основанию при доказанности факта его злостного уклонения от исполнения обязанностей по содержанию наследодателя, который может быть подтвержден приговором суда об осуждении за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, решением суда об ответственности за несвоевременную уплату алиментов, справкой судебных приставов-исполнителей о задолженности по алиментам, другими доказательствами. В качестве злостного уклонения от выполнения указанных обязанностей могут признаваться не только непредоставление содержания без уважительных причин, но и сокрытие алиментообязанным лицом действительного размера своего заработка и (или) дохода, смена им места работы или места жительства, совершение иных действий в этих же целях.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, зарегистрирована на праве собственности за ФИО2 и ФИО1 (по 1/2 доле за каждым) на основании договора № 1535 на передачу квартиры в собственность граждан, зарегистрированного в администрации г. Енисейска 22 декабря 1993 г., р. № 304; право долевой собственности зарегистрировано 23 декабря 1993 г.; сведения о зарегистрированных обременениях отсутствуют. Данные обстоятельства подтверждены справкой АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
В указанном жилом помещении проживали ФИО1, ФИО2 и их сын ФИО3.
ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, не оставив завещание. После ее смерти с заявлением к нотариусу о принятии наследства никто не обратился, наследственное дело отсутствует (не заводилось). Однако в данной квартире остались проживать ФИО2 и ФИО3, фактически принявшие наследство в виде 1/2 доли указанной квартиры, оставшейся после смерти ФИО1
ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, не оставив завещание. После его смерти с заявлением к нотариусу о принятии наследства никто не обратился, наследственное дело отсутствует (не заводилось). Однако в данной квартире продолжил проживать ФИО3, фактически принявший наследство в виде этой квартиры после смерти своих родителей.
12 декабря 2016 г. между ФИО3 и Вологдиной Ж.В. заключен брак, после чего в указанной квартире проживали ФИО3 и Вологдина Ж.В., что подтверждается пояснениями ответчика, справкой УУП МО МВД России «Енисейский» от 23 декабря 2019 г. и истцом не оспаривалось.
ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, не оставив завещание.
Таким образом, наследником первой очереди по закону является Вологдина Ж.В., как супруга наследодателя.
Истец Сотникова Н.Н. является наследником третьей очереди по закону, как сестра ФИО1 (матери наследодателя).
Иных наследников не установлено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что истцом Сотниковой Н.Н. не представлено достаточных и достоверных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, наличия предусмотренных действующим законодательством оснований для признания Вологдиной Ж.В. недостойным наследником наследодателя ФИО3, а именно, доказательств того, что ответчик своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовала либо пыталась способствовать призванию ее самой или других лиц к наследованию либо способствовала или пыталась способствовать увеличению причитающейся ей или другим лицам доли наследства, и эти обстоятельства были подтверждены в судебном порядке, а также злостно уклонялась от выполнения обязанности по содержанию наследодателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Названное положение закона и необходимость предоставления доказательств признания Вологдиной Ж.В. недостойным наследником наследодателя ФИО3 были разъяснены истцу Сотниковой Н.Н. как в определении о принятии искового заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству, так и в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и в судебных заседаниях. Однако во исполнение указанного предписания о подтверждении своей позиции и на требования суда представить доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для признания ответчика недостойным наследником, истец обеспечила лишь явку свидетелей ФИО6 и ФИО7
Вместе с тем, суд считает, что показания указанных свидетелей о том, что ФИО3 и Вологдина Ж.В., проживая совместно, злоупотребляли алкоголем и часто ссорились, не могут быть приняты во внимание, так как указанные обстоятельства не относятся к предусмотренным законом основаниям для признания наследника недостойным.
Не могут быть учтены и утверждения истца, изложенные в исковом заявлении и в судебном заседании, о том, что ответчик ведет асоциальный образ жизни, не работает, в обмен на спиртосодержащий продукт вынесла из указанной квартиры большую часть имущества, еще при жизни ФИО3 неоднократно выгонял ее из дома и не давал согласия на регистрацию ее в квартире, при этом ответчик неделями не появлялась дома, причинами суицида ФИО3 явились его плохие взаимоотношения с женой и ее поведение, после смерти мужа ответчик не принимала участие в его похоронах, на действия ответчика подавались заявления в полицию, так как данные утверждения также не относятся к предусмотренным законом основаниям для признания наследника недостойным, а, кроме того, не подтверждены какими-либо доказательствами.
Напротив, согласно информации МО МВД России «Енисейский», в ходе сверки с книгой учета сообщений о происшествиях МО МВД России «Енисейский» за период с декабря 2016 г. по настоящее время сообщений или заявлений о противоправных действиях Вологдиной (Калинниковой) Ж.В. в отношении ФИО3 не выявлено. Постановлением МО МВД России «Енисейский» от 15 февраля 2019 г. отказано в возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ст.ст. 105, 110, ч. 4 ст. 111 УК РФ, по факту обнаружения трупа ФИО3, по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием события преступления.
Других доказательств, подтверждающих наличие оснований для признания Вологдиной Ж.В. недостойным наследником, истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание также, что Вологдина Ж.В. в судебном заседании пояснила, что фактически приняла наследство после смерти супруга ФИО3 в виде указанной квартиры, выразила намерение вступить в право наследования по закону после его смерти и оформить свои наследственные права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сотниковой Натальи Николаевны к Вологдиной Жанне Витальевне о признании недостойным наследником, признании наследником по закону и признании права собственности на квартиру в порядке наследования – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.
Судья А.А. Ефимов
Мотивированное решение составлено 26 июня 2020 г.
Судья А.А. Ефимов