Мировой судья Богданов К.П. № 11а-12/2020
10MS0029-01-2020-001954-57
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 октября 2020 года пгт.Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Варламовой В.Л., рассмотрел в порядке упрощенного (письменного) производства частную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия на определение мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от 25 июня 2020 года о возвращении заявления о выдаче судебного приказа,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия (далее по тексту в т.ч. МИФНС России № 2 по РК) обратилось к мировому судье судебного участка Муезерского района РК в порядке административного судопроизводства с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании со Станкевича А.Л. <данные изъяты> недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 333 руб., пеня в размере 11 руб.19 коп., налог на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 62 руб., пеня в размере 2 руб. 23 коп., на общую сумму 409 руб. 22 коп.
Определением мирового судьи судебного участка Муезерского района РК от 25.06.2020 заявление о выдаче судебного приказа МИФНС России № 2 по РК возвращено, поскольку к заявлению о вынесении судебного приказа не приложена запись акта о рождении <данные изъяты> оснований полагать, что из приложенных к заявлению о вынесении судебного приказа документов может быть установлено, что Станкевич А.Л. является <данные изъяты> не имеется.
С таким определением мирового судьи не согласна МИФНС России № 2 по РК.
В частной жалобе поставлен вопрос об отмене определения мирового судьи, разрешении вопроса по существу. В обоснование доводов частной жалобы указано, что возврат заявления о выдаче судебного приказа последовал, поскольку <данные изъяты> не приложена. Норм, требующих приложить к подаваемому заявлению именно <данные изъяты>, в обжалуемом определении мировым судьей не приведено. Вывод мирового судьи о признании документа, содержащего сведения <данные изъяты> и представленного взыскателем в составе приложений к заявлению, недопустимым либо недостоверным доказательством, отсутствует. Выводы мирового судьи ошибочные, сделаны с нарушением норм действующего законодательства, обстоятельства имеющие значение для административного дела определены неправильно. Исходя из положений ст.3, 4, 6, 13.1, 13.2, 22 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» акты гражданского состояния, в том числе и рождение, подлежат государственной регистрации, которая производится органами записи актов гражданского состояния, посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, права и обязанности родителей и детей, основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке, на факте регистрации рождения. Выдаваемое родителям свидетельство, не порождает их права и обязанности, является документом, удостоверяющим факт государственной регистрации акта гражданского состояния, произведенного путем внесения соответствующей записи об акте гражданского состояния в Единый государственный реестр, при наличии данных Реестра и отсутствии сведений, дающих основания полагать, что сведения Реестра являются некорректными, требование о необходимости представления соответствующего свидетельства, неправомерно. Реестр, представляет собой систематизированный свод документированных сведений в электронной форме, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения органами записи актов гражданского состояния иных юридически значимых действий, ведение Реестра, формирование, сбор, хранение, обработку и предоставление информации, осуществляется в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, оператором которой является налоговый орган, осуществляющий создание, эксплуатацию федеральной информационной системы и обработку содержащейся в ней информации, персональных данных, предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. Налоговый орган, как оператор федеральной информационной системы, обеспечивает надлежащее ведение Реестра, является уполномоченным органом, располагающим актуальной информацией о находящихся в Реестре записях актов гражданского состояния, предоставляет данные сведения третьим лицам. Содержание записи о рождении включает в себя сведения о фамилии, имени, отчестве, дата рождения, месте жительства родителей. Налоговый орган, являясь уполномоченным органом по ведению Реестра, при обращении к мировому судье предоставил выписку из Реестра (записи о рождении), поименованную в приложении (п.4) к заявлению «сведения о законном представителе несовершеннолетнего», которые содержат информацию о несовершеннолетнем лице и его законных представителях (разнополых родителях), проживающих с ним по одному адресу регистрации и носящих с ним единую фамилию. Иная трактовка данных сведений и вывод мирового судьи об отсутствии оснований полагать, что один из двух указанных взыскателем разнополых законных представителей является отцом, в рамках применения действующего нормативно-правового регулирования семейных отношений, исключена. Документами для признания предоставленных сведений недопустимыми доказательствами, мировой судья на момент вынесения оспариваемого постановления не располагал. Налоговым органом при обращении в суд требования ст.ст.123.3, 123.4 КАС РФ соблюдены, выводы мирового судьи не учитывают особый статус взыскателя, установленный Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», противоречат принципам и требованиям, закрепленным в ст.61, ч.З и ч.8 ст.84 КАС РФ при оценке представленных доказательств.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обозначенной в Постановлении от 30.11.2012 № 29-П в целях вынесения правильного и обоснованного решения и защиты прав и свобод человека и гражданина, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции вправе предоставить лицам, участвующим в деле, возможность донести до суда второй инстанции свою позицию устно.
Исходя из положений ч.2 ст.315 КАС РФ частная жалоба рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола, без извещения лиц, участвующих в деле по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 КАС РФ.
Проверив представленный материал, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации).
Право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральным законом, а также возможность пересмотреть ошибочный судебный акт в целях восстановления в правах посредством правосудия.
Положениями ст.123.3 КАС РФ закреплены требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа, указано на необходимость представления документов, подтверждающих обоснованность требований взыскателя.
Согласно п.1 ч.1 ст.123.4 КА РФ судья возвращает заявление о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 129 настоящего Кодекса, а также в случае, если не представлены документы, подтверждающие заявленное требование.
В соответствии со ст.83 НК РФ физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица (ч.1), постановка на учет в налоговом органе физического лица осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании сведений о рождении, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и (или) сведений, полученных в соответствии с пунктами 1 - 6, 8 и 13 статьи 85 настоящего Кодекса, или на основании заявления физического лица, представленного в любой налоговый орган по его выбору (ч.7).
Согласно ст.6 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
В соответствии со ст.13.1 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» единый государственный реестр записей актов гражданского состояния представляет собой систематизированный свод документированных сведений в электронной форме, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения органами записи актов гражданского состояния иных юридически значимых действий в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.1), каждая запись акта гражданского состояния, составленная в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, сведения о каждом документе, выданном компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта гражданского состояния, совершенного вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующего иностранного государства в отношении гражданина Российской Федерации, при включении в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния идентифицируются неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером (п.3), записи актов гражданского состояния, а также иные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются (п.6), оператором федеральной информационной системы, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (п.8).
Возвращая заявление о выдаче судебного приказа, мировой судья исходил из того, что к заявлению о вынесении судебного приказа не приложена <данные изъяты>, оснований полагать, что из приложенных к заявлению документов может быть установлено, что Станкевич А.Л. <данные изъяты> не имеется.
Из представленного материала следует, что к заявлению МИФНС России № 1 по РК о выдаче судебного приказа о взыскании со Станкевича А.Л. <данные изъяты> недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, пени, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, пени приложены, в том числе, налоговое уведомление и выписка из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния о наличии в указанном Реестре сведений о регистрации рождения <данные изъяты>
На основании сведений, полученных от регистрирующих органов, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, налоговая инспекция формирует налоговое уведомление, в котором указывается налогоплательщик, объект имущества, на который начислен налог, уведомление является документом, подтверждающим наличие у должника того либо иного объекта имущества.
Исходя из имеющихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния сведений о наличии с идентифицируемом, неизменном, не повторяющемся во времени и на территории РФ номером записи акта гражданского состояния регистрации рождении <данные изъяты> что в силу ст.13.1 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» является безусловным подтверждением факта совершения государственной регистрации акта гражданского состояния – рождения ребенка, с указанием достоверных сведений о матери и отце. В случае обращения оператора федеральной информационной системы, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, при наличии соответствующей выписки из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния подтверждающей приведенные в заявлении о выдаче судебного приказа сведения, в том числе об отце несовершеннолетнего ребенка, представления одновременно с заявлением в выдаче судебного приказа записи акта о рождении несовершеннолетнего ребенка, не требуется.
Приведенные мировым судьей обстоятельства, явившиеся основанием для возвращения заявления о выдаче судебного приказа, не являются таковыми, препятствуют реализации права заявителя на доступ к правосудию по формальным основаниям и нарушению конституционного права на судебную защиту, что недопустимо.
Оснований для возвращения заявления о выдаче судебного приказа по указанным в обжалуемом определении мирового судьи обстоятельствам не имелось, доводы частной жалобы заслуживают внимания, обжалуемое определение мирового судьи подлежит отмене с направлением материала мировому судье для рассмотрения со стадии решения вопроса о возможности принятия заявления о вынесении судебного приказа к производству мирового судьи и вынесения судебного приказа.
Руководствуясь ст.ст.315, 316 КАС РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
Определение мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия заявления о выдаче судебного приказа о взыскании со Станкевича А.Л. <данные изъяты> недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, пени, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, пени отменить.
Материал по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия о выдаче судебного приказа о взыскании со Станкевича А.Л. <данные изъяты> недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, пени, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, пени направить мировому судье судебного участка Муезерского района Республики Карелия для разрешения со стадии решения вопроса о возможности принятия заявления о вынесении судебного приказа к производству мирового судьи и вынесения судебного приказа.
Судья В.Л. Варламова