Решение по делу № 3а-103/2020 от 16.12.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    27 марта 2020 года                                                                                  город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретаре Семенчевой Е.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-103/2020 (3а-817/2019) по административному исковому заявлению Борисовой В.В. к правительству Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал по Тульской области), Управлению Росреестра по Тульской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

    у с т а н о в и л:

    Борисова В.В. обратилась в Тульский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что она до 13.03.2019 являлась собственником:

    жилого помещения с кадастровым номером <...>, площадью 49,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>;

    земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 3500 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>;

    Административный истец не согласна с кадастровой стоимостью жилого помещения с кадастровым номером <...>, установленной по состоянию на 15.07.2015 года, в размере 1 978 702,11 руб., и просит установить ее в размере рыночной стоимости – 1 283 000 руб. Также она не согласна с кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером <...>, установленной по состоянию на 01.01.2016 года, в размере 979 825 руб., и просит установить ее в размере рыночной стоимости – 448 000 руб. Заявленные размеры рыночной стоимости спорных объектов обосновала отчетами ООО фирма «К» от <...><...>, № <...>.

    В судебное заседание административный истец не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

    Административные ответчики - правительство Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области, Управление Росреестра по Тульской области, заинтересованные лица – администрация м.о.г.Новомосковск район Тульской области (в лице представителей), Минаков К.Э. в суд не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены, указанными лицами (за исключением Минакова К.Э.) заявлено о рассмотрении дела в их отсутствие.

    На основании части 4 статьи 247 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

    Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

    Ранее кадастровый учет объектов производился согласно Федеральному закону от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017 года).

    Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносились органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.

    Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусматривалось, что в государственный кадастр недвижимости, в числе иных сведений, вносились сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

    В соответствии с пп.6 п.1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здания, строения, сооружения, помещения.

    Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если указанный порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (ст. 402 НК РФ).

    В соответствии с положениями п.1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

    Законом Тульской области от 20.11.2014 года № 2219-ЗТО установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 1 января 2016 года.

    Порядок проведения государственной кадастровой оценки урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

    Данный Федеральный закон, регулировавший вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и продолжающий применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, исходит из того, что кадастровая стоимость это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3). Аналогичным образом понятие кадастровой стоимости раскрывается в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

    Статья 24.18 указанного Федерального закона устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

    В силу статьи 24.20 указанного Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

    Судом установлено, что Борисова В.В. до 13.03.2019 являлась собственником жилого помещения с кадастровым номером <...>, площадью 49,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. В настоящее время собственником объекта является Минаков К.Э. Объект состоит на государственном кадастровом учете с 06.07.2012.

    Постановлением правительства Тульской области от 12.09.2016 года № 414 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области, учтенных по состоянию на 15.07.2015 года, включая кадастровую стоимость таких объектов (приложения №№ 1-27), а также средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов на территории Тульской области (приложения №№ 28-54), минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов) Тульской области (приложение № 55).

     Кадастровая стоимость указанного выше 1 978 702.11 руб. по состоянию на 15.07.2015 года. Сведения о вышеуказанной стоимости объекта внесены в государственный кадастр недвижимости 25.12.2016 года.

    Постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 года № 540 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» утверждена кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 1 122 039.27 руб. Указанная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости 28.01.2020 и подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2020.

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» применительно к статье 24.20 Закона № 135-ФЗ разъяснил, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

    Поскольку с требованием о пересмотре кадастровой стоимости объекта административный истец обратился в суд 12.12.2019, а действующее правовое регулирование (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра данной кадастровой стоимости в целях налогообложения за 2016-2019 годы (применительно к данному случаю, с учетом даты возникновения права собственности – с 2017 года), и, соответственно, на рассмотрение судом заявленного требования по существу.

    В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.

    Согласно ст. 66 ЗК РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

    На основании статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

    Судом также установлено, что Борисова В.В. до 13.03.2019 являлась также собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 3500 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. в настоящее время объект также находится в собственности Минакова К.Э. Дата постановки объекта на кадастровый     учет – 16.08.1993.

    Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546 утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости, определенные по состоянию на 01.01.2016.

    Кадастровая стоимость земельного участка установлена в результате массовой оценки в соответствии с указанным постановлением в размере 979 825 руб. и внесена в ГКН 18.12.2016 года.

    Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и в рамках настоящего дела никем не оспариваются.

    Таким образом, из приведенных выше нормативных правовых актов, установленных обстоятельств следует, что указанные объекты недвижимости являются объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, при этом налоги исчисляются исходя из кадастровой стоимости объектов. Следовательно, административный истец является носителем субъективного права оспаривать такую кадастровую стоимость.

    С целью определения рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости Борисова В.В. обратилась к оценщику ООО фирма «К». В соответствии с отчетами от <...><...>, №<...>, подготовленным оценщиком данной организации Балабошиной О.В., рыночная стоимость объектов на указанные выше даты составляла, соответственно, 1 283 000 руб. и 448 000 руб.

    Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

    Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ).

    В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

    В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

    Согласно разъяснениям, данным в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.

    С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

    В рамках судебного разбирательства судом была назначена судебная оценочная экспертиза (на предмет соответствия указанных отчетов оценщика требованиям законодательства и установления рыночной стоимости объектов). Проведения экспертизы было поручено эксперту ООО «А» З.

    По выводам, содержащимся в экспертном заключении №<...> от <...>, отчеты оценщика ООО фирма «К» не соответствуют требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки. Поскольку выявленные нарушения повлияли на расчеты рыночной стоимости объектов, эксперт не подтвердил рыночную стоимость объектов и определил ее: жилого помещения с кадастровым номером <...> – 1 030 000 руб., земельного участка с кадастровым номером <...> – 480 000 руб.

    Оценивая заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд учитывает, что данное заключение подготовлено лицом, имеющим необходимое для проведения исследования образование, стаж работы в области оценочной, в том числе, судебно-экспертной деятельности, - более 15 лет, а значит, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследований, застраховавшим свою ответственность, являющимся членом независимой организации оценщиков, как того требует ст. 4 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, так что оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.

    Составленное заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, которые дают возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости.

    По таким основаниям суд относит экспертное заключение к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ и полагает возможному взять его за основу выводов о величине рыночной стоимости объектов на интересующие даты.

    Что же касается указанных выше отчетов оценщика, то в отчете об оценке нежилого помещения не указан перечень данных, использованных при проведении оценки, с указанием источника их получения. Согласно материалам дела, фактическое использование земельного участка – для ЛПХ, а оценщик определил НЭИ земельного участка – под индустриальную застройку (нарушение п. 20 ФСО №7) и использует земельные участки как под мойку автомобилей (п.5 ФСО №3, ст.11 ФЗ-135). В отчете не представлена информация о ценах сделок и предложений аналогичных участков. Приведен анализ основных пенообразующих факторов применительно к рынку недвижимости Рязанской области (нарушение п.8з ФСО №3). В нарушение п.24г ФСО №7, п.8и ФСО №3 оценщиком не обоснован отказ от затратного подхода, не обоснован выбор подхода. Оценщиком использована информация о величине скидки на торг, опубликованная после даты оценки (п.8 ФСО №1).

    В части отчета об оценке земельного участка, в нем, в нарушение ст.11 ФЗ-135, п.8ж ФСО №3, отсутствует перечень документов, использованных оценщиком и устанавливающих количественных и качественные характеристики объекта оценки. Перечень данных, использованных при проведении оценки, также не приведен. В нарушение п. 11 ФСО №7 в отчете не приведен анализ политической ситуации в стране и регионе расположения объекта. В отчете не приведено определение сегмента рынка, к которому принадлежит объект оценки. В нарушение п.8з ФСО№3 отсутствует анализ внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки. Отсутствуют правила отбора данных для проведения расчетов (п.22в ФСО №7). Информация по размеру скидки на торг не подтверждена (п.5 ФСО №3).

    Данные недочеты существенно повлияли на итоговый результат.

    Ввиду изложенного отчеты, представленные стороной     истца, не могут быть взяты за основу выводов о величине рыночной стоимости объектов, так как не обладают признаком достоверности.

    Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    В силу абзаца 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

    Доказательств иного размера рыночной стоимости нежилого помещения и земельного участка, как и доказательств, опровергающих правильность выводов эксперта либо позволяющих усомниться в их правильности, отвечающих требованиям статей 59, 61 КАС РФ, участниками процесса не представлено.

    Таким образом, оценив всю совокупность доказательств по делу, суд приходит к выводу, что установленная судом рыночная стоимость объектов недвижимости составляла жилого помещения с кадастровым номером <...> – 1 030 000 руб., земельного участка с кадастровым номером <...> – 480 000 руб., значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости их кадастровой стоимости, что нарушает права административного истца, как плательщика налога на имущество физических лиц и земельного налога.

    При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше норм, с учетом того, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что в данном случае кадастровая стоимость объектов может быть установлена в размере их рыночной стоимости, следовательно, административный иск подлежит удовлетворению.

В силу части 4 статьи 38 КАС РФ по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов в размере рыночной административным ответчиком является государственный орган или орган местного самоуправления, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, то есть, в нашем случае, правительство Тульской области.

Исходя из положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является день обращения административного истца с заявлением в Тульский областной суд – 12.12.2019 (согласно штемпелю почтового отделения на конверте).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

    р е ш и л:

административное исковое заявление Борисовой В.В. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость жилого помещения с кадастровым номером <...>, площадью 49,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, - по состоянию на 15.07.2015 равной его рыночной стоимости в размере 1 030 000 руб.

Установленная судом кадастровая стоимость указанного выше объекта недвижимости применяется для исчисления налоговой базы за период с 01.01.2016 года по 31.12.2019 года.

    Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 3500 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2016 равной его рыночной стоимости в размере 480 000 руб.

    В целях, установленных законодательством Российской Федерации, датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка является день обращения указанного лица с административным исковым заявлением в Тульский областной суд – 12.12.2019 года.

    Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Председательствующий:                                      

3а-103/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Борисова Валентина Васильевна
Ответчики
Управление Росреестра по Тульской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области
Правительство Тульской области
Другие
Минаков Константин Эдуардович
Администрация МОг. Новомосковск
Суд
Тульский областной суд
Судья
Семенова Татьяна Евгеньевна
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
16.12.2019Регистрация административного искового заявления
16.12.2019Передача материалов судье
18.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.01.2020Предварительное судебное заседание
05.03.2020Производство по делу возобновлено
05.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2020Судебное заседание
06.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее