Дело 1-63/2019 года
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Баево 19 декабря 2019 года
Баевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ващенко В.А.,
с участием государственного обвинителя заместителя прокурора Баевского района Медведева И.Ю.,
подсудимой Егорченко Л.В.,
защитника Архиповой Л.М., представившей удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя потерпевшего ФИО15,
при секретаре Приходько К.Н.,
рассмотрев материалы уголовного дела в отношении Егорченко Лидии Владимировны, <данные изъяты>, копию обвинительного заключения получила ДД.ММ.ГГГГ, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с Уставами муниципального образования Нижнечуманский сельсовет <адрес>, принятых решением Нижнечуманского сельского Совета народных депутатов <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также на основании закона Алтайского края от 6 мая 2006 года № 36-ЗС «О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований Баевского района Алтайского края» муниципальное образование Нижнечуманский сельсовет Баевского района Алтайского края наделено статусом сельского поселения. Поселение имеет свой бюджет. Высшим должностным лицом является глава сельсовета. Глава сельсовета возглавляет администрацию сельсовета, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия и несет полную ответственность за осуществление ее полномочий, а также исполняет полномочия председателя сельского Совета народных депутатов. Администрация сельсовета входит в структуру органов местного самоуправления. Администрация сельсовета является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом поселения. Администрация сельсовета обладает правами юридического лица, действующего на основании Устава. Полное наименование юридического лица «Администрация Нижнечуманского сельсовета <адрес>». Местонахождение администрации сельсовета: 658501, <адрес>. Администрация Нижнечуманского сельсовета, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в территориальном органе Федерального казначейства, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с приказом (распоряжением) о приеме работника на работу Комитета администрации Баевского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике от ДД.ММ.ГГГГ № Егорченко Лидия Владимировна принята на работу в должности старшего бухгалтера Службы исполнения бюджетов поселений комитета <адрес> по финансам, налоговой и кредитной политике с ДД.ММ.ГГГГ, с ней был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с приказом (распоряжением) о приеме работника на работу Администрации Нижнечуманского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №л Егорченко Лидия Владимировна принята на работу в должности заместителя главы Администрации Нижнечуманского сельсовета по совместительству с ДД.ММ.ГГГГ, с ней был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с должностной инструкцией старшего бухгалтера Службы исполнения бюджетов поселений, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 Комитета администрации Баевского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, с которой Егорченко Л.В. была ознакомлена под роспись в должностные обязанности старшего бухгалтера Службы исполнения бюджетов поселений входит: «I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1. На должность старшего бухгалтера Службы исполнения бюджетов поселений (старший бухгалтер) назначается лицо, имеющее образование не ниже среднего профессионального с бухгалтерским стажем не менее 2-х лет. 1.2. Назначение на должность старшего бухгалтера и освобождение от нее производится приказом председателя Комитета администрации Баевского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике. II. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ: 2.2. В своей деятельности старший бухгалтер руководствуется: Положением о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях; Уставом муниципального образования; Настоящей должностной инструкцией. 2.3. Старший бухгалтер подчиняется непосредственно председателю Комитета администрации Баевского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, а при его отсутствии его заместителю. III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ. 3.1. Организовывает работу по сбору и анализу показателей для формирования проекта бюджета поселений. 3.2. Обеспечивает составление оперативного баланса и оперативных сводных отчетов о доходах расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы. 3.3. Составляет и предоставляет в установленные сроки бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетности, отчеты в государственные внебюджетные фонды по страховым взносам и иные отчеты во внебюджетные фонды. 3.4. Составляет и ведет сводную бюджетную роспись бюджета поселений. Обеспечивает доведение утвержденных показателей сводной бюджетной росписи до главных распорядителей бюджета поселений, осуществляет контроль за их выполнением. 3.5. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из структуры и особенностей деятельности поселения, необходимости обеспечения их финансовой устойчивости. 3.6. Обеспечивает контроль за соблюдением финансовой дисциплины: поступлением доходов в бюджет поселений, своевременным и полным выполнением договорных обязательств. 3.7. Осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета поселений, в том числе контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. 3.8. Организует исполнение и исполняет бюджет муниципального образования. 3.9. Ведет реестр расходных обязательств муниципального образования. 3.10. Составляет отчетность об исполнении бюджета муниципального образования, контролирует правильность составления и оформления отчетной документации, своевременность ее предоставления в соответствующие органы. 3.11 Составляет и ведет кассовый план. 3.12. Организует контроль за достоверностью и сохранением информации. 3.12. Обеспечивает предоставление необходимой финансовой информации. 3.14. Организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета исполнения бюджета поселения с использованием программных средств. Использует прогрессивные формы и методы учетно-финансовой деятельности, проверяет достоверность полученной информации. 3.19 Осуществляет контроль за расходованием фонда оплаты труда и правильностью расчетов по оплате труда работников, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных проверок в муниципальных учреждениях культуры поселения. 3.20 ведет работу по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь. IV. ПРАВА. Исходя из задач, функций и полномочий Службы исполнения бюджетов поселений и должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией старший бухгалтер имеет право: 4.1. Действовать от имени Службы исполнения бюджетов поселений Комитета администрации Баевского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, представлять его интересы во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями предприятия и другими организациями по хозяйственно-финансовым и иным вопросам. 4.2. Вносить на рассмотрение председателю комитета по финансам предложения по улучшению деятельности сельсоветов. 4.3. Запрашивать от структурных подразделений и самостоятельных специалистов необходимую информацию. 4.4. Самостоятельно вести переписку со структурными подразделениями Администрации Баевского района, а также иными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Службы исполнения бюджетов поселений. 4.5. Требовать от главы Администрации Баевского района (и руководителей структурных подразделений) оказания содействия в исполнении старшим бухгалтером обязанностей и прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией. V. ДОЛЖНОСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ. 5.1. Старший бухгалтер имеет право: Вносить предложения по улучшению деятельности администрации поселения. Участвовать в обсуждении вопросов, входящих в круг его обязанностей, принимать участие в заседаниях, совещаниях, проводимых главой сельского поселения. 5.2. Старший бухгалтер пользуется также иными правами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете». VI. ОТВЕСТВЕННОСТЬ. Старший бухгалтер несет ответственность: 6.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией – в пределах определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 6.2. За нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, и гражданским законодательством Российской Федерации. 6.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации. 6.4. За предоставление на подпись документов с недостоверными данными несет дисциплинарную и уголовную ответственность.
Таким образом, обладая организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями Егорченко Л.В., являясь должностным лицом, совершила уголовно наказуемое деяние при следующих обстоятельствах.
Не позднее ДД.ММ.ГГГГ, у Егорченко Л.В., являющейся старшим бухгалтером комитета Администрации Баевского района по финансам, налоговой и кредитной политике, находясь в здании Администрации Нижнечуманского сельсовета <адрес> по адресу: <адрес>, в ходе исполнения своих должностных обязанностей, возник преступный умысел, направленный на систематическое хищение бюджетных денежных средств принадлежащих Администрации Нижнечуманского сельсовета <адрес> (Далее по тесту – Нижнечуманский сельсовет в соответствующем падеже), с лицевого счета Нижнечуманского сельсовета №, открытому в Управлении Федерального казначейства по <адрес> по адресу: <адрес>, на неустановленную сумму, путем обмана и злоупотребления доверием, а именно путем внесения заведомо недостоверных сведений размере начисленной заработной платы на свое имя по должности заместителя главы Администрации Нижнечуманского сельсовета, в заявки на кассовый расход, на зачисление денежных средств на банковские счета, открытые на ее имя в отделении банка № ОАО «Сбербанк России» (с ДД.ММ.ГГГГ Публичное акционерное общество «Сбербанк России», далее сокращение по тексту ПАО Сбербанк): №, открытый ДД.ММ.ГГГГ в филиале № по адресу: <адрес> и №, открытый ДД.ММ.ГГГГ в филиале № по адресу: <адрес>А, с использованием своего служебного положения.
С целью осуществления своего преступного умысла, направленного на хищение бюджетных денежных средств Нижнечуманского сельсовета, осознавая, что глава сельсовета ФИО15 полностью ей доверяет и не осуществляет надлежащего ежедневного контроля за движением денежных средств, находящихся на лицевых счетах Нижнечуманского сельсовета, Егорченко Л.В. разработала преступный план, согласно которому, она путем обмана и злоупотребления доверием, используя свое служебное положение, будет указывать в создаваемых ею заявках на кассовый расход и реестрах на зачисление заработной платы на свое имя по занимаемой ею по совместительству должности заместителя главы Администрации Нижнечуманского сельсовета суммы денежных средств, превышающие фактически начисленных ей согласно штатного расписания по указанной должности, необходимых для перечисления с лицевого счета администрации Нижнечуманского сельсовета №, на вышеуказанные банковские счета, открытые на ее имя.
Затем, созданные заявки на кассовый расход заверять доверенной ей электронной подписью главы муниципального образования Нижнечуманский сельсовет Баевского района Алтайского края ФИО15 и направлять в отдел № Управления Федерального казначейства по <адрес> по адресу: <адрес> (далее по тексту Отдел №), осуществляющего ведение лицевых счетов Нижнечуманского сельсовета и правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов системы Российской Федерации, для последующего направления указанных сведений с сформированным платежным поручением в банк для производства перечисления денежных средств в виде заработной платы с вышеуказанного лицевого счета администрации Нижнечуманского сельсовета на банковские счета, открытые на ее имя.
Похищенными, таким образом, денежными средствами, принадлежащими администрации Нижнечуманского сельсовета, Егорченко Л.В. в дальнейшем решила распорядиться по своему усмотрению.
В период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, точные дата и время следствием не установлены, старший бухгалтер Службы исполнения бюджетов поселений комитета Администрации Баевского района по финансам, налоговой и кредитной политике Егорченко Л.В., находясь на своем рабочем месте по адресу: <адрес>, реализуя свой преступный умысел, злоупотребляя доверием, оказанным главой Нижнечуманского сельсовета ФИО15, которая доверяя ей, передала в пользование свою электронную подпись, не осуществляла надлежащего ежедневного контроля за движением денежных средств, находящихся на лицевых счетах администрации Нижнечуманского сельсовета, преследуя корыстную цель незаконного обогащения, действуя согласно ранее разработанному преступному плану, осознавая общественно опасный и противоправный характер своих умышленных действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде причинения материального ущерба собственнику, и желая их наступления, посредством своего рабочего компьютера, подготовила электронные документы и направила в Отдел №, расположенный по вышеуказанному адресу, используя систему удаленного финансового документооборота (далее по тексту СУФД): заявки на кассовый расход и реестры на зачисление денежных средств, указав в них недостоверные сведения размере начисленной заработной платы и о перечислении денежных средств на вышеуказанные банковские счета № и №, открытые на имя Егорченко Л.В.. На основании указанных документов, сотрудники Отдела №, находясь по вышеуказанному адресу, под влиянием обмана со стороны Егорченко Л.В., направили в Банк – плательщика платежные поручения, необходимые для перечисления денежных средств с лицевого счета администрации Нижнечуманского сельсовета № на банковские счета получателя, то есть Егорченко Л.В..
Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, точное время следствием не установлено, с лицевого счета администрации Нижнечуманского сельсовета № на вышеуказанные банковские счета № и №, открытые на имя Егорченко Л.В., были зачислены денежные средства сверх начисленной заработной платы Егорченко Л.В. по должности заместителя главы администрации Нижнечуманского сельсовета на общую сумму 263259,96 рублей.
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, точное время следствием не установлено, старший бухгалтер Службы исполнения бюджетов поселений комитета Администрации Баевского района по финансам, налоговой и кредитной политике Егорченко Л.В., обладая административно-хозяйственными функциями по распоряжению денежными средствами, находящимися на лицевых счетах администрации Нижнечуманского сельсовета, используя свое служебное положение, путем обмана и злоупотребления доверием похитила денежные средства в виде сверх начисленных денежных средств по выплате заработной платы на свое имя по занимаемой ею по совместительству должности заместителя главы администрации Нижнечуманского сельсовета на общую сумму 263259,96 рублей, принадлежащие администрации Нижнечуманского сельсовета. Похищенными денежными средствами Егорченко Л.В. в дальнейшем распорядилась по своему усмотрению.
В судебном заседании подсудимая Егорченко Л.В. вину в совершении указанного преступления признала в полном объеме. От дачи показаний отказалась, воспользовавшись правом, предусмотренным положением ст. 51 Конституции РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 276 УПК РФ, судом были оглашены ее признательные показания, данные в ходе дознания в качестве подозреваемой и обвиняемой, согласно которых показала что в С ДД.ММ.ГГГГ она устроилась работать кассиром в администрацию Нижнечуманского сельсовета. Далее в связи централизацией бухгалтерии администрации <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ ее перевели на должность старшего бухгалтера Службы исполнения бюджетов поселений Комитета администрации <адрес> по финансам, налогам и кредитной политике. Далее с ДД.ММ.ГГГГ она по дополнительному договору на 0,75% ставки по должности начала совмещать должность заместителя Главы администрации Нижнечуманского сельсовета. С ДД.ММ.ГГГГ она уволилась с должности старшего бухгалтера комитета по финансам налоговой и кредитной политики <адрес>, по собственному желанию. Но она продолжила работать в администрации Нижнечуманского сельсовета уже на полной ставке в должности заместителя главы администрации Нижнечуманского сельсовета, где работает по настоящее время. Депутатом в настоящее время она не является. В период времени 2016 по 2018 год она была депутатом Нижнечуманского сельского совета народных депутатов 1-го созыва. На учете у врачей нарколога и психиатра она не состояла и не состоит, серьезных травм головы у нее никогда не было. В 2009 году она вышла замуж и взяла фамилию мужа - Егорченко. Девичья фамилия у нее – Уткина. После брака у них родилась дочь Алиса 2009 года рождения, которая находится у нее на иждивении. По факту инкриминируемого ей преступления может пояснить, что как она уже и указывала с ДД.ММ.ГГГГ, она занимает должность заместителя главы администрации Нижнечуманского сельсовета <адрес>. В ее должностные обязанности согласно должностной инструкции, с которой она была ознакомлена под роспись, входит выдача справок населению, предоставление характеристик, ведение архива, исполнение обязанностей главы администрации Нижнечуманского сельсовета в период ее отсутствия и иные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией и Уставом муниципального образования администрации Нижнечуманский сельсовет. Кроме того с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она занимала должность старшего бухгалтера Службы исполнения бюджетов поселений Комитета администрации <адрес> по финансам, налогам и кредитной политике. По указанной должности в ее должностные обязанности согласно должностной инструкции, с которой она также знакомилась лично под роспись, входило ведение всего бухгалтерского учета по администрации Нижнечуманского сельсовета <адрес>, а именно начисление и перечисление заработной платы, расчеты с поставщиками и подрядчиками, своевременное начисление и перечисление налогов, сборов, контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, и иные обязанности предусмотренные должностной инструкцией. Исполняя обязанности старшего бухгалтера ею осуществлялось начисление и перечисление бюджетных денежных средств всем работникам администрации Нижнечуманского сельсовета, включая ее и главу администрации Нижнечуманского сельсовета, в качестве заработной платы, премий и иных выплат. Данные выплаты она осуществляла следующим образом, а именно на основании табеля учета рабочего времени, штатного расписания, письменного распоряжения главы администрации Нижнечуманского сельсовета при наличии дополнительных выплат (премии, отпускные), на каждого работника производилось начисление заработной платы с отражением в соответствующей ведомости. В ведомости указывался оклад согласно штатного расписания, все положенные выплаты (отпускные, больничные, премии), районный коэффициент, сумма, подлежащая к выдачи, а также вычет подоходного налога. Затем после начисления, она производила перечисление денежных средств на расчетные счета работников. Перечисления, она производила следующим образом, а именно через программу Управления Федерального Казначейства по <адрес> (Далее по тексту УФК по <адрес>) ею формировалась заявка на кассовый расход, которая в последующем подписывалась электронной цифровой подписью главы администрации Нижнечуманского сельсовета ФИО15. Фактически данной цифровой подписью, которая находится на USB-накопителе, пользовалась она (Егорченко Л.В.) сама. Хранилась указанная цифровая подпись у нее (Егорченко Л.В.) в кабинете и использовалась ею (Егорченко Л.В.) по мере необходимости на основании доверительных отношений с главой администрации Нижнечуманского сельсовета. После удостоверения цифровой подписью начислений она их направляла в УФК по <адрес> для исполнения. В заявке на кассовый расход указывалась сумма, подлежащая к выплате, номер расчетного счета клиента на который в последующем перечислялись денежные средства. Поэтому, так как у нее имелся доступ и возможность к распоряжению денежными средствами администрации Нижнечуманского сельсовета, а также в связи с тем, что глава администрации ФИО15 ей полностью доверяла и за ней не перепроверяла производимые ею начисления, она, находясь в помещении администрации Нижнечуманского сельсовета по адресу: <адрес>, в своем кабинете, понимая, что является материально ответственным лицом, так как подписывала договор о полной материальной ответственности, в один из дней января 2016 года, точной даты не помнит, помнит, что это было в день начисления заработной платы <данные изъяты>, она решила похищать по мере надобности денежные средства из бюджета администрации Нижнечуманского сельсовета для своих личных нужд. Хищение она решила совершать следующим образом, а именно при начислении заработной платы она оформляла все ведомости на основании имеющегося штатного расписания, но при подачи заявки на кассовый расход в УФК по <адрес> она в заявку на кассовый расход на ее расчетный счет добавляла денежные средства сверх установленных ей штатным расписанием примерно на 10-15 тысяч рублей и подтверждала заявку имеющейся у нее в пользовании электронной цифровой подписью ФИО15 Таким образом, она ежемесячно похищала денежные средства со счета администрации Нижнечуманского сельсовета в <данные изъяты> года, вплоть до дня начала проведения ревизии ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время ей для обозрения предоставлен акт документальной проверки в отношении Нижнечуманского сельсовета <адрес> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ с которым она ознакомлена, с выводами которого согласна и может пояснить, что всего за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она похитила 263259,96 рублей. С данной суммой она согласна и ее не оспаривает. Таким образом с целью совершения указанных хищений, ею в программе 1С бухгалтерия вносились изменения касающиеся учета расходования и поступления денежных средств, и в программе формировалась оборотно сальдовая ведомость. В которой отражались сведения о количестве денежных средств начисленных в виде заработной платы, количество денежных средств выплаченных, количество отчисленных налогов и сборов в различные фонды, количество поступивших денежных средств от налогов, арендной платы и т.д. Сформированные оборотно сальдовые ведомости она никогда не распечатывала, так как проверку расходования бюджетных денежных средств у нее никто не проверял. В связи тем, что ею осуществлялось незаконное перечисление денежных средств себе на расчетный счет в размерах свыше установленного размера предусмотренного по занимаемой штатной должности заместителя главы администрации Нижнечуманского сельсовета, то в оборотно-сальдовой ведомости образовывалась дебиторская задолженность, которая была выявлена в ходе проведенной ревизии в декабре 2018 года. С целью скрытия наличия дебиторской задолженности при предоставлении ежегодной годовой отчетности предоставляемой ею в комитет по финансам налогам и сборам администрации <адрес>, имеющаяся дебиторская задолженность по заработной плате ею не указывалась, то есть в отчете об исполнению бюджета за соответствующий год в разделе «расходы бюджета» графе «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов» указывалась сумма денежных средств исполненная в истекшем периоде равная сумме денежных средств «Утвержденного бюджетного назначения», соответственно в позиции отчета «Неисполненные назначения» проставлялась сумма равная, нулю. Другими словами, сколько денежных средств было заложено в бюджет на заработную плату, столько соответственно было и израсходовано, излишки по выплате себе заработной платы ею соответственно не указывались с целью избежания ответственности, так как она понимала, что совершая хищение денежных средств, может быть привлечена к уголовной ответственности. Заработная плата выплачивалась с лицевого счета Нижнечуманского сельсовета открытого в УФК по <адрес>, денежные средства на который поступают от различного рода источников, это налоги налогоплательщиков, арендная плата за земельные участки, дотации и т.д. Перечисление заработной платы осуществляется ежемесячно при наличии денежных средств 30 числа каждого месяца, однако в случае отсутствия денежных средств на день оплаты либо отсутствие части денежных средств, то осуществляется перечисление имеющей части, и в последующем в следующем месяце производится выплата остатка задолженности с указанием платежа «заработная плата за предыдущий месяц». Таким образом, вся начисленная заработная плата в конечном итоге выплачивается в полном объеме, каждому работнику сельсовета. Необоснованные начисления себе заработной платы осуществлялись ею по собственному желанию, удержаний ею не производилось. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом, главным контролером ревизором Комитета по финансам, налоговой и кредитной политики администрации <адрес> в отношении администрации Нижнечуманского сельсовета проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности, в ходе которой установлены факты незаконного и необоснованного перечисления бюджетных средств в качестве заработной платы на ее расчетный счет за период 2016-2018 г.г. То есть, как она уже и поясняла, она, занимая должность старшего бухгалтера Службы исполнения бюджетов поселений Комитета администрации <адрес> по финансам, налогам и кредитной политике, а так же 0.75 ставки от должности заместителя главы администрации Нижнечуманского сельсовета используя свое служебное положение имея умысел на хищение бюджетных средств путем излишнего, свыше установленного по штатной должности размера оплаты труда, осуществляла перечисления бюджетных средств себе на расчетный счет. Для чего в период 2016-2018 года периодически в ведомости начисления себе заработной платы она указывала сумму подлежащую к выдаче согласно занимаемой должности, однако же при перечислении средств с использованием вверенной электронной цифровой подписи главы администрации ФИО15 в заявке на кассовый расход указывала большую сумму, которая в последующем зачислялась на ее расчетный счет, откуда тратилась по собственному усмотрению. Все похищенные средства она потратила на личные повседневные нужды.
Затем после проведения ревизии и вынесения предписания о необходимости возврата незаконно перечисленных бюджетных средств, ею были произведены зачисления денежных средств на лицевой счет администрации Нижнечуманского сельсовета, как излишне перечисленные ей в качестве заработной платы. По факту хищения бюджетных денежных средств администрации Нижнечуманского сельсовета вину свою признает полностью, в содеянном раскаивается. (том 2 л.д. 80-85)
Допрошенная в качестве обвиняемой Егорченко Л.В. с текстом предъявленного ей обвинения по ч.3 ст.159 УК РФ согласилась в полном объеме, вину признала полностью и показала что действительно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, точное время следствием не установлено, она, находясь в должности старшего бухгалтера Службы исполнения бюджетов поселений комитета <адрес> по финансам, налоговой и кредитной политике, обладая административно-хозяйственными функциями по распоряжению денежными средствами, находящимися на лицевых счетах администрации Нижнечуманского сельсовета, используя свое служебное положение, путем обмана и злоупотребления доверием похитила денежные средства в виде сверх начисленных денежных средств по выплате заработной платы на свое имя по занимаемой ею по совместительству должности заместителя главы администрации Нижнечуманского сельсовета на общую сумму 263259,96 рублей, принадлежащие администрации Нижнечуманского сельсовета. Похищенными денежными средствами она в дальнейшем распорядилась по своему усмотрению, потратив их на личные нужды. Свою вину признает полностью, в содеянном раскаивается. (том 2 л.д. 95-97)
После оглашения показаний, подсудимая Егорченко Л.В. указанные показания данные в ходе предварительного расследования подтвердила.
Помимо признания вины подсудимой Егорченко Л.В., ее виновность подтверждается совокупностью собранных по делу и исследованных в судебном заседании доказательств:
Представитель потерпевшего ФИО15 в судебном заседании показала что с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность главы администрации Нижнечуманского сельсовета <адрес>. В декабре 2018 года контролером ревизором КРО по <адрес> Свидетель №1 проведена ревизия финансово – хозяйственной деятельности Нижнечуманского сельского совета <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в ходе проверки выявлен ряд нарушений со стороны старшего бухгалтера Службы исполнения бюджетов поселений комитета <адрес> по финансам, налоговой и кредитной политике Егорченко Л.В. которая также работала по совместительству заместителем главы сельсовета, нарушения в начислении заработной платы в сумме 263259,96 рублей. Как специалисту она полностью доверяла Егорченко, в связи с чем так же доверила электронную подпись. Каких либо нареканий по работе Егорченко небыло. В настоящее время ущерб Егорченко полностью возмещен. На строгом наказании в отношении Егорченко не настаивает.
Из оглашенных в соответствии с ч.1 ст.281 УПК РФ по ходатайству государственного обвинителя показаний свидетеля Свидетель №1 следует, что ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности главного котроллера – ревизора Комитета по финансам, налогам и кредитной политике <адрес>. В ее должностные обязанности входило осуществление проверок финансово – хозяйственной деятельности муниципальных образований <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ею согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ комитета по финансам, налоговой и кредитной политики <адрес> проводилась проверка финансово – хозяйственной деятельности Нижнечуманского сельсовета за период 2017 года и 9 месяцев 2018 года. Так в ходе проверки осуществлялось изучение книги по начислению заработной платы. При сравнении с документами банка, а именно заявки на кассовый расход за проверяемый период ею было установлено, что в книге по начислению заработной платы заместителю главы сельсовета Егорченко Л.В. начислены суммы к выдаче, которые не соответствовали сумме, перечисленной через УФК по <адрес> на расчетный счет Егорченко Л.В., то есть Егорченко Л.В. с использованием своего служебного положения начисляла себе заработную плату согласно штатного расписания, однако на расчетный счет себе перечисляла сумму сверх установленного размера. Указанные расхождения, выявленные ею в ходе проверки в начисленной и проведенной заработной платы Егорченко Л.В. она отразила в табличном варианте в акте ревизии от ДД.ММ.ГГГГ, где показано, на сколько была завышена выплаченная заработная плата без каких либо на то законных оснований. Также было установлено, что за проверяемый ею период по оборотно-сальдовой ведомости задолженностей по начислению заработной платы не установлено В годовой отчетности данная задолженность прослеживалась в отчетах на протяжении 2017 и 9 месяцев 2018 года. После обнаружения этого, так как ревизия в Нижнечуманском сельсовете не проводилась в 2015 и 2016 годах, она по согласованию с председателем комитета по финансам, налогам и кредитной политике <адрес> ФИО10 проверила также выплату заработной платы выборочно за 2016 год, где также были выявлены переплаты заработной платы сверх устаноленного штатного расписания на имя Егорченко Л.В., все это она отразила в своем акте ревизии от ДД.ММ.ГГГГ. Это свидетельствует о том, Егорченко Л.В. сознательно не указывала сальдо на конец года с целью сокрытия необоснованных перечислений на ее счет. Данные обстоятельства были отражены в акте, где определено, что Егорченко Л.В. должна вернуть необоснованно перечисленные бюджетные средства. После ревизии и вынесения предложения, Егорченко Л.В. внесла на лицевой счет денежные средства в сумме, указанной в акте в полном размере. (том 2 л.д. 67-69/)
Из оглашенных в соответствии с ч.1 ст.281 УПК РФ по ходатайству государственного обвинителя показаний свидетеля Свидетель №2 следует, что в настоящее время она состоит в должности заместителя руководителя внутреннего структурного подразделения (ВСП) № ПАО «Сбербанк России» с ДД.ММ.ГГГГ. Ее общий трудовой стаж в ПАО «Сбербанк России» с мая 2011 года. В ПАО «Сбербанк России» обслуживается многие юридические лица, в том числе и администрация Нижнечуманского сельсовета. Направление реестров на зачисление денежных средств наши клиенты осуществляют через программу «Сбербанк бизнес Онлайн». Процедура перечисления денежных средств в виде заработной платы происходит следующим образом. Посредством программы «Сбербанк бизнес Онлайн» бухгалтера учреждений направляют реестры на зачисление, содержащие информацию по ФИО получателя, номера счета и сумме к зачислению. Одновременно оформляют заявку на кассовый расход в Управление федерального казначейства (УФК) по <адрес> для направления платежного поручения. УФК формирует платежное поручение и направляет в банк. В банке платежное поручение и направленный ранее реестр обрабатываются, и проводится зачисление денежных средств на счета физических лиц.
На вопрос следователя к Свидетель №2 «Какова процедура зачисления денежных средств по именным платежным поручениям, приходящим из УФК по <адрес>?»
Свидетель Свидетель №2 ответила «Если есть необходимость перечисления зарплаты или другой выплаты на 1 сотрудника, учреждение может поступить следующим образом. Направить единичное платежное поручение (через УФК по <адрес>) с указанием номера счета получателя физического лица. При этом в назначении платежа организация может сослаться на зарплатный договор, а может совсем его не указать. Второй вариант – это создать реестр на одного человека и направить платежное поручение к этому реестру. И первый, и второй вариант не являются нарушениям и применяются на усмотрение организации.». (т 2 л.д. 70-72)
Из оглашенных в соответствии с ч.1 ст.281 УПК РФ по ходатайству государственного обвинителя показаний свидетеля Свидетель №3 следует, что в должности старшего специалиста 3 разряда отдела № Управления Федерального Казначейства по <адрес> (Далее по тексту как УФК по <адрес>) она работает с ДД.ММ.ГГГГ, а в общем в органах казначейства она работает с сентября 1999 года. В ее должностные обязанности входит ведение лицевых счетов клиентов, обслуживание лицевых счетов, проведение операций по лицевым счетам клиентов и т.д.
Порядок прохождения операций по счету клиента, в том числе администрации Нижнечуманского сельсовета, следующий:
Для того, чтобы были перечислены денежные средства со счета администрации Нижнечуманского сельсовета (далее по тексту клиента) необходимо проделать ряд операций. А именно: сначала клиент, самостоятельно формирует заявку на кассовый расход, после чего загружает сформированную заявку в программу системы удаленного финансового документооборота (Далее по тексту - «СУФД». «СУФД» - это программа для связи с Казначейством РФ. При этом в самой программе «СУФД» предусмотрена возможность формирования заявки на кассовый расход, хотя клиент может формировать заявку на кассовый расход и в других программах, но в итоге все равно тот должен загрузить ее в программу «СУФД». При загрузке сформированной заявки на кассовый расход в программу «СУФД», заявка проверяется на правильность заполнения полей. Данная проверка производится автоматически программой, и если заявка сформирована надлежащим образом, программа выводит информацию о том, что контроль пройден. После этого клиент подписывает данную заявку необходимыми электронными подписями (ЭП), которые утверждены соответствующими договорами между самой организацией и УФК по <адрес>. Затем клиент экспортирует заявку на кассовый расход в программу автоматизированной системы Федерального казначейства (Дале по тексту как «АСФК»). После, это в программе «АСФК» заявка на кассовый расход вновь автоматически проверяется, а именно снова проверяются фактическое заполнения полей, правильность заполнения полей и всех реквизитов, а также соответствие полей друг другу. Если что-либо не сходится, то заявка отклоняется, автоматически формируется протокол, после чего отклоненная заявка на кассовый расход вместе с указанным протоколом вновь выгружается в программу «СУФД» клиенту. В том случае, если заявка на кассовый расход прошла все контроли, документ в статусе «проверен» попадает для визуального контроля специалисту территориального отдела УФК по <адрес>, который также в свою очередь проверяет заявку на кассовый расход на соответствие всем требованиям, предъявляемым к данному документу приказом №н от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Федеральным Казначейством РФ. А именно проверяется правильность заполнения полей документа и соответствие текстового назначения платежа по виду расходов. Например, если вид расходов 121, то текстовое назначение должно быть – выплата заработной платы. Также специалист сверяет, достаточно ли денежных средств на счете получателя бюджетных средств для проведения операции. Если специалист УФК по <адрес> каких-либо нарушений в заявке на кассовый расход не выявил, то направляет ее на утверждении начальнику отдела УФК по <адрес>. После этого документ уходит в операционный отдел УФК по <адрес>, где на его основе формируется платежное поручении для осуществления кассового расхода и передается посредством электронной связи в банк для исполнения. При этом в графе назначение платежа указывается код бюджетной классификации 20 цифр, лицевой счет клиента 11 цифр, основание платежа, а также имеется текст согласно реестру от по дог №, данный текст является шаблонным и он присутствует в занимаемой графе формально, если заявка поступила на конкретное физическое лицо, а если заявка поступила к реестру, то указывается № реестра и другие данные указанные в реестре. Также пояснила, что заявка на кассовый расход может быть составлена на несколько лиц, тогда к заявке прикладывается соответствующий реестр на перечисление денежных средств, так и на конкретного получателя – физическое лицо – это не имеет значение и вышеописанная процедура всегда одна и та же. В заявке на кассовый расход отражена общая сумма, подлежащая выплате, сколько денежных средств и кому именно должны быть выплачены, в программе не видно, за исключением случая, когда заявка оформлена на конкретное физическое лицо, однако проверка законности таких перечислений в обязанности сотрудников УФК по <адрес> не входит. (т 2 л.д. 73-76)
Помимо приведенных выше оглашенных показаний свидетелей, вина Егорченко Л.В. подтверждается также письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании:
-Рапортом старшего оперуполномоченного ЭБ и ПК МО МВД России «Завьяловский» ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ в том, что ему поступила оперативная информация о необоснованном перечислении бюджетных денежных средств администрации Нижнечуманского сельсовета старшим бухгалтером Егорченко Л.В. с использованием своего служебного положения на свои расчетные счета в виде заработной платы свыше, установленного денежного содержания по занимаемой должности. (том 1 л.д. 17)
-Протоколом осмотра места происшествия <данные изъяты>
-Протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого у председателя Комитета по финансам <адрес> ФИО10 в кабинете №<адрес> по адресу: <адрес>, были изъяты: документы администрации <адрес> «Дело № Нижнечуманский сельсовет на 58 листах» - 1 скоросшиватель. (том 1 л.д. 36-40)
-Протоколом явки с повинной от ДД.ММ.ГГГГ в том, что Егорченко Лидия Владимировна ДД.ММ.ГГГГ года рождения сообщила о совершенном ею преступлении и дала признательные показания. (том 1 л.д. 45)
-Ответом на запрос из Управления Федерального казначейства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в том, что отдел № Управления Федерального казначейства по <адрес> направил информацию по кассовым поступлениям и выплатам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ администрации Нижнечуманского сельсовета <адрес> по лицевому счету №, открытому в Управлении Федерального казначейства по <адрес> <данные изъяты>
-Ответом на запрос из ПАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ № SD0101542796 в том, что на имя Егорченко Лидии Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в отделениях подчиненных Сибирского банка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеются счета, в том числе счет №, открытый ДД.ММ.ГГГГ в отделении № филиале № по адресу: <адрес> и счет №, открытый ДД.ММ.ГГГГ в филиале № по адресу: <адрес>А, а также предоставлен отчет о движении денежных средств в электронном виде файл: «<данные изъяты>
-Заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ согласно выводам которого установлено следующее:
По первому вопросу
Сумма денежных средств, перечисленных со счета № администрации Нижнечуманского сельсовета Баевского района Алтайского края в адрес Егорченко Лидии Владимировны за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заработной платы, начисленной Егорченко Л.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составила 578140,05 рублей.
По второму вопросу
Сумма денежных средств, начисленных администрацией Нижнечуманского сельсовета Баевского района Алтайского края к выплате в качестве заработной платы по должности заместителя главы администрации Нижнечуманского сельсовета Баевского района Алтайского края Егорченко Л.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составила 314880.09 рублей.
По третьему вопросу
Разница между суммой, установленной исследованием по первому вопросу и суммой установленной исследованием по второму вопросу составила 263259,96 рублей. (том 1 л.д. 113-169)
-Протоколом осмотра предметов от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого в качестве предметов осмотрены: <данные изъяты>
(том 1 л.д. 172-183)
-Постановлением о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого бухгалтерская документация по администрации Нижнечуманского сельсовета за 2016 год в количестве 5 подшивок <данные изъяты>
-Уставом муниципального образования Нижнечуманский сельсовет <адрес> принятый решением Нижнечуманского сельского Совета народных депутатов <адрес> в том, что согласно которого муниципальное образование Нижнечуманский сельсовет <адрес> наделено статусом сельского поселения. Поселение имеет свой бюджет. Высшим должностным лицом является глава сельсовета. Глава сельсовета возглавляет администрацию сельсовета, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия и несет полную ответственность за осуществление ее полномочий, а также исполняет полномочия председателя сельского Совета народных депутатов. Администрация сельсовета входит в структуру органов местного самоуправления. Администрация сельсовета является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом поселения. Администрация сельсовета обладает правами юридического лица, действующего на основании Устава. Полное наименование юридического лица «Администрация Нижнечуманского сельсовета <адрес>». Местонахождение администрации сельсовета: 658501, <адрес>. (том 1 л.д. 190-210, 211-231, том 2 л.д. 1-22, 23-43)
Приказом (распоряжение) о приеме работника на работу № от ДД.ММ.ГГГГ в том, что Егорченко Лидия Владимировна с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность старшего бухгалтера комитета <адрес> по финансам, налогам и кредитной политике с тарифной ставкой (окладом) 2011 рублей 50 копеек, надбавками за особые условия – 65%, премия 100%, выслуга 10% на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № (том 2 л.д. 119)
-Трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ в том, что Егорченко Лидия Владимировна приняла на себя выполнение трудовых обязанностей в должности старшего бухгалтера Службы исполнения бюджетов поселения комитета <адрес> по финансам, налогам и кредитной политике и обязалась лично выполнять определенную настоящим договором трудовую функцию, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности возложенные на нее настоящим договором и должностной инструкцией, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, соблюдать трудовую дисциплину, правильно и по назначению данные ей для работы оборудование, приборы и материалы. Форма оплаты: Оклад по дням; Оклад (тариф) = 4023 (руб) на 0,5 ставки. Персональные надбавки: за особые условия – 65; ежемесячная премия – 100; Районный коэффициент – 25; выслуга лет – 10%. (том 2 л.д. 120-121)
-Должностной инструкцией старшего бухгалтера Службы исполнения бюджетов поселений от ДД.ММ.ГГГГ в том, что на старшего бухгалтера Службы исполнения бюджетов поселений комитета <адрес> по финансам, налогам и кредитной политике Егорченко Л.В. возложены, в том числе следующие должностные обязанности: «I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1. На должность старшего бухгалтера Службы исполнения бюджетов поселений (старший бухгалтер) назначается лицо, имеющее образование не ниже среднего профессионального с бухгалтерским стажем не менее 2-х лет. 1.2. Назначение на должность старшего бухгалтера и освобождение от нее производится приказом председателя Комитета администрации <адрес> по финансам, налоговой и кредитной политике. II. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ: 2.2. В своей деятельности старший бухгалтер руководствуется: Положением о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях; Уставом муниципального образования; Настоящей должностной инструкцией. 2.3. Старший бухгалтер подчиняется непосредственно председателю Комитета администрации <адрес> по финансам, налоговой и кредитной политике, а при его отсутствии его заместителю. III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ. 3.1. Организовывает работу по сбору и анализу показателей для формирования проекта бюджета поселений. 3.2. Обеспечивает составление оперативного баланса и оперативных сводных отчетов о доходах расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы. 3.3. Составляет и предоставляет в установленные сроки бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетности, отчеты в государственные внебюджетные фонды по страховым взносам и иные отчеты во внебюджетные фонды. 3.4. Составляет и ведет сводную бюджетную роспись бюджета поселений. Обеспечивает доведение утвержденных показателей сводной бюджетной росписи до главных распорядителей бюджета поселений, осуществляет контроль за их выполнением. 3.5. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из структуры и особенностей деятельности поселения, необходимости обеспечения их финансовой устойчивости. 3.6. Обеспечивает контроль за соблюдением финансовой дисциплины: поступлением доходов в бюджет поселений, своевременным и полным выполнением договорных обязательств. 3.7. Осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета поселений, в том числе контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. 3.8. Организует исполнение и исполняет бюджет муниципального образования. 3.9. Ведет реестр расходных обязательств муниципального образования. 3.10. Составляет отчетность об исполнении бюджета муниципального образования, контролирует правильность составления и оформления отчетной документации, своевременность ее предоставления в соответствующие органы. 3.11 Составляет и ведет кассовый план. 3.12. Организует контроль за достоверностью и сохранением информации. 3.12. Обеспечивает предоставление необходимой финансовой информации. 3.14. Организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета исполнения бюджета поселения с использованием программных средств. Использует прогрессивные формы и методы учетно-финансовой деятельности, проверяет достоверность полученной информации. 3.19 Осуществляет контроль за расходованием фонда оплаты труда и правильностью расчетов по оплате труда работников, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных проверок в муниципальных учреждениях культуры поселения. 3.20 ведет работу по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь. IV. ПРАВА. Исходя из задач, функций и полномочий Службы исполнения бюджетов поселений и должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией старший бухгалтер имеет право: 4.1. Действовать от имени Службы исполнения бюджетов поселений Комитета администрации <адрес> по финансам, налоговой и кредитной политике, представлять его интересы во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями предприятия и другими организациями по хозяйственно-финансовым и иным вопросам. 4.2. Вносить на рассмотрение председателю комитета по финансам предложения по улучшению деятельности сельсоветов. 4.3. Запрашивать от структурных подразделений и самостоятельных специалистов необходимую информацию. 4.4. Самостоятельно вести переписку со структурными подразделениями <адрес>, а также иными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Службы исполнения бюджетов поселений. 4.5. Требовать от главы <адрес> (и руководителей структурных подразделений) оказания содействия в исполнении старшим бухгалтером обязанностей и прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией. V. ДОЛЖНОСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ. 5.1. Старший бухгалтер имеет право: Вносить предложения по улучшению деятельности администрации поселения. Участвовать в обсуждении вопросов, входящих в круг его обязанностей, принимать участие в заседаниях, совещаниях, проводимых главой сельского поселения. 5.2. Старший бухгалтер пользуется также иными правами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете». VI. ОТВЕСТВЕННОСТЬ. Старший бухгалтер несет ответственность: 6.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией – в пределах определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 6.2. За нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, и гражданским законодательством Российской Федерации. 6.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации. 6.4. За предоставление на подпись документов с недостоверными данными несет дисциплинарную и уголовную ответственность. (том 2 л.д. 122-124)
-Распоряжением №л от ДД.ММ.ГГГГ в том, что Егорченко Лидия Владимировна назначена на высшую муниципальную должность заместителя главы сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ на 0,75 ставки с доплатой 0,5 ставки от ставки специалиста 2 категории.
(том 2 л.д. 125)
-Трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ в том, что Егорченко Лидия Владимировна приняла на себя выполнение трудовых обязанностей в должности заместителя главы Администрации Нижнечуманского сельсовета с месячным окладом: размер тарифной ставки 1556 руб., районный коэффициент в размере 25% - 1272,03 руб., надбавки к заработной плате: стажевые – 10% -155,6руб. за особые услуги – 50% -778 руб., премиальные – 87% - 1353,72 руб., ежемесячное денежное поощрение 80% - 1244,8 руб., ежемесячная материальная помощь – 389 рублей. Всего к начислению – 6749,15 рублей. За совмещение должности устанавливается доплата 3572 рубля 61 коп. за 0,5 ставки специалиста 2 категории. (том 2 л.д. 126-127)
Суд, оценивая исследованные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Приведенные выше показания представителя потерпевшего и оглашенные показания свидетелей Свидетель №1, ФИО12, Свидетель №3 непротиворечивы, логичны, в деталях согласуются друг с другом, объективно подтверждаются иными собранными по уголовному делу доказательствами; нарушений уголовно-процессуального закона, которые могли бы влечь недопустимость этих доказательств, не установлено, все они могут быть положены в основу приговора.
В судебном заседании подсудимая Егорченко Л.В. факт перечисления и получения ею в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежных средств в сумме 263259 рублей 96 копеек, не оспаривала оглашенные показания подтвердила.
В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» под лицами, использующими свое служебное положение при совершении мошенничества, следует понимать должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст. 285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным примечание 1 к ст. 201 УК РФ.
Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.д.
В судебном заседании бесспорно установлено, что Егорченко Л.В. была принята ДД.ММ.ГГГГ на должность старшего бухгалтера Службы исполнения бюджетов поселений комитета администрации Баевского района по финансам, налоговой и кредитной политике.
В соответствии с приказом (распоряжением) о приеме работника на работу Администрации Нижнечуманского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №л Егорченко Лидия Владимировна принята на работу в должности заместителя главы Администрации Нижнечуманского сельсовета по совместительству с ДД.ММ.ГГГГ, с ней был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, в соответствии с должностной инструкцией старшего бухгалтера Егорченко Л.В. относится к категории руководителей: на старшего бухгалтера Службы исполнения бюджетов поселений комитета <адрес> по финансам, налогам и кредитной политике Егорченко Л.В. возложены, в том числе следующие должностные обязанности: «I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1. На должность старшего бухгалтера Службы исполнения бюджетов поселений (старший бухгалтер) назначается лицо, имеющее образование не ниже среднего профессионального с бухгалтерским стажем не менее 2-х лет. 1.2. Назначение на должность старшего бухгалтера и освобождение от нее производится приказом председателя Комитета администрации <адрес> по финансам, налоговой и кредитной политике. II. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ: 2.2. В своей деятельности старший бухгалтер руководствуется: Положением о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях; Уставом муниципального образования; Настоящей должностной инструкцией. 2.3. Старший бухгалтер подчиняется непосредственно председателю Комитета администрации <адрес> по финансам, налоговой и кредитной политике, а при его отсутствии его заместителю. III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ. 3.1. Организовывает работу по сбору и анализу показателей для формирования проекта бюджета поселений. 3.2. Обеспечивает составление оперативного баланса и оперативных сводных отчетов о доходах расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы. 3.3. Составляет и предоставляет в установленные сроки бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетности, отчеты в государственные внебюджетные фонды по страховым взносам и иные отчеты во внебюджетные фонды. 3.4. Составляет и ведет сводную бюджетную роспись бюджета поселений. Обеспечивает доведение утвержденных показателей сводной бюджетной росписи до главных распорядителей бюджета поселений, осуществляет контроль за их выполнением. 3.5. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из структуры и особенностей деятельности поселения, необходимости обеспечения их финансовой устойчивости. 3.6. Обеспечивает контроль за соблюдением финансовой дисциплины: поступлением доходов в бюджет поселений, своевременным и полным выполнением договорных обязательств. 3.7. Осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета поселений, в том числе контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. 3.8. Организует исполнение и исполняет бюджет муниципального образования. 3.9. Ведет реестр расходных обязательств муниципального образования. 3.10. Составляет отчетность об исполнении бюджета муниципального образования, контролирует правильность составления и оформления отчетной документации, своевременность ее предоставления в соответствующие органы. 3.11 Составляет и ведет кассовый план. 3.12. Организует контроль за достоверностью и сохранением информации. 3.12. Обеспечивает предоставление необходимой финансовой информации. 3.14. Организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета исполнения бюджета поселения с использованием программных средств. Использует прогрессивные формы и методы учетно-финансовой деятельности, проверяет достоверность полученной информации. 3.19 Осуществляет контроль за расходованием фонда оплаты труда и правильностью расчетов по оплате труда работников, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных проверок в муниципальных учреждениях культуры поселения. 3.20 ведет работу по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь. IV. ПРАВА. Исходя из задач, функций и полномочий Службы исполнения бюджетов поселений и должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией старший бухгалтер имеет право: 4.1. Действовать от имени Службы исполнения бюджетов поселений Комитета администрации <адрес> по финансам, налоговой и кредитной политике, представлять его интересы во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями предприятия и другими организациями по хозяйственно-финансовым и иным вопросам. 4.2. Вносить на рассмотрение председателю комитета по финансам предложения по улучшению деятельности сельсоветов. 4.3. Запрашивать от структурных подразделений и самостоятельных специалистов необходимую информацию. 4.4. Самостоятельно вести переписку со структурными подразделениями <адрес>, а также иными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Службы исполнения бюджетов поселений. 4.5. Требовать от главы <адрес> (и руководителей структурных подразделений) оказания содействия в исполнении старшим бухгалтером обязанностей и прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией. V. ДОЛЖНОСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ. 5.1. Старший бухгалтер имеет право: Вносить предложения по улучшению деятельности администрации поселения. Участвовать в обсуждении вопросов, входящих в круг его обязанностей, принимать участие в заседаниях, совещаниях, проводимых главой сельского поселения. 5.2. Старший бухгалтер пользуется также иными правами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете». VI. ОТВЕСТВЕННОСТЬ. Старший бухгалтер несет ответственность: 6.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией – в пределах определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 6.2. За нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, и гражданским законодательством Российской Федерации. 6.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации. 6.4. За предоставление на подпись документов с недостоверными данными несет дисциплинарную и уголовную ответственность.
Таким образом, квалифицирующий признак «с использованием своего служебного положения» нашел свое подтверждение в судебном заседании, поскольку в силу занимаемой должности старшего бухгалтера, Егорченко Л.В. осуществляла руководство работниками бухгалтерии, имела полномочия по распоряжению денежными средствами.
Суд приходит к выводу, что исследованными доказательствами подтверждается наличие в действиях Егорченко Л.В. квалифицирующего признака «путем обмана и злоупотребления доверием», так как в судебном заседании установлено, что Егорченко Л.В., являясь старшим бухгалтером, сама подписывала реестры на заработную плату работникам, которые посредством электронных каналов связи направляла в ПАО Сбербанк России, УФК по <адрес> для исполнения, при этом представитель потерпевшего ФИО15 в суде показала, что она доверяла Егорченко Л.В., для выполнения подсудимой своих должностных обязанностей она передал ей свою электронную цифровую подпись, которая постоянно находилась у старшего бухгалтера Егорченко Л.В., при этом подсудимая данный факт в судебном заседании не оспаривала.
Егорченко Л.В., имея на то полномочия, составляла реестры и платежные поручения на зачисление заработной платы работникам администрации Нижнечуманского сельсовета Баевского района Алтайского края, которые согласно Гражданского кодекса РФ и Положения от ДД.ММ.ГГГГ №-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» являются для обслуживающего банка обязательством по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного получателя средств.
Мотивом совершения Егорченко Л.В. инкриминируемого ей деяния является корысть.
Умышленными действиями Егорченко Л.В. муниципальному бюджету бюджетной системы РФ (муниципальному образованию Нижнечуманский сельсовет <адрес> в лице Администрации Нижнечуманского сельсовета <адрес>) причинен ущерб у размере 263259 рублей 96 копеек, который в соответствии с примечанием 4 к ст. 158 УК РФ является крупным.
Учитывая изложенное, суд квалифицирует действия Егорченко Л.В. по ч.3 ст.159 УК РФ, как мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере.
При назначении вида и размера наказания подсудимой суд в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности совершенного Егорченко Л.В. преступления, ее личность и влияние назначаемого наказания на исправление подсудимой и условия жизни ее семьи.
Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд признает и учитывает при избрании Егорченко Л.В. вида и размера наказания: признание вины раскаяние в содеянном, наличие на иждивении подсудимой малолетнего ребенка, мнение представителя потерпевшего не настаивавшего на строгом наказании, явку с повинной, возмещение ущерба.
Обстоятельств, отягчающих наказание, не установлено.
С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности суд не находит оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую в соответствии с ч.6 ст.15 УК РФ, и не усматривает оснований для применения положений ст. 64 УК РФ.
С учетом личности подсудимой, которая характеризуется положительно, обстоятельств и тяжести совершенного преступления относящегося к категории тяжкого, наличие смягчающих наказание обстоятельств, отсутствие отягчающих, суд полагает справедливым и соразмерным назначить ей наказание в виде лишения свободы в пределах санкции состава преступления, без реальной изоляции от общества, с применением ст. 73 УК РФ, т.е., условно, по правилам ч 1 ст.62 УК РФ, с возложением на осужденную дополнительных обязанностей.
С учетом личности подсудимой, обстоятельств совершенного преступления, материального положения Егорченко Л.В., наличие на ее иждивении малолетнего ребенка, с учетом возмещения ущерба суд находит возможным не назначать ей дополнительное наказания в виде штрафа, ограничения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
С учетом обстоятельств совершенного преступления, сведений о личности подсудимой, суд не усматривает оснований для назначения Егорченко Л.В. наказания в виде принудительных работ.
В порядке ст.91 УПК РФ Егорченко Л.В. по данному уголовному делу не задерживалась, под стражей не содержалась.
Судьбу вещественных доказательств суд определяет в соответствии со ст. 81 УПК РФ.
По делу имеются процессуальные издержки в виде сумм, выплачиваемых адвокату Архиповой Л.М., в защиту интересов Егорченко Л.В., за оказание юридической помощи в ходе предварительного следствия и суда, в размере 8220 рублей, в связи с отказом подсудимого от помощи защитника в период предварительного следствия и суда, указанные издержки в размере 8220 рублей, в соответствии с ч 4 ст.132 УПК РФ относятся на счет федерального бюджета
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307 – 309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Егорченко Лидию Владимировну виновной в совершении преступления, предусмотренногоч.3 ст.159 УК РФ, и назначить ей наказание в виде 2 лет лишения свободы.
На основании ст.73 УК РФ назначенное Егорченко Л.В. наказание считать условным с испытательным сроком 2 года.
На основании ч.5 ст.73 УК РФ обязать осужденную один раз в месяц являться для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденного, не менять постоянного места жительства без уведомления данного органа.
Процессуальные издержки по делу – оплата труда адвоката (Архиповой Л.М.) в сумме 8220 рублей в соответствии с ч 4 ст.132 УПК РФ относятся на счет федерального бюджета.
Меру пресечения в отношении Егорченко Л.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить по вступлению приговора в законную силу.
Вещественные доказательства: бухгалтерская документация по администрации Нижнечуманского сельсовета за 2016 год в количестве 5 подшивок (январь-февраль 2016 года на 274 листах, март-апрель 2016 года на 405 листах, май-июнь 2016 года на 297 листах, октябрь ноябрь 2016 года на 391 листах, декабрь 2016 года на 251 листах); бухгалтерская документация по администрации Нижнечуманского сельсовета за июль-август-сентябрь 2016 года на 22 листах - 1 скоросшиватель; бухгалтерская документация по администрации Нижнечуманского сельсовета за 2017 год в количестве 6 подшивок (Январь-февраль 2017 на 371 листах, март-апрель 2017 года на 438 листах, май-июнь 2017 года на 347 листах, июль-август 2017 года на 380 листах, сентябрь-октябрь 2017 года на 367 листах, ноябрь-декабрь 2017 года на 483 листах); бухгалтерская документация по администрации Нижнечуманского сельсовета за 2018 год в количестве 5 подшивок (Январь-февраль 2018 на 297 листах, март-апрель 2018 года на 336 листах, май-июнь 2018 года на 317 листах, июль-август 2018 года на 340 листах, сентябрь 2018 года на 140 листах); бухгалтерские документы по администрации Нижнечуманского сельсовета за октябрь-ноябрь-декабрь 2018 года на 199 листах – 1 бумажная папка; штатное расписание Нижнечуманский сельсовет» за 2016 год на 4 листах - 1 бумажная папка; штатное расписание Нижнечуманский сельсовет» за 2017 год на 3 листах - 1 бумажная папка; штатное расписание Нижнечуманский сельсовет» за 2018 год на 4 листах - 1 бумажная папка; ведомости по начислению заработной платы июль, август, сентябрь 2016 года; октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года на 4 листах – 1 скоросшиватель; документы администрации <адрес> «Дело № Нижнечуманский сельсовет на 58 листах» - 1 скоросшиватель; хранящиеся в комнате хранения вещественных доказательств ПП по <адрес> МО МВД России «Завьяловский», вернуть по принадлежности.
Сведения о движении средств по счету № администрации Нижнечуманского сельсовета <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находящиеся на неизменном оптическом диске «Mirex CD-R 48X/700Mb/80min» с номером вокруг посадочного отверстия 070418814; сведения о движении средств по расчетным счетам ПАО «Сбарбанк России» зарегистрированным на имя Егорченко Л.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находящиеся на неизменном оптическом диске «VS CD-R 52x/700mb/80min» с номером вокруг посадочного места L№ хранящиеся в комнате хранения вещественных доказательств ПП по <адрес> МО МВД России «Завьяловский», хранить при материалах уголовного дела.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Баевский районный суд Алтайского края в течение 10 суток со дня провозглашения.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Осужденная вправе не только заявлять ходатайство об участии в заседании суда апелляционной инстанции, но и поручать осуществление своей защиты избранному защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника; о своем желании иметь защитника в суде апелляционной инстанции или о рассмотрении дела без защитника осужденной необходимо сообщить в письменном виде в суд, постановивший приговор, до истечения срока, установленного этим судом для подачи возражений на принесенные жалобы и представления.
Судья Баевского районного суда
Алтайского края В.А.Ващенко