63RS0039-01-2021-004896-85
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 сентября 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ретиной М.Н.,
при секретаре Тимошенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3548/2021 по административному исковому заявлению Головко Ирины Александровны к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, обязании устранить допущенные нарушения
УСТАНОВИЛ:
Головко И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявления указано, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером № <данные изъяты> категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Головко И.А. 08.04.2021 подано заявление в Департамент градостроительства г.о. Самара о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и принадлежащего ей земельного участка. Распоряжением Департамента от 04.05.2021 г. №РД-648 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на том основании, что по сведениям, содержащимся в ИСОГД г.о. Самара образуемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой распоряжением Правительства Самарской области от 05.12.2014 г. № 935-р, утвержден проект межевания территории в районе Радиоцентра № 3 в целях размещения объекта капитального строительства – стадиона с инфраструктурой в г.о. Самара. Административный истец считает, что основания отказа являются необоснованными, так как ранее участок был предоставлен в собственность лицу, у которого административный истец купила участок, несмотря на существование указанного распоряжения.
В связи с изложенным просит признать незаконными распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 04.05.2021 №РД-648 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить работу по заявлению Головко И.А.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара в судебное заседание не явился, просила рассмотреть дело в его отсутствие, отказать в удовлетворении требований истца по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители заинтересованных лиц Правительства Самарской области, Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно п.п. 1 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в случае, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 13 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в случае, если земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, <данные изъяты> категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
Согласно договору купли-продажи земельного участка от 24.10.2017 г. Посемина П.Н., которой земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен на основании распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-2220 от 09.10.2017 г., осуществила продажу участка Пимкиной Е.Ю.
04.06.2020 г. между Пимкиной Е.Ю. и Головко И.А. был заключен договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №
08.04.2021 Головко И.А. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0210002:1073 и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 104 кв.м в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 835 кв.м.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 04.05.2021 г. № РД-648 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании п.п. 13 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, так как в границах территории, в отношении которой распоряжением Правительства Самарской области от 05.12.2014 г. № 935-р, утвержден проект межевания территории в районе Радиоцентра № 3 в целях размещения объекта капитального строительства – стадиона с инфраструктурой в г.о. Самара.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории.
Из части 6 указанной статьи следует, что проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (часть 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Именно в проекте межевания в его текстовой части указываются перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования (пункт 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а на чертежах межевания территории отображаются границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ответу Правительства Самарской области и Министерства строительства Самарской области, полученного по запросу суда, а также в рамках межведомственного взаимодействия Департаментом градостроительства г.о. Самара, испрашиваемый Головко И.А. земельный участок площадью 835 кв.м. расположен в границах территории, в отношении которой распоряжением Правительства Самарской области от 30.06.2014 г. № 1168-р утвержден проект планировки территории Красноглинского и Кировского районов г.о. Самара (в районе радиоцентра № 3), предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительский мест, распоряжением Правительства Самарской области от 05.12.2014 г. № 935-р утвержден проект межевания территории в районе Радиоцентра № 3 в границах Кировского и Красноглинского районов г.о. Самара в целях размещения объекта капитального строительства – стадиона с инфраструктурой в г.о. Самара, распоряжением Правительства Самарской области от 02.12.2015 г. № 985-р утверждена документация по планировке территории в Кировском районе г. Самара в целях создания технополиса. В соответствии с проектом планировки данный земельный участок находится в пределах территории садово-дачных участков, размещение объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения на испрашиваемом земельном участке не планируется.
Земельный участок, который испрашивает истец, имеет разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, что соответствует целям, указанным в распоряжении Правительства Самарской области. Помимо этого, графическая часть проекта межевания, предоставленная Министерством строительства Самарской области не содержит нумерацию проектируемых участков, а также информацию об утвержденных границах данных земельных участков, с указанием координатных точек, о также информацию об использовании и предназначении земельных участков при межевании, а из текстовой части возможно сделать вывод об отсутствии на испрашиваемой истцом земельном участке земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, первоначально земельный участок был предоставлен Посеминой П.Н. на основании распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-2220 от 09.10.2017 г., несмотря на существование проекта межевания территории, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 02.12.2015 г. № 985-р.
Таким образом, административным ответчиком не представлено доказательств того, что истребуемый административным истцом земельный участок или вновь образуемый земельный участок, не соответствует проекту межевания, утвержденному Правительством Самарской области.
При таких обстоятельствах, поскольку основания отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, изложенные в оспариваемом распоряжении, не основаны на законе и не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что требование административного истца о признании распоряжения незаконным является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Головко Ирины Александровны к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 04.05.2021 №РД-648 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу возобновить рассмотрение заявления Головко Ирины Александровны о перераспределении земельных участков в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья М.Н. Ретина