Дело <номер>
<номер>
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<дата> 2022 года <адрес>ём <адрес>
Артёмовский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кургак О.В.
при ведении протокола помощником судьи ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1 к администрации <адрес> городского округа о возложении обязанности по обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд в интересах ФИО1 с названным иском, указав, что ФИО1, <дата> года рождения, является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Решением <адрес> городского суда от <дата> мать ФИО1 – ФИО4 лишена родительских прав. На основании распоряжения управления опеки и попечительства администрации <адрес> городского округа от <дата> <номер> ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, состоит в очереди в администрации <адрес> городского округа по следующей категории граждан, дети-сироты, дети, оставшихся без попечения родителей, находящиеся под опекой, попечительством. Истец просил суд возложить на ответчика обязанность обеспечить ФИО1 благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не менее учетной нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Артемовского городского округа на территории <адрес> городского округа.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> ФИО5 доводы иска поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации <адрес> городского округа по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска. Пояснила, что ФИО1 включена в сводный список детей-сирот для предоставления ей по договору найма благоустроенного жилого помещения, по результатам проведения торгов по закупке благоустроенных жилых помещений и в порядке очередности ФИО7 будет предоставлено жилое помещение. Указала, что при предоставлении жилья по решению суда будут нарушены права других лиц, состоящих в очереди.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора - <адрес> направлен в суд отзыв, в котором с требованиями не согласились, ссылаясь на выделение бюджетных ассигнований в полном объеме и исполнение бюджетных обязательств субъектом РФ.
Представитель Министерства образования и науки <адрес>, ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются <адрес> от <дата> N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>".
В соответствии со ст. 5 указанного Закона, в целях предоставления лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных районов и городских округов <адрес>, предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с <адрес> от <дата> N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".Согласно ст. <адрес> от <дата> N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> (далее соответственно - список, муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот), подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования; принятие решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения; заключение договоров найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, в том числе в случае выявления уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> в области образования обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений.
Соответствующими государственными полномочиями наделяется, в том числе, Артемовский городской округ (ст. <адрес> от <дата> <номер>-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями").
Порядок принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения с ними соответствующего договора найма специализированного жилого помещения урегулирован в <адрес> от <дата> N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>".
Статьей <адрес> от <дата> N 433-КЗ предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования <адрес>.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться после наступления предусмотренных в Федеральном законе от <дата> № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по <адрес> городскому округу Департамента образования и науки <адрес> от <дата> <номер>-р в связи с тем, что несовершеннолетней ФИО1 осталась без попечения родителей и родственников, которые могли бы установить опеку над ней, ФИО1, <дата> года рождения направлена в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно распоряжению территориального отдела опеки и попечительства по <адрес> городскому округу Департамента образования и науки <адрес> от <дата> <номер>-р ФИО1 принята на специализированный жилищный учет, нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения, состоит в очереди в администрации Артемовского городского округа по следующей категории граждан : дети-сироты, дети, оставшихся без попечения родителей, находящиеся под опекой, попечительством.
Справкой КГКУ «<адрес>» подтверждается, что за ФИО1 объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья, на территории <адрес> по данным, содержащимся в учетно-технической документации, не значится.
Согласно сообщению Филиала ФГБУ «<данные изъяты>» по ПК <адрес> от <дата> сведений об объектах недвижимости ФИО1 не имеется.
Согласно ответу, предоставленному ФГБУ <данные изъяты> по ПК от <дата> сведений об объектах недвижимости, зарегистрированных на ФИО1 не имеется.
Доказательств, опровергающих доводы об отсутствии жилого помещения на каком-либо праве, в материалы дела не представлено.
Поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, требования о возложении обязанности обеспечить ее жильем на основании договора найма специализированного жилого помещения являются обоснованными.
Доводы ответчика о невозможности предоставления жилого помещения без нарушения интересов других лиц, состоящих в реестре, не являются основанием для отказа в иске, поскольку установленный порядок не может служить основанием для ограничения и ущемления гарантированных законом жилищных прав.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.
С учетом положений статьи 206 ГПК РФ, суд полагает возможным определить срок, в течение которого ответчик должен исполнить возложенную на него обязанность, четыре месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1 к администрации <адрес> городского округа о возложении обязанности по обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Возложить на администрацию <адрес> городского округа обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления <адрес> городского округа, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья О.В. Кургак