О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Великий Новгород ДД.ММ.ГГГГ
Судья Новгородского районного суда <адрес> ФИО4 рассмотрев в порядке подготовки материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д.<адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ полицейским ОВ ППСП МО МВД России «ФИО5 в отношении ФИО1 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, - мелкое хулиганство. Определением начальника МО МВД России ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 передано на рассмотрение в Новгородский районный суд (поступило ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно пункту 4 части 1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
При подготовке к рассмотрению настоящего дела об административном правонарушении установлены следующие обстоятельства.
В силу ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Особенностью объективной стороны мелкого хулиганства является совокупность двух признаков - основного (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) и одного из трех факультативных - названное нарушение должно сопровождаться либо нецензурной бранью, либо оскорбительным приставанием к гражданам, либо уничтожением или повреждением чужого имущества.
В протоколе об административном правонарушении в отношении ФИО1 событие правонарушения описано путем воспроизведения бланкетной диспозиции ч.1 ст.20.1 КоАП РФ.
Однако, из представленных материалов дела не усматривается при каких обстоятельствах было выявлено событие административного правонарушения и что могло бы объективно характеризовать поведение ФИО1 и установить наличие умысла у этого лица на нарушение общественного порядка и выражение явного неуважения к обществу, и что, в свою очередь, могло бы свидетельствовать о наличии объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ.
В материалы дела представлены письменные объяснения сотрудника полиции ФИО3, которые получены другим сотрудником полиции – того же подразделения.
Объяснение - это сведения подтверждающего, опровергающего, разъясняющего, уточняющего, оправдывающего, признательного характера, сообщаемые гражданином или должностным лицом сотруднику полиции в ответ на его вопросы по поводу каких-либо событий, деяний, лиц, предметов, состояний и т.<адрес> могут быть устными и письменными. Если сотруднику полиции необходимо получить объяснение в письменной форме, то оно либо пишется собственноручно лицом, его дающим, либо оформляется протоколом, составляемым сотрудником полиции и подписываемым им и опрашиваемым. Оформление обстоятельств выявления административного правонарушения в виде письменных объяснений сотрудника полиции не согласуется с требованиями Закона о полиции и нормами КоАП РФ.
Вышеуказанные письменные объяснения сотрудника полиции не могут быть признаны в качестве допустимых доказательств (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ), поскольку оформлены без соблюдения требований закона. Само содержание объяснений носит формальный характер, что не позволяет определить их достоверность, в том числе в объяснениях нет фактического описания поведения указанного свидетелями лица, которое подтверждало бы умышленное нарушение гражданином общепризнанных норм и правил поведения.
С учетом того, что санкцией части 1 статьи 20.1 КоАП РФ предусмотрены альтернативные виды наказания - штраф или административный арест, а назначение административного ареста относится к исключительной компетенции судей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ), установлена и альтернативная подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории - судьи (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ) и органы внутренних дел (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ).
Передача протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ, на рассмотрение судье районного суда обусловлена наличием в санкции статьи наказания альтернативного административному штрафу – административного ареста, назначение которого относится к исключительной компетенции судей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ).
Таким образом, передавая дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 на рассмотрение в Новгородский районный суд, должностное лицо МО МВД России «Новгородский» пришел к выводу о необходимости решения вопроса о применении к лицу наказания в виде административного ареста, назначение которого относится к исключительной компетенции судей.
В силу части 4 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
Согласно части 3 статьи 25.1 КоАП РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 23.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно части 3 статьи 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
Таким образом, стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
В день получения судьей протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в судебное заседание самостоятельно не явился; меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 27.2, ст. 27.3 КоАП РФ, для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления в отношении ФИО1 не применены, что влечет невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении в установленный законом срок.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
Учитывая изложенное, в соответствии п. 4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы в отношении ФИО1 подлежат возращению в МО МВД России «Новгородский» для устранения вышеперечисленных недостатков, препятствующих рассмотрению дела.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 29.1, 29.4, 29.9, 29.11 КоАП РФ, судья
о п р е д е л и л :
Протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.1 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении ФИО1 возвратить в МО МВД России «ФИО7 для устранения недостатков, препятствующих рассмотрению дела.
На определение может быть подана жалоба лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 КоАП РФ, а прокурором принесен протест непосредственно в Новгородский областной суд или через Новгородский районный суд.
Судья Новгородского
районного суда ФИО8