РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2015 года город Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Голенко М.Е., при секретаре Лебедевой Н.А., с участием представителя руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» (далее ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области») – Кармышева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего 610 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее - 610 ВП МО РФ) <данные изъяты> Хренова <данные изъяты> об оспаривании бездействия руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области», связанного с невыплатой денежного вознаграждения за проведение летных испытаний,
УСТАНОВИЛ:
Хренов В.В. обратился в Самарский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором пояснил, что он проходит военную службу по контракту в 610 военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации в должности старшего штурмана-испытателя и принимал непосредственное участие в работе испытательных бригад.
По результатам испытаний, в соответствии с «Положением о выплате денежного вознаграждения за проведение летных испытаний и исследований комплексов, образцов, систем авиационной, ракетной, парашютно-десантной, воздухоплавательной техники, беспилотных авиационных комплексов и комплексов специального вооружения на новых физических принципах», утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации и Министром промышленности и торговли Российской Федерации от 31 августа 2010 года № 1141/742, были приняты решения начальником 610 ВП МО РФ, оформленные приказами от 13 января 2015 года № 2 и от 30 марта 2015 года № 47 о выплате заявителю денежного вознаграждения за проведение летных испытаний.
Выписки из указанных выше приказов об установлении размера выплаты были направлены и поступили в ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области», осуществляющее согласно договору от 01 сентября 2013 года № 231, финансово-экономическое обеспечение 610 ВП МО РФ.
Вместе с тем, руководитель ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» не принял мер, направленных на обеспечение заявителя выплатой денежного вознаграждения за проведение летных испытаний.
Посчитав свои права нарушенными, заявитель обратился в Самарский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил суд:
- признать незаконным бездействие руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области», связанное с невыплатой денежного вознаграждения за проведение летных испытаний и обязать руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» обеспечить выплату положенного ему денежного вознаграждения за проведение летных испытаний в соответствии с приказами начальника 610 ВП МО РФ, оформленные приказами от 13 января 2015 года № 2 и от 30 марта 2015 года № 47.
Кроме того, заявитель просил взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой им государственной пошлины при обращении с заявлением в суд.
Представитель руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» - Кармышев И.А. в судебном заседании требования заявителя не признал и пояснил, что оснований для принятия его доверителем решения о выплате денежного вознаграждения за проведение летных испытаний не имеется, поскольку данная выплата должна производится финансовым органом, на который возложена обязанность по обеспечению денежным довольствием – федеральным казенным учреждением «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации».
Также Кармышев пояснил, что в соответствии с письмом референта отдела (денежного довольствия военнослужащих и тарификации воинских должностей) Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации от 22 мая 2012 года № 180/4/2814, главнокомандующему Военно-воздушных сил направлено ходатайство о необходимости подготовки в установленном порядке проекта приказа Министра обороны Российской Федерации и Министра промышленности и торговли Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в приказ от 31 августа 2010 года № 1141/742, поскольку размер денежного вознаграждения за проведение летных испытаний, согласно пункту 9 Положения о выплате названного вознаграждения, устанавливается в зависимости от оклада по воинской должности командира мотострелкового (танкового) взвода, размер которого с 01 января 2012 года существенно увеличился и составил 20000 рублей. В связи с этим сохранение существующего порядка расчета денежного вознаграждения приводит к его выплате в неразумно больших размерах и потребует выделения на эти цели из федерального бюджета значительных бюджетных ассигнований, в том числе и дополнительно <данные изъяты> рублей на обеспечение заявителя спорной выплатой.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, заявитель Хренов в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, руководитель ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» в судебное заседание не явился, об отложении разбирательства гражданского дела не ходатайствовал.
Заслушав представителя руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» - Кармышева, исследовав имеющиеся в материалах гражданского дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя, по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон) никто не вправе ограничивать военнослужащих, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 этого же Закона (редакция от 08 ноября 2011 года № 309-ФЗ) федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Согласно статьи 6 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона законодательные и иные нормативные правовые акты Союза ССР по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат действуют на территории Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 года № 1844-рс разработано «Положение о выплате денежного вознаграждения за проведение летных испытаний и исследований комплексов, образцов, систем авиационной, ракетной, парашютно-десантной, воздухоплавательной техники, беспилотных авиационных комплексов и комплексов специального вооружения на новых физических принципах», утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 августа 2010 года № 1141/742 (далее - Положение).
Положение определяет размеры и порядок выплаты денежного вознаграждения за проведение летных испытаний и исследований комплексов, образцов, систем авиационной, ракетной, парашютно-десантной, воздухоплавательной техники, беспилотных авиационных комплексов и комплексов специального вооружения на новых физических принципах (далее именуется - денежное вознаграждение) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, работникам предприятий промышленности, имеющих подразделения экспериментальной авиации (далее именуются - специалисты), участвующим в проведении летных испытаний, контрольных, периодических, предъявительских, приемосдаточных (далее именуются - испытания) (пункт 2).
Согласно Положению на заводах-изготовителях авиационной техники приказы о проведении испытаний (об участии в испытаниях) издаются начальником военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (пункт 4).
Денежное вознаграждение специалистам выплачивается за полеты с положительным заключением (пункт 5).
Основанием для выплаты является приказ на выплату денежного вознаграждения, который издается должностным лицом, издавшим приказ о проведении испытаний (об участии в испытаниях) (пункты 6,7).
Выплата денежного вознаграждения в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации производится за счет бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации (пункт 10).
Подпунктом 11 пункта 11 Положения установлено, что в число должностей при проведении испытаний входят следующие должности: ведущий летчик – руководитель группы летного состава, ведущий штурман (помощник руководителя группы летного состава). Принимая во внимание, что названное денежное вознаграждение не указано в Федеральном законе от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», имеет не постоянный, а поощрительный характер, касается не только военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, но и других специалистов, суд полагает, что данная денежная выплата является отдельной выплатой, которая не входит в состав денежного довольствия военнослужащих на постоянной основе в виде ежемесячной или иной дополнительной выплаты.
Согласно телеграмме заместителя Министра обороны Российской Федерации Шевцовой от 03 апреля 2012 180/7/211т, через федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» осуществляются выплаты военнослужащим, отражаемые только в приказах Министра обороны Российской Федерации, а остальные выплаты, производимые на основании приказов, изданных и подписанных командирами воинских частей, подлежат передаче в финансовые органы, обслуживающие воинские части, организации и учреждения, для их реализации.
Согласно выпискам из приказов начальника 610 ВП МО РФ от 13 января 2015 года № 2 и от 30 марта 2015 года № 47 Хренову, занимавшему в период проведения летных испытаний должностьведущий штурман (помощник руководителя группы летного состава), старший штурман-испытатель, за проведенные летные испытания серийной авиационной техники надлежит выплатить денежное вознаграждение, соответственно, в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей.
В ходе судебного заседания правильность расчета сумм, подлежащих выплате Хренову, была проверена судом, сторонами не оспаривалась. Также судом установлено, что начальник 610 ВП МО РФ в 2015 году был уполномочен издавать приказы о выплате денежного вознаграждения военнослужащим военного представительства за подготовку, обеспечение и успешное проведение летных испытаний изделий авиационной техники.
Из копии писем начальника 610 ВП МО РФ от 14 января 2015 года № 610/7 и от 31 марта 2015 года № 610/227 усматривается, что выписки из приказов начальника 610 ВП МО РФ от 13 января 2015 года № 2 и от 30 марта 2015 года № 47 о выплате денежного вознаграждения за проведенные летные испытания, поступили в ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» 15 января 2015 года и 31 марта 2015 года, соответственно.
Представитель руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» Кармышев в судебном заседании пояснил, что ответ на письмо от 14 января 2015 года № 610/7 о выплате заявителю денежного вознаграждения за проведение летных испытаний, руководителем ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» в 610 ВП МО РФ не составлялся и не направлялся. Так же Кармышев пояснил, что на письмо от 31 марта 2015 года № 610/227 ответ заявителю был направлен письмом от 17 апреля 2015 года.
Учитывая изложенное, суд находит обоснованными требования заявителя о предъявлении им требований о выплате денежного вознаграждения именно к руководителю ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области».
Довод представителя руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» о том, что данное денежное вознаграждение не подлежит выплате заявителю, поскольку до настоящего времени не определено, на какой финансовый орган возложена обязанность по обеспечению указанного вознаграждения военнослужащим, основанный на противоречивых телеграммах соответствующих должностных лиц, суд считает несостоятельным.
При этом суд принимает во внимание, что 610 ВП МО РФ в настоящее время состоит на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области», каких-либо данных, свидетельствующих о том, что руководителю ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» не предоставлено полномочий по обеспечению выплаты указанного вознаграждения военнослужащим 610 ВП МО РФ, в судебном заседании не установлено.
Кроме того, положениями Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700, предусмотрена выплата денежного довольствия и иных дополнительных выплат.
Вместе с тем, производство выплаты военнослужащим денежного вознаграждения за проведение летных испытаний и исследований комплексов образцов, систем авиационной, ракетной, парашютно-десантной, воздухоплавательной техники, беспилотных, авиационных комплексов и комплексов специального вооружения на новых физических принципах, указанным выше приказом не предусмотрено, а его выплата производиться на основании действующего приказа Министра обороны Российской Федерации и Министерства промышленной торговли Российской Федерации от 31 августа 2010 года № 1141/742.
Суд также находит, что указанный выше приказ Министра обороны Российской Федерации подлежит применению и исполнению вплоть до его отмены или внесения в него соответствующих изменений установленным порядком, а его действие не может быть приостановлено или отменено должностными лицами Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, поскольку приказы о выплате денежного вознаграждения военнослужащим за проведение летных испытаний изданы уполномоченным лицом - начальником военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, а обязанность по выплате указанного вознаграждения, не входящего в состав денежного довольствия военнослужащих, возложена на территориальные финансовые органы, в данном случае на ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области», суд приходит к выводу, что бездействие руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области», связанное с невыплатой Хренову денежного вознаграждения за проведение летных испытаний является незаконным, а право заявителя на выплату, ему названного выше вознаграждения - нарушенным и подлежащим восстановлению путем возложения обязанности на руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» обеспечить выплату заявителю согласно приказам начальника 610 ВП МО РФ от 13 января 2015 года № 2 и от 30 марта 2015 года № 47 за проведение летных испытаний.
При обращении в Самарский гарнизонный военный суд заявитель уплатил государственную пошлину в сумме 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 20 мая 2015 года.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), принимая во внимание, что требования заявителя подлежат удовлетворению, суд считает необходимым возместить ему понесенные расходы, и взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» в пользу Хренова судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, при обращении с заявлением в суд в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199 и 258 ГПК РФ, военный суд,
РЕШИЛ:
Заявление военнослужащего 610 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации <данные изъяты> Хренова <данные изъяты> об оспаривании бездействия руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области», связанного с невыплатой заявителю денежного вознаграждения за проведение летных испытаний, удовлетворить.
Признать бездействие руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области», связанное с невыплатой заявителю денежного вознаграждения за проведение испытаний согласно приказам начальника 610 ВП МО РФ от 13 января 2015 года № 2 и от 30 марта 2015 года № 47, незаконным.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» в пользу Хренова <данные изъяты> денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, в счет обеспечения ему выплаты причитающегося денежного вознаграждения за летные испытания согласно приказам начальника 610 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации от 13 января 2015 года № 2 и от 30 марта 2015 года № 47.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» в пользу Хренова <данные изъяты> денежные средства в размере 300 (триста) рублей, в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой заявителем государственной пошлины при обращении с заявлением в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, 02 июня 2015 года.