Дело № 2-1058/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 марта 2013 года
Ленинский районный суд города Смоленска
Под председательством судьи Куделиной И.А..
С участием помощника прокурора Ленинского района г.Смоленска Шкелевой Е.А.
При секретаре Козловой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УФСИН России по Смоленской области к Антонову В.А., Антоновой С.Н. о выселении,
УСТАНОВИЛ:
УФСИН России по Смоленской области обратилось в суд с иском к Антонову В.А. о выселении, указав в обосновании иска следующее.
В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии УИН Минюста России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ Антонову В.А. в связи с переводом для дальнейшего прохождения службы было предоставлено служебное жилое помещение на семью из четырех человек, расположенное по адресу: <адрес>; заключен договор найма. В связи с переименованием УИН Минюста России по Смоленской области в УФСИН России по Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ договор перезаключен. Договор заключен на период прохождения службы. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Антонов В.А. уволен из уголовно-исполнительной системы по ограниченному состоянию здоровья. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Антонов В.А. не состоял, так как до перевода имел жилое помещение для постоянного проживания, расположенное по адресу: <адрес>. Несмотря на неоднократные просьбы освободить занимаемое жилое помещение, ответчик до настоящего времени проживает в нем с членами семьи.
Просит суд выселить Антонова В.А., Антонову С.Н. из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена Антонова С.Н.
В судебном заседании представитель УФСИН России по Смоленской области Ботвинова Н.В. поддержала исковые требования. Пояснила суду, что спорная квартира была предоставлена ответчику на период прохождения службы. Договор в ДД.ММ.ГГГГ был перезаключен ввиду переименования УФСИН. В 2011 году Антонов В.А. вышел на пенсию. Нуждающимся в улучшении жилищных условий он не являлся. Ответчик был обеспечен жилым помещением по прежнему месту службы в <адрес>, которое впоследствии было приватизировано и продано.
Ответчики иск не признали.
Представитель ответчиков адвокат Буева О.А. пояснила суду, что ответчики имеют право состоять на учете как нуждающиеся в жилом помещении на основании ч.3 ст.49 ЖК РФ, п.7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №. Более того, выселение ответчиков не допускалось по ст.107 ЖК РСФСР.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего правомерным отказать в удовлетворении исковых требований, суд приходит к следующим убеждениям.
Согласно положениям ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.4 ст.3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом по делу установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
Квартира № в <адрес> является федеральной собственностью; передана в оперативное управление ГУ УИН Минюста России по Смоленской области, о чем в ЕГРП внесена запись от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ГУ УИН Минюста России по Смоленской области и Антоновым В.А. заключен договор найма указанного жилого помещения на время прохождения службы.
ДД.ММ.ГГГГ между ГУ УФСИН по Смоленской области и Антоновым В.А. заключен договор найма служебного жилого помещения. Совместно с нанимателем в квартиру вселены члены его семьи (жена и дочь).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Антонов В.А. уволен из уголовно-исполнительной системы по ограниченному состоянию здоровья, выслуга лет составила в календарном исчислении 20 лет 3 месяца 26 дней.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: копией свидетельства о государственной регистрации права, копиями договоров найма, выпиской из приказа.
В соответствии с ч.1 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу положений п.1 ч.1, ч.2 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу положений ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Как разъяснено в п.41 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 N 42.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
После 1 марта 2005 года основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения.
К отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (статья 5 Вводного закона).
Согласно нормам ФЗ РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда государственной регистрации не подлежит. Направление в регистрирующий орган такого решения носит уведомительный характер.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42.
Согласно п.12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Согласно п.14 Правил решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Согласно п.15 Правил использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно ст.12 ГПК РФ одним из принципов осуществления правосудия по гражданским делам является состязательность сторон.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В подтверждение статуса спорного жилого помещения истцом представлен исходящий от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Минимущества России по Смоленской области, которое не возражает против перевода спорной квартиры в разряд «служебное», и заявление УИН по Смоленской области главе Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ об использовании квартиры в качестве служебной.
Вместе с тем, решение уполномоченного органа (Министерства имущественных отношений РФ либо после его упразднения – Федерального агентства по управлению федеральным имуществом) об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду истцом не представлено.
Таким образом, спорному жилому помещению в установленном порядке не был присвоен статус служебного жилья.
В п.43 названного постановления Пленума ВС РФ также указано, что судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
В частности, согласно п.6 ст.108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
В соответствии с положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики правоохранительных органов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2011 N 1038, Федеральная служба исполнения наказаний относится к правоохранительным органам.
В силу ст. 54 положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1, сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел 20 лет и более (в календарном исчислении), получают в собственность занимаемые ими жилые помещения (за исключением служебного жилья) независимо от их размера в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе переданного в полное хозяйственное ведение предприятий или в оперативное управление учреждений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Действие данного положения распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ (Федеральный закон от 21.07.1998 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы").
Аналогично, в п.16.10 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста РФ от 06.06.2005 № 76, указано, что сотрудники, прослужившие в уголовно-исполнительной системе 20 лет и более (в календарном исчислении), получают в собственность занимаемые ими жилые помещения (за исключением служебного жилья) независимо от их размера в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе переданного в полное хозяйственное ведение предприятий или в оперативное управление учреждений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Также согласно п.27 типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 897, сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
В соответствии с п.28 указанного типового положения без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что ответчик и члены его семьи не могут быть выселены из спорного жилого помещения, поскольку выслуга Антонова В.А. в органах уголовно-исполнительной системы в календарном исчислении превышает 20 лет; а спорное жилое помещение не было наделено статусом служебного жилья в установленном порядке.
При таком положении основания для удовлетворения иска УФСИН России по Смоленской области отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.03.2013.