66RS0004-01-2021-011568-85
Дело №2-7802/2021
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<//> Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в составе председательствующего судьи Лазаревой В.И.,
при секретаре помощнике судьи Жиделевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> города Екатеринбурга, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города, просил возложить на администрацию г. Екатеринбурга обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обустроить проезжую часть дороги по <адрес> в г. Екатеринбурге на участке от <адрес> по ул. <адрес> стационарным электрическим освещением, а также возложить на Администрацию г. Екатеринбурга в течение месяца с момента выступления решения суда в законную силу изменить схему светофорного регулирования в соответствии с требованиями ГОСТ исключив пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования на перекрестках <адрес>-пер. Рижский- <адрес>; <адрес> –<адрес>.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> г. Екатеринбурга требования поддержала.
В судебном заседании представитель Администрации г. Екатеринбурга возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы, изложенные в отзыве. Просила определить срок для исполнения решения суда в части обустройства стационарным освещением не ранее чем до <//>.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено своевременно надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело при установленной явке и имеющихся доказательствах.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
<адрес> г. Екатеринбурга проведена проверка в сфере соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в которой установлено отсутствие искусственного стационарного освещения по <адрес> на участке от <адрес> до ул. <адрес>.
Согласно ст. 3 Федерального закона от <//> N 196-ФЗ (ред. от <//>) "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от <//> N 257-ФЗ (ред. от <//>) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от <//> N 257-ФЗ (ред. от <//>) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 9 статьи 6 Закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от <//> № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Екатеринбург» дороги по <адрес> в г. Екатеринбурге включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Екатеринбург».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <//> N 196-ФЗ (ред. от <//>) "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14, подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от <//> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 13 Федерального закона от <//> N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от <//> N 257-ФЗ.
С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от <//> N 196-ФЗ (ред. от <//>) "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерациисобственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от <//> N 257-ФЗ (ред. от <//>) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от <//> N 196-ФЗ (ред. от <//>) "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ от <//> N 257-ФЗ к элементам обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
В соответствии с п. 3 ч. 1 Федерального закона от <//> N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся, в том числе установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
В соответствии с п. 6.4.1. ГОСТ Р 50597-2017 дорожные светофоры должны соответствовать требованиям ГОСТ 33385, их типы и исполнение – ГОСТ Р 52282, размещение и режим работы – ГОСТ Р 52289, сигнал звукового устройства, дублирующий разрешающий сигнал светофора для пешеходов – ГОСТ Р ИСО 23600.
Пунктом 7.2.6. ГОСТ Р 52289-2019 установлено, что при светофорном регулировании в одной фазе светофорного цикла допускается движение пешеходов и поворачивающих транспортных средств (пересекающих направление движения пешеходов) при одновременном выполнении следующих условий:
- суммарная интенсивность транспортных средства, поворачивающих в одно направление, не более 10 ед.\ч, а интенсивность движения пешеходов не более 600 пеш.\ч.
- применение информационных световых секций по <//> для предупреждения водителей о возможном движении пешеходов по пешеходному переходу, на который он поворачивает с режимом бело-лунного мигания с частотой по 7.5.3.
В ходе проверки было установлено, что вышеуказанные информационные световые секции при светофорном регулировании в одной фазе светофорного цикла на перекрестках ул. 8 марта-пер. Рижский – <адрес>; <адрес> – <адрес> отсутствуют.
В ходе обследования эксплуатационного состояния автомобильной дороги по <адрес> на участке от <адрес> до ул. <адрес>, проведенного прокуратурой <адрес> совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Екатеринбурга, выявлены нарушения п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, выразившееся в отсутствии стационарного электрического освещения.
Поскольку факт несоответствия автомобильной дороги местного значения по <адрес> на участке от <адрес> до ул. <адрес> подтвержден материалами дела, отсутствие освещения создает угрозу жизни и здоровью неограниченного числа лиц – пешеходов, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно требованиям п.6.9.1 ГОСТа Р50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорого должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
Установив, что состояние дорожного покрытия по <адрес> на участке от <адрес> до ул. <адрес> не соответствует требованиям законодательства, что Администрация г. Екатеринбурга не исполняет обязанность по организации искусственного освещения, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по обустройству стационарного электрического освещения по <адрес> на участке от <адрес> до ул. <адрес>, а также возложении обязанности изменить схему светофорного регулирования в соответствии с требованиями ГОСТ исключив пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования на перекрестках <адрес>-пер. Рижский- <адрес>; <адрес> –<адрес>.
С учетом необходимости осуществления установленных действующим законодательством процедур для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также объема и сложности подлежащих выполнению работ, суд считает возможным установить сроки для выполнения работ по организации стационарного освещения в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, по изменению светофорного регулирования в течение 3 месяца с момента выступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования прокурора <адрес> г. Екатеринбурга к Администрации г. Екатеринбурга удовлетворить.
Возложить на администрацию г. Екатеринбурга обязанность обустроить проезжую часть дороги по <адрес> в г. Екатеринбурге на участке от <адрес> по ул. <адрес> стационарным электрическим освещением в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Администрацию г. Екатеринбурга изменить схему светофорного регулирования в соответствии с требованиями ГОСТ исключив пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования на перекрестках <адрес>-пер. Рижский- <адрес>; <адрес> –<адрес> в течение 3 месяцев с момента выступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течении месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья:
Секретарь:
По состоянию на <//> решение в силу не вступило.
Судья: