Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1547/2018 от 23.05.2018

Судья Горбачева Т.Н. Дело № 33-1547/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июня 2018 года                              город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Должикова С.С.

судей Хомяковой М.Е., Старцевой С.А.

при секретаре Киселёвой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вершининой Ирины Андреевны к Департаменту здравоохранения Орловской области, Федеральному Фонду обязательного медицинского страхования о взыскании единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику,

по апелляционной жалобе Федерального фонда обязательного медицинского страхования на решение Советского районного суда г. Орла от 20 марта 2018 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения представителя Департамента здравоохранения Орловской области по доверенности Морозовой Ю.А. и представителя бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области « Свердловская центральная районная больница» (далее БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ») по доверенности Ночевка А.С., полагавших необходимым решение оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Вершинина И.А. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области о взыскании единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику.

Исковые требования мотивированы тем, что с 04.09.2017 по настоящее время она работает в БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ» в должности врача-педиатра участкового.

11.12.2017 между ней, работодателем и Департаментом здравоохранения Орловской области заключен договор №18/2017-м о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., как медицинскому работнику с высшим образованием, прибывшему в 2016 -2017 годах на работу в сельский населенный пункт либо, поселок городского типа на территории Орловской области.

В соответствии с указанным договором ответчик обязался предоставить единовременно компенсационную выплату в течение 30-ти календарных дней с момента заключения договора путем перечисления на лицевой счет БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ». Однако до настоящего времени указанная выплата не произведена.

На заявление о разъяснении причин невыплаты причитающихся по договору денежных сумм Департамент здравоохранения Орловской области сообщил, что денежная выплата не может быть ей произведена, в связи с недостатком бюджетных ассигнований.

Считает, что своим бездействием ответчик нарушил условия заключенного договора № 18/2017-м от 11.12.2017.

По указанным основаниям, с учетом уточненных исковых требований, Вершинина И.А. просила суд взыскать в ее пользу единовременную компенсационную выплату в сумме 1000000 рублей, в том числе: с Федерального Фонда обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС) в размере 600 000 рублей; с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в размере 400 000 рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечен Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования.

Судом постановлено указанное выше решение.

ФФОМС не согласился с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное.

Ссылается на то, что Департамент здравоохранения не предоставил единовременную компенсационную выплату Вершининой И.А. в связи с недостатком бюджетных ассигнований и отсутствием средств на выплату единовременной компенсационной выплаты.

Обращает внимание на то, что сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом 326-ФЗ являются уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и медицинский работник, а ФФОМС стороной указанного договора не является, в связи с чем не является участником вышеуказанных гражданско-правовых отношений, а, следовательно, не может являться ответчиком по данному делу.

Указывает, что принятые Федеральным фондом в 2017 году обязательства перед Орловской областью по софинансированию единовременных компенсационных выплат медицинским работникам выполнены в полном объеме в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отмечает, что ФФОМС во исполнение требований пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) до ТФОМС по Орловской области в 2017 году доведены лимиты бюджетных обязательств посредством направления соответствующих уведомлений по расчетам между бюджетами по форме, установленной Минфином России на общую сумму 9 600 000 рублей (на 16 медицинских работников), в том числе из резерва 1 200 000 рублей (на 2 медицинских работника). Вместе с тем, Департаментом здравоохранения Орловской области заключены дополнительные договоры на предоставление единовременных компенсационных выплат с 18 медицинскими работниками, в том числе с Вершининой И.А., и совместно с ТФОМС направлена в ФФОМС заявка на получение иных межбюджетных трансфертов сверх утвержденных бюджетных ассигнований, в чем усматривается нарушение статьи 219 БК РФ, выразившееся в принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования.

Полагает, что поскольку ФФОМС не является стороной гражданско-правового договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты между медицинским работником и Департаментом здравоохранения Орловской области, которым приняты повышенные бюджетные обязательства в связи с заключением указанных договоров, то такие обязательства должны осуществляться самостоятельно за счет средств областного бюджета.

Ссылается на то, что оригинал заявки о предоставлении Вершининой И.А. единовременной компенсационной выплаты в ФФОМС не поступал, в то время как об использовании средств резерва в полном объеме, предусмотренного распределением, Департамент здравоохранения Орловской области и ТФОМС по Орловской области были уведомлены письмом ФФОМС от 27.12.2017 № 15290/21-и, что свидетельствует об отсутствии условий для софинансирования в порядке статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ.

Также обращает внимание на то, что Федеральным законом от 05.12.2017 № 368-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» бюджетные ассигнования на осуществление единовременных компенсационных выплат в 2018 году не предусмотрены.

На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и ФФОМС единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 472-ФЗ) в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016-2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

Предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом (часть 12.4 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.

В частности, частью 12.2 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, предусматривающего установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.

Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 № 1868-О, от 27.10.2015 № 2483-О).

В целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению на основании приведенной нормы закона постановлением Правительства Орловской области от 06.04.2017 № 145 утверждено Положение о предоставлении в 2017 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим образованием, прибывшим (переехавшим) в 2016 и 2017 годах на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа на территории Орловской области (далее - Положение), действующее на момент возникновения спорных отношений.

Согласно пункту 2 Положения право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей (далее - единовременная компенсационная выплата) имеют медицинские работники в возрасте до 50 лет, имеющие высшее образование (далее - медицинские работники), прибывшие в 2016 и 2017 году на работу в бюджетные учреждения здравоохранения Орловской области, расположенные в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках, либо поселках городского типа (далее - учреждения здравоохранения), после окончания обучения в образовательной организации высшего образования или переехавшие в указанный период на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившие с Департаментом здравоохранения Орловской области договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ.

Из пунктов 4, 5 Положения следует, что заявление медицинского работника с прилагаемыми к нему документами регистрируется в день поступления в Департаменте, который в течение 15 календарных дней со дня регистрации заявления рассматривает документы и принимает решение о предоставлении единовременной компенсационной выплаты либо об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Пунктом 6 Положения предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты является несоблюдение условий, предусмотренных абзацами первым - четвертым пункта 2 Положения, и (или) представление неполного пакета документов, указанных в пункте 3 Положения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2016 № 2772-р (в редакции от 07.12.2017) (далее - Распоряжение), утверждено распределение в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС в целях осуществления в соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, согласно которому размер иных межбюджетных трансфертов, выделяемых из бюджета ФФОМС бюджету ТФОМС Орловской области, составил 8 400 000 рублей.

При этом, в соответствии с пунктом 2 Распоряжения, в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам при недостатке бюджетных ассигнований, выделенных бюджетам ТФОМС, на ФФОМС возложена обязанность по предоставлению иных межбюджетных трансфертов за счет средств резерва, который в 2017 году определен в размере 344 000 000 рублей.

Как следует из ответа ФФОМС от 13.11.2017 № 13144/21-2/5900 Департаменту здравоохранения Орловской области на исходящий № 62-01-21/2925 от 30.10.2017 по вопросу увеличения суммы межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджету ТФОМС Орловской области на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 20017 году, в соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ и пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.12.2016 № 2772-р, устанавливающим право ФФОМС при недостатке выделенных бюджетам ТФОМС бюджетных ассигнований предоставлять иные межбюджетные трансферты за счет резерва, предусмотренного вышеприведенным распределением, межбюджетные трансферты на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам будут направлены в случае поступления заявок от ТФОМС Орловской области.

Материалами дела установлено и подтверждается материалами дела, что Вершинина И.А., с 04.09.2017 по настоящее время работает в БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ» в должности врача - педиатра участкового.

Приказом Департамента здравоохранения Орловской области от 11.12.2017 №1075 постановлено принять меры по предоставлению Вершининой И.А. единовременной компенсационной выплаты как медицинскому работнику с высшим образованием, прибывшему (переехавшему) в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа на территории Орловской области.

11.12.2017 между Веншининой И.А., Департаментом здравоохранения Орловской области и БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ» заключен договор №18/2017-м, по условиям которого Департамент здравоохранения Орловской области обязан в течение 30 календарных дней с момента заключения договора перечислить единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей на лицевой счет БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ», которое в свою очередь обязано в течение 3 дней с момента поступления денежных средств перечислить их Веншининой И.А. на счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Орловской области.

В связи с неисполнением указанного договора со стороны ответчиков, Вершинина И.А. обратилась в Департамент здравоохранения Орловской области.

Согласно ответу Департамента здравоохранения Орловской области от 15.01.2018 единовременная компенсационная выплата не может быть выплачена Вершининой И.А. в связи с недостатком бюджетных ассигнований, выделенных бюджету территориальных фондов обязательного медицинского страхования, и исчерпанием резерва.

Из справки №22 от 22.01.2018, выданной БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ» видно, что денежные средства от Департамента здравоохранения Орловской области для осуществления единовременной компенсационной выплаты Вершининой И.А. по договору №18/2017-м от 11.12.2017 по состоянию на 22.01.2018 на счет БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ» не поступали.

13.12.2017 Департамент здравоохранения Орловской области направил заявку на декабрь 2017 года в ТФОМС Орловской области на получение иных межбюджетных трансфертов для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на сумму 10 800 000 руб., в том числе Вершинину И.А. (на сумму 600 000 рублей).

18.12.2017 по защищенному каналу VipNet (сеть № 554) вышеуказанная заявка в электронном виде поступила в ФФОМС.

В тоже время иные межбюджетные трансферты бюджету ТФОМС Орловской области не были представлены, о чем в адрес Департамента здравоохранения Орловской области и ТФОМС Орловской области сообщено письмом ФФОМС от 27.12.2017 № 15290/21-3/и по результатам рассмотрения вышеприведенной заявки, в котором указано, что в 2017 году иные межбюджетные трансферты из бюджета ФФОМС на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам Орловской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р от 22.12.2016 предоставлены в полном объеме. При этом также сообщается, что увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели для Орловской области за счет предусмотренного в утвержденном вышеприведенным распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р распределении резерва не представляется возможным ввиду исчерпания такового.

Возражая против удовлетворения исковых требований Вершининой И.А., в суде первой инстанции, а также поддерживая апелляционную жалобу, ФФОМС также ссылался на то, что иные межбюджетные трансферты бюджету ТФОМС Орловской области по указанной заявке не были перечислены в связи с использованием в полном объеме средств резерва, предусмотренного в утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р распределении, о чем Департамент здравоохранения Орловской области и ТФОМС Орловской области были уведомлены письмом от 27.12.2017 № 15290/21-и.

В тоже время относимых и допустимых доказательств, достоверно подтверждающих, что на момент получения и рассмотрения вышеуказанной заявки в декабре 2017 года средства вышеприведенного резерва были израсходованы, представителем ФФОМС не было представлено как суду первой, так и апелляционной инстанции, в связи с чем несостоятельны доводы апелляционной жалобы, в которых указывается на невозможность предоставления из бюджета ФФОМС межбюджетных трансфертов ТФОМС Орловской области по вышеприведенной заявке ввиду израсходования предусмотренного утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р распределением резерва.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Вершинина И.А. отвечает всем требованиям, которые предъявляются к медицинским работникам, имеющим право на получение единовременной компенсационной выплаты в порядке части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, в силу приведенных норм права районный суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Вершининой И.А. о взыскании в ее пользу единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., возложив обязанность осуществления таковой на ФФОМС в размере 600 000 руб. и на Департамент здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в размере 400 000 руб.

При этом вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции правомерно исходил из того, что возражения ФФОМС об отсутствии денежных средств на предоставление истцу единовременной компенсационной выплаты не имеют правового значения, поскольку обязательство по предоставлению таковой должно выполняться независимо от этого обстоятельства.

Не может повлечь отмену решения суда и довод апелляционной жалобы о том, что поскольку оригинал заявки о предоставлении Вершининой И.А. единовременной компенсационной выплаты в ФФОМС не поступал, то отсутствовали условия для софинансирования в порядке статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, поскольку, как следует из материалов дела, указанная заявка принята ФФОМС по защищенному каналу VipNet в электронном виде 18.12.2017 и рассмотрена 27.12.2017.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что ФФОМС является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией отклоняется, как несостоятельный, поскольку обязанность по единовременной компенсационной выплате из бюджета Федерального фонда вытекает из норм Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, получившими надлежащую оценку. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 20 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Горбачева Т.Н. Дело № 33-1547/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июня 2018 года                              город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Должикова С.С.

судей Хомяковой М.Е., Старцевой С.А.

при секретаре Киселёвой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вершининой Ирины Андреевны к Департаменту здравоохранения Орловской области, Федеральному Фонду обязательного медицинского страхования о взыскании единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику,

по апелляционной жалобе Федерального фонда обязательного медицинского страхования на решение Советского районного суда г. Орла от 20 марта 2018 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения представителя Департамента здравоохранения Орловской области по доверенности Морозовой Ю.А. и представителя бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области « Свердловская центральная районная больница» (далее БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ») по доверенности Ночевка А.С., полагавших необходимым решение оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Вершинина И.А. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области о взыскании единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику.

Исковые требования мотивированы тем, что с 04.09.2017 по настоящее время она работает в БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ» в должности врача-педиатра участкового.

11.12.2017 между ней, работодателем и Департаментом здравоохранения Орловской области заключен договор №18/2017-м о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., как медицинскому работнику с высшим образованием, прибывшему в 2016 -2017 годах на работу в сельский населенный пункт либо, поселок городского типа на территории Орловской области.

В соответствии с указанным договором ответчик обязался предоставить единовременно компенсационную выплату в течение 30-ти календарных дней с момента заключения договора путем перечисления на лицевой счет БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ». Однако до настоящего времени указанная выплата не произведена.

На заявление о разъяснении причин невыплаты причитающихся по договору денежных сумм Департамент здравоохранения Орловской области сообщил, что денежная выплата не может быть ей произведена, в связи с недостатком бюджетных ассигнований.

Считает, что своим бездействием ответчик нарушил условия заключенного договора № 18/2017-м от 11.12.2017.

По указанным основаниям, с учетом уточненных исковых требований, Вершинина И.А. просила суд взыскать в ее пользу единовременную компенсационную выплату в сумме 1000000 рублей, в том числе: с Федерального Фонда обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС) в размере 600 000 рублей; с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в размере 400 000 рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечен Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования.

Судом постановлено указанное выше решение.

ФФОМС не согласился с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное.

Ссылается на то, что Департамент здравоохранения не предоставил единовременную компенсационную выплату Вершининой И.А. в связи с недостатком бюджетных ассигнований и отсутствием средств на выплату единовременной компенсационной выплаты.

Обращает внимание на то, что сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом 326-ФЗ являются уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и медицинский работник, а ФФОМС стороной указанного договора не является, в связи с чем не является участником вышеуказанных гражданско-правовых отношений, а, следовательно, не может являться ответчиком по данному делу.

Указывает, что принятые Федеральным фондом в 2017 году обязательства перед Орловской областью по софинансированию единовременных компенсационных выплат медицинским работникам выполнены в полном объеме в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отмечает, что ФФОМС во исполнение требований пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) до ТФОМС по Орловской области в 2017 году доведены лимиты бюджетных обязательств посредством направления соответствующих уведомлений по расчетам между бюджетами по форме, установленной Минфином России на общую сумму 9 600 000 рублей (на 16 медицинских работников), в том числе из резерва 1 200 000 рублей (на 2 медицинских работника). Вместе с тем, Департаментом здравоохранения Орловской области заключены дополнительные договоры на предоставление единовременных компенсационных выплат с 18 медицинскими работниками, в том числе с Вершининой И.А., и совместно с ТФОМС направлена в ФФОМС заявка на получение иных межбюджетных трансфертов сверх утвержденных бюджетных ассигнований, в чем усматривается нарушение статьи 219 БК РФ, выразившееся в принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования.

Полагает, что поскольку ФФОМС не является стороной гражданско-правового договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты между медицинским работником и Департаментом здравоохранения Орловской области, которым приняты повышенные бюджетные обязательства в связи с заключением указанных договоров, то такие обязательства должны осуществляться самостоятельно за счет средств областного бюджета.

Ссылается на то, что оригинал заявки о предоставлении Вершининой И.А. единовременной компенсационной выплаты в ФФОМС не поступал, в то время как об использовании средств резерва в полном объеме, предусмотренного распределением, Департамент здравоохранения Орловской области и ТФОМС по Орловской области были уведомлены письмом ФФОМС от 27.12.2017 № 15290/21-и, что свидетельствует об отсутствии условий для софинансирования в порядке статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ.

Также обращает внимание на то, что Федеральным законом от 05.12.2017 № 368-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» бюджетные ассигнования на осуществление единовременных компенсационных выплат в 2018 году не предусмотрены.

На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и ФФОМС единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 472-ФЗ) в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016-2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

Предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом (часть 12.4 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.

В частности, частью 12.2 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, предусматривающего установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.

Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 № 1868-О, от 27.10.2015 № 2483-О).

В целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению на основании приведенной нормы закона постановлением Правительства Орловской области от 06.04.2017 № 145 утверждено Положение о предоставлении в 2017 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим образованием, прибывшим (переехавшим) в 2016 и 2017 годах на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа на территории Орловской области (далее - Положение), действующее на момент возникновения спорных отношений.

Согласно пункту 2 Положения право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей (далее - единовременная компенсационная выплата) имеют медицинские работники в возрасте до 50 лет, имеющие высшее образование (далее - медицинские работники), прибывшие в 2016 и 2017 году на работу в бюджетные учреждения здравоохранения Орловской области, расположенные в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках, либо поселках городского типа (далее - учреждения здравоохранения), после окончания обучения в образовательной организации высшего образования или переехавшие в указанный период на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившие с Департаментом здравоохранения Орловской области договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ.

Из пунктов 4, 5 Положения следует, что заявление медицинского работника с прилагаемыми к нему документами регистрируется в день поступления в Департаменте, который в течение 15 календарных дней со дня регистрации заявления рассматривает документы и принимает решение о предоставлении единовременной компенсационной выплаты либо об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Пунктом 6 Положения предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты является несоблюдение условий, предусмотренных абзацами первым - четвертым пункта 2 Положения, и (или) представление неполного пакета документов, указанных в пункте 3 Положения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2016 № 2772-р (в редакции от 07.12.2017) (далее - Распоряжение), утверждено распределение в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС в целях осуществления в соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, согласно которому размер иных межбюджетных трансфертов, выделяемых из бюджета ФФОМС бюджету ТФОМС Орловской области, составил 8 400 000 рублей.

При этом, в соответствии с пунктом 2 Распоряжения, в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам при недостатке бюджетных ассигнований, выделенных бюджетам ТФОМС, на ФФОМС возложена обязанность по предоставлению иных межбюджетных трансфертов за счет средств резерва, который в 2017 году определен в размере 344 000 000 рублей.

Как следует из ответа ФФОМС от 13.11.2017 № 13144/21-2/5900 Департаменту здравоохранения Орловской области на исходящий № 62-01-21/2925 от 30.10.2017 по вопросу увеличения суммы межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджету ТФОМС Орловской области на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 20017 году, в соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ и пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.12.2016 № 2772-р, устанавливающим право ФФОМС при недостатке выделенных бюджетам ТФОМС бюджетных ассигнований предоставлять иные межбюджетные трансферты за счет резерва, предусмотренного вышеприведенным распределением, межбюджетные трансферты на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам будут направлены в случае поступления заявок от ТФОМС Орловской области.

Материалами дела установлено и подтверждается материалами дела, что Вершинина И.А., с 04.09.2017 по настоящее время работает в БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ» в должности врача - педиатра участкового.

Приказом Департамента здравоохранения Орловской области от 11.12.2017 №1075 постановлено принять меры по предоставлению Вершининой И.А. единовременной компенсационной выплаты как медицинскому работнику с высшим образованием, прибывшему (переехавшему) в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа на территории Орловской области.

11.12.2017 между Веншининой И.А., Департаментом здравоохранения Орловской области и БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ» заключен договор №18/2017-м, по условиям которого Департамент здравоохранения Орловской области обязан в течение 30 календарных дней с момента заключения договора перечислить единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей на лицевой счет БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ», которое в свою очередь обязано в течение 3 дней с момента поступления денежных средств перечислить их Веншининой И.А. на счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Орловской области.

В связи с неисполнением указанного договора со стороны ответчиков, Вершинина И.А. обратилась в Департамент здравоохранения Орловской области.

Согласно ответу Департамента здравоохранения Орловской области от 15.01.2018 единовременная компенсационная выплата не может быть выплачена Вершининой И.А. в связи с недостатком бюджетных ассигнований, выделенных бюджету территориальных фондов обязательного медицинского страхования, и исчерпанием резерва.

Из справки №22 от 22.01.2018, выданной БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ» видно, что денежные средства от Департамента здравоохранения Орловской области для осуществления единовременной компенсационной выплаты Вершининой И.А. по договору №18/2017-м от 11.12.2017 по состоянию на 22.01.2018 на счет БУЗ ОО «Свердловская ЦРБ» не поступали.

13.12.2017 Департамент здравоохранения Орловской области направил заявку на декабрь 2017 года в ТФОМС Орловской области на получение иных межбюджетных трансфертов для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на сумму 10 800 000 руб., в том числе Вершинину И.А. (на сумму 600 000 рублей).

18.12.2017 по защищенному каналу VipNet (сеть № 554) вышеуказанная заявка в электронном виде поступила в ФФОМС.

В тоже время иные межбюджетные трансферты бюджету ТФОМС Орловской области не были представлены, о чем в адрес Департамента здравоохранения Орловской области и ТФОМС Орловской области сообщено письмом ФФОМС от 27.12.2017 № 15290/21-3/и по результатам рассмотрения вышеприведенной заявки, в котором указано, что в 2017 году иные межбюджетные трансферты из бюджета ФФОМС на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам Орловской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р от 22.12.2016 предоставлены в полном объеме. При этом также сообщается, что увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели для Орловской области за счет предусмотренного в утвержденном вышеприведенным распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р распределении резерва не представляется возможным ввиду исчерпания такового.

Возражая против удовлетворения исковых требований Вершининой И.А., в суде первой инстанции, а также поддерживая апелляционную жалобу, ФФОМС также ссылался на то, что иные межбюджетные трансферты бюджету ТФОМС Орловской области по указанной заявке не были перечислены в связи с использованием в полном объеме средств резерва, предусмотренного в утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р распределении, о чем Департамент здравоохранения Орловской области и ТФОМС Орловской области были уведомлены письмом от 27.12.2017 № 15290/21-и.

В тоже время относимых и допустимых доказательств, достоверно подтверждающих, что на момент получения и рассмотрения вышеуказанной заявки в декабре 2017 года средства вышеприведенного резерва были израсходованы, представителем ФФОМС не было представлено как суду первой, так и апелляционной инстанции, в связи с чем несостоятельны доводы апелляционной жалобы, в которых указывается на невозможность предоставления из бюджета ФФОМС межбюджетных трансфертов ТФОМС Орловской области по вышеприведенной заявке ввиду израсходования предусмотренного утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р распределением резерва.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Вершинина И.А. отвечает всем требованиям, которые предъявляются к медицинским работникам, имеющим право на получение единовременной компенсационной выплаты в порядке части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, в силу приведенных норм права районный суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Вершининой И.А. о взыскании в ее пользу единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., возложив обязанность осуществления таковой на ФФОМС в размере 600 000 руб. и на Департамент здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в размере 400 000 руб.

При этом вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции правомерно исходил из того, что возражения ФФОМС об отсутствии денежных средств на предоставление истцу единовременной компенсационной выплаты не имеют правового значения, поскольку обязательство по предоставлению таковой должно выполняться независимо от этого обстоятельства.

Не может повлечь отмену решения суда и довод апелляционной жалобы о том, что поскольку оригинал заявки о предоставлении Вершининой И.А. единовременной компенсационной выплаты в ФФОМС не поступал, то отсутствовали условия для софинансирования в порядке статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, поскольку, как следует из материалов дела, указанная заявка принята ФФОМС по защищенному каналу VipNet в электронном виде 18.12.2017 и рассмотрена 27.12.2017.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что ФФОМС является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией отклоняется, как несостоятельный, поскольку обязанность по единовременной компенсационной выплате из бюджета Федерального фонда вытекает из норм Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, получившими надлежащую оценку. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 20 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-1547/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Вершинина Ирина Андреевна
Ответчики
Федеральный ФОМС
Департамент здравоохранения Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Хомякова Марианна Евгеньевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
06.06.2018Судебное заседание
21.06.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее