Решение в окончательной форме изготовлено 26 мая 2015 года
Дело № 2-2105/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2015 года город Мурманск
Ленинский районный суд г. Мурманска в составе председательствующего судьи Камерзана А.Н.,
при секретаре Сизовой Б.С.,
с участием представителя заявителя Юферова В.О.,
заинтересованного лица Мазорчук Н.В.,
представителя заинтересованного лица УМВД России по Мурманской области Ходоровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Громовой С.А. об оспаривании действий должностного лица МРЭО Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Мурманской области, связанных с отказом в совершении действий по регистрации транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
Громова С.А. (далее – заявитель) обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица МРЭО Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Мурманской области (далее МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области), связанных с отказом в совершении действий по регистрации транспортного средства. В обоснование заявления указано, что заявитель на основании нотариально удостоверенного брачного договора, заключенного с ФИО7 12 февраля 2015 года является собственником автомобиля «Сузуки», 2013 года выпуска, паспорт транспортного средства <данные изъяты>. 09 апреля 2015 года она обратилась в МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области с заявлением о внесении изменения о регистрации указанного транспортного средства в связи с изменением собственника (владельца) с сохранением регистрационных знаков. В этот же день от государственного инспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области Мазорчук Н.В. получен отказ в регистрации транспортного средства, письменно зафиксированный на заявлении Громовой С.А. Обосновывая отказ в регистрации транспортного средства, должностное лицо ссылается на пункт 22 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07 августа 2013 года № 605 и пункт 50.2 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года № 496/192/134.
Вместе с тем, отказ в регистрации транспортного средства предусмотрен другим пунктом Регламента, а пунктом 22 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Полагает, что фактически должностным лицом отказано в не в регистрации транспортного средства, а в приеме документов, который также является незаконным, поскольку были приложены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 15 Административного регламента. Отсутствие в паспорте транспортного средства в строке «подпись прежнего собственника» подписи не может являться признаком, позволяющим признавать данный документ ненадлежащим, не соответствующим предъявляемым к нему требованиям. Полагает, что подпись в строке «подпись прежнего собственника» в паспорте транспортного средства является его реквизитом и ее отсутствие восполняется путем внесения в соответствующее поле записи «отсутствует».
Просит признать действия должностного лица МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области, выразившиеся в отказе регистрации транспортного средства, принадлежащего Громовой С.А. незаконными, обязать МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области внести изменения о регистрации автомобиля марки «Сузуки», 2013 года выпуска, идентификационный номер (VIN) <данные изъяты> паспорт транспортного средства <данные изъяты>, в связи с изменением собственника (владельца), с сохранением регистрационных знаков.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель заявителя Юверов В.О. в судебном заседании привел аналогичные доводы, при этом заявленные требования уточнил, просил признать действия должностного лица МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области, выразившиеся в отказе в приеме документов для регистрации транспортного средства, принадлежащего Громовой С.А. незаконными, требования в части восстановления нарушенных прав оставил без изменения.
Заинтересованное лицо государственный инспектор МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области Мазорчук Н.В. требования не признала, пояснила, что фактически ей было отказано Громовой С.А. в принятии документов на регистрацию транспортного средства, ссылка на соответствующий пункт приведена в заявлении. Законные основания для отказа в приеме документов у нее имелись, поскольку паспорт транспортного средства был представлен без подписи прежнего собственника, что не соответствует предъявляемым требованиям к его оформлению. При этом Громова С.А. обратилась за регистрацией транспортного средства без явки предыдущего собственника.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по Мурманской области в судебном заседании просила в удовлетворении заявления отказать.
Заинтересованные лица – МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Мурманску, УГИБДД УМВД России по Мурманской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
По правилам части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Федеральным Законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяющим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установлена необходимость регистрации транспортных средств.
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный приказом МВД России от 07 августа 2013 года № 605 (далее Административный регламент), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях, а также Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги.
В соответствии с пунктом 9 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: регистрация транспортного средства или отказ в регистрации транспортного средства; изменение регистрационных данных или отказ в изменении регистрационных данных; прекращение регистрации или отказ в прекращении регистрации транспортного средства; снятие транспортного средства с учета или отказ в снятии с учета.
Пунктом 15 Административного регламента установлен перечень документов, представляемых заявителями, в который включены, в частности: заявление, согласно приложению N 1 к Административному регламенту; документ, удостоверяющий личность; документы на транспортное средство: паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 16 Административного регламента, не принимаются к совершению административных действий документы, исполненные карандашом или имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова, а также незаверенные исправления.
Текст документов должен быть написан ясно и четко. Фамилии, имена и отчества физических лиц должны быть написаны полностью, а наименования (фирменные наименования) юридических лиц - без сокращений.
Копии представляемых для совершения административных действий документов, а также регистрационных и иных выдаваемых регистрационными подразделениями документов не могут служить заменой подлинников, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 09 апреля 2015 года Громова С.А. обратилась в МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области с заявлением о государственной регистрации изменений собственника транспортного средства «Сузуки», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с сохранением регистрационных знаков (л.д.8).
Наряду с иными документами, заявителем были представлены брачный договор от 12 февраля 2015 года, удостоверенный нотариусом, согласно которому Громова С.А. передан в собственность от ФИО7 автомобиль «Сузуки», 2013 года выпуска, идентификационный номер (VIN) <данные изъяты>, а также паспорт транспортного средства <данные изъяты>, в котором в качестве последнего собственника на указанный автомобиль указан ФИО7 (л.д.8,9,10).
Вместе с тем, из пояснений заинтересованного лица и материалов дела следует, что Громовой С.А. отказано в приеме заявления и документов на основании пункта 22 Административного регламента, и пункта 50.2 Приказа МВД России от 23 июня 2005 года № 496/192/134 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», о чем сделана пометка на заявлении Громовой С.А. от 09 апреля 2015 года.
Согласно пояснениям государственного инспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области, несмотря на указание в заявлении на отказ в регистрации транспортного средства, фактически заявителю было отказано в приеме заявления и документов на государственную регистрацию транспортного средства, со ссылкой на соответствующий пункт.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Громовой С.А. было отказано в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
В соответствии с пунктом 22 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Указанный перечень оснований является исчерпывающим.
Приказами МВД России № 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации № 192, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 134 от 23 июня 2005 года утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее Положение).
Паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию (пункт 1 Положения).
Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Бланки паспортов изготавливаются в виде одного листа размером 210 х 297 мм, относятся к специальной продукции, подлежащей строгому учету, имеют отличительные коды субъектов Российской Федерации в соответствии с Перечнем цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на бланках паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств (приложение N 1 к настоящему Положению), а также учетные серию, номер и полиграфические средства защиты. При изготовлении паспортов их учетные серии и номера одновременно не повторяются (пункт 9 Положения).
Заполнение паспорта производится с использованием принтера электронно-вычислительной машины (за исключением лазерного) или иного печатающего устройства, либо от руки разборчиво (печатными буквами) (пункт 21 Положения).
Текст, вносимый в бланки паспортов, должен быть воспроизведен разборчиво, наименования юридических лиц, фамилии, имена и отчества граждан не должны содержать сокращений, так же как адреса юридических лиц и места жительства физических лиц. При недостатке выделенного поля должны использоваться общепринятые сокращения.
При отсутствии значений каких-либо реквизитов или при невозможности их установить в соответствующих полях делается запись "отсутствует" или "не установлено". Внесение не предусмотренных настоящим Положением записей, знаков или символов в паспорта либо оставление значений реквизитов незаполненными не допускается.
Не допускаются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и цифры, а также проставление в строках прочерков, не предусмотренных настоящим Положением. Производимые в паспорте записи и подписи заверяются в случаях, установленных настоящим Положением, оттисками печатей с четко различимыми реквизитами (пункт 22 Положения).
Согласно пункту 50.1 Положения, при регистрации транспортных средств за их собственниками, указанными в паспортах, выданных организациями или предпринимателями, таможенными органами либо подразделениями Госавтоинспекции:
в строках "Наименование (ф.и.о.) собственника", "Адрес" указываются данные собственников согласно строкам 21 и 22 паспорта;
в строках "Дата продажи (передачи)", "Документ на право собственности" производятся записи "отсутствует". Заполнение строк осуществляется собственниками или владельцами транспортных средств;
в строке "Подпись настоящего собственника" проставляется подпись собственника либо владельца транспортного средства.
Пунктом 50.2 Положения предусмотрено, что при совершении в установленном порядке сделок, направленных на отчуждение и приобретение права собственности на транспортные средства:
в строках "Наименование (ф.и.о.) собственника", "Адрес", указываются данные нового собственника, который приобрел право собственности на транспортное средство;
в строке "Дата продажи (передачи)" указывается число, месяц и год совершения сделки, направленной на отчуждение и приобретение права собственности на транспортное средство;
в строке "Документ на право собственности" указывается наименование документа, подтверждающего право собственности на транспортное средство, его номер (если имеется) и дата составления;
в строке "Подпись прежнего собственника" проставляется подпись прежнего собственника транспортного средства, а в строке "Подпись настоящего собственника" - подпись нового собственника.
При этом в соответствии с пунктом 51 Положения реквизиты, расположенные на левой лицевой и оборотной сторонах паспортов и содержащие сведения о регистрации транспортных средств или снятии их с регистрационного учета ("Свидетельство о регистрации ТС, серия, N", "Государственный регистрационный знак", "Дата регистрации", "Выдано ГИБДД", "Дата снятия с учета"), заполняются должностными лицами подразделений Госавтоинспекции. Произведенные записи заверяются подписями указанных должностных лиц и оттисками печатей подразделений Госавтоинспекции.
Вместе с тем, в представленном заявителем на регистрацию в МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области паспорте транспортного средства <данные изъяты> на автомобиль «Сузуки», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, идентификационный номер (VIN) <данные изъяты>, отсутствуют сведения о настоящем собственнике транспортного средства, а также подпись прежнего собственника транспортного средства.
Таким образом, с учетом обращения за государственной услугой только Громовой С.А. без личного присутствия прежнего собственника, отсутствие выше указанных сведений, признается основанием для признания паспорта транспортного средства <данные изъяты> не соответствующим предъявляемым к нему требованиям, что в силу выше указанных Административного регламента и Положения, влечет обоснованный отказ должностного лица ГИБДД в приеме в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению.
При этом, доводы представителя заявителя о том, что отсутствие в паспорте транспортного средства подписи прежнего собственника может быть восполнено путем внесения в соответствующее поле должностным лицом ГИБДД записи «отсутствует», основаны на неверном толковании законодательства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Поскольку оспариваемые действия, связанные с отказом в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению, приняты уполномоченным должностным лицом МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области в установленном порядке и в соответствии с требованиям закона, основания для их признания их незаконным отсутствуют.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании действий вышеуказанного должностного лица незаконными, и возложения обязанности на указанное должностное лицо устранить допущенные нарушения, путем внесения изменений о регистрации автомобиля «Сузуки», с изменением собственника (владельца), с сохранением регистрационных знаков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Громовой С.А. об оспаривании действий государственного инспектора МРЭО Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Мурманской области, связанных с отказом в приеме заявления и документов, необходимых для регистрации транспортного средства, а также отказом в регистрации транспортного средства, возложении обязанности восстановить нарушенные права - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Камерзан