Решение по делу № 2-439/2021 ~ М-405/2021 от 12.11.2021

УИД44RS0013-01-2021-000859-81

Дело № 2-439/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Красное-на-Волге 23 декабря 2021 года

Красносельский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Смолина А.Н.,

при секретаре Поленовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красносельского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Красноетеплоэнерго» о возложении обязанности осуществить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на охрану окружающей среды,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красносельского района Костромской обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц к МУП «Красноетеплоэнерго» о возложении обязанности осуществить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на охрану окружающей среды - водонапорной скважины с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес>, в срок до 01.05.2022 года.

Требования истец мотивирует тем, что прокуратурой Красносельского района от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения МУП «Красноетеплоэнерго» требований законодательства об охране окружающей среды».

В силу ст. 1 Федерального закона от. 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, установлены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, И, III и IV категорий».

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (ч. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Красноетеплоэнерго» зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1.2 Устава МУП «Красноетеплоэнерго» утвержденного постановлением главы администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ предприятие является коммерческим юридическим лицом, имеющим обособленное имущество на праве хозяйственного ведения.

Видами деятельности предприятия являются, в том числе, содержание, техническая эксплуатация и обслуживание объектов систем газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; эксплуатация котельных, удаление и обработка твердых отходов, сбор, очистка и распределение воды и иные (п.2.1 Устава). Основной функцией предприятия является обеспечение нормального функционирования объектов газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, оказания других услуг населению, обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Установлено, для осуществления уставных видов деятельности распоряжением главы администрации Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ из казны Красносельского муниципального района в хозяйственное ведение МУП «Красноетеплоэнерго» передано муниципальное имущество согласно приложениям . На основании п.4.2 указанного распоряжения на предприятие возложена обязанность по владению, пользованию и распоряжению указанным муниципальным имуществом.

Согласно перечню муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП «Красноетеплоэнерго» передана сооружение - скважина с кадастровым номером , расположенная в <адрес>. При этом МУП «Красноетеплоэнерго» обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, водонапорной скважины в <адрес> не исполнена.

По указанному факту прокурором района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление и.о. генерального директора МУП «Красноетеплоэнерго» с требованиями о постановке на государственный учет объектов, находящихся в хозяйственном ведении предприятия.

По результатам рассмотрения представления, требования, изложенные в нем, предприятием не исполнены, мероприятия по постановке водонапорной скважины в <адрес> на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не осуществлены.

Несоблюдение МУП «Красноетеплоэнерго» экологических требований при осуществлении уставной деятельности нарушает гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право жителей муниципального образования на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной деятельностью предприятия. В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Красносельского района Костромской области Шишова О.М. требования уточнила, просит обязать МУП «Красноетеплоэнерго» осуществить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, водонапорной скважины с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес>, в срок до 01.05.2022 года. Пояснения суду дала аналогичные, изложенным в исковом заявлении, уточнив, что критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, установлены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 года №2328 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, И, III и IV категорий».

Ответчик по делу – МУП «Красноетеплоэнерго» надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Исковые требования признает в полном объеме и добровольно.

В ходатайстве, представленном суду, указывает, что МУП «Красноетеплоэнерго» принимаются меры к постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет. Однако в силу сложившихся обстоятельств, процесс постановки на государственный учет затягивается. Объекты введены в эксплуатацию 30-50 лет назад, эксплуатировались разными организациями, техническая документация на многие объекты утрачена.

Третье лицо по делу, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Полагает, что заявленное требование прокурора подлежит удовлетворению.

Третье лицо по делу, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация Красносельского муниципального района Костромской области, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, просят рассмотреть дело в его отсутствие. Решение данного вопроса оставляют на усмотрение суда.

Выслушав помощника прокурора Красносельского района Костромской области Шишову О.М., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 02.07.2021) " (далее Закон N 7-ФЗ).

Статьей 1 указанного Федерального закона предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 69 Закона N 7-ФЗ, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (п. 1).

Государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов (п. 3 ст. 69 Закона N 7-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Порядок создания и ведения государственного учета установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от N 572 от 23.06.2016 (далее - Правила N 572).

Основанием для включения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в государственный реестр является заявка, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (п. 17 Правил N 572).

По результатам рассмотрения заявки о постановке на государственный учет объектов юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о постановке данного объекта на государственный учет или направляется уведомление с указанием причин отказа в постановке (п. п. 20, 25 Правил N 572).

В соответствии с п. 1 ст. 4.2. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 02.07.2021) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 года (ред. от 07.10.2021) № 2328 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, И, III и IV категорий».

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокуратурой Красносельского района от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения МУП «Красноетеплоэнерго» требований законодательства об охране окружающей среды».

В соответствии с п. 1.2 Устава МУП «Красноетеплоэнерго» утвержденного постановлением главы администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ предприятие является коммерческим юридическим лицом, имеющим обособленное имущество на праве хозяйственного ведения.

Видами деятельности предприятия являются, в том числе, содержание, техническая эксплуатация и обслуживание объектов систем газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; эксплуатация котельных, удаление и обработка твердых отходов, сбор, очистка и распределение воды и иные (п.2.1 Устава). Основной функцией предприятия является обеспечение нормального функционирования объектов газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, оказания других услуг населению, обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно Распоряжения администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ за «О передаче муниципального имущества Красносельского муниципального района Костромской области в хозяйственное ведение МУП «Красноетеплоэнерго» передано согласно Перечню в том числе сооружение - водонапорная скважина с кадастровым номером , по адресу: <адрес>. ( л.д. 8-10).

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела МУП «Красноетеплоэнерго» в нарушение вышеуказанного законодательства не исполняет обязанность по постановке на кадастровый учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - водонапорной скважины в <адрес>.

Данный факт ответчиком не оспаривается.

В материалах дела имеется представление и.о. прокурора Красносельского района об устранении нарушений природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ исх. направленное в адрес и.о. генерального директора МУП «Красноетеплоэнерго» ( л.д.22-25), с требованиями о постановке на государственный учет объектов, находящихся в хозяйственном ведении предприятия.

По информации МУП «Красноетеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ год за , вышеуказанное представление рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ. По рекомендации Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, предприятием оформляются заявки о постановке объектов, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в форме электронных документов. В связи с тем, что на каждый объект оформляется отдельная заявка, а объектов подлежащих постановке на государственный учет более 50-ти, построены в 70-х-80 х г.г. прошлого века, находились в ведении предприятий и организаций прекративших свое существование, техническая документация на многие объекты утрачена – постановка объектов на государственный учет займет более длительный срок ( л.д.20-21).

Таким образом, по результатам рассмотрения представления, требования, изложенные в представлении МУП «Красноетеплоэнерго» не исполнены, мероприятия по постановке водонапорной скважины в <адрес> на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не осуществлены.

Непринятие ответчиком данных мер нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной деятельностью предприятия.

При таких обстоятельствах, у суда имеются все основания для удовлетворения требований прокурора Красносельского района в полном объеме.

Кроме того, ответчик по делу – МУП «Красноетеплоэнерго» исковые требования признал полностью и добровольно, что подтвердил в своем письменном заявлении. Данное признание иска не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, поэтому принимается судом.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, в размере 300 рублей в доход бюджета Красносельского муниципального района Костромской области.

Руководствуясь ст.ст. 39,173, 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Красносельского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Красноетеплоэнерго» удовлетворить.

Обязать МУП «Красноетеплоэнерго» осуществить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - водонапорной скважины с кадастровым номером расположенной по адресу: <адрес>, в срок до 01.05.2022 года.

Взыскать с МУП «Красноетеплоэнерго» государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей в доход бюджета Красносельского муниципального района Костромской области.

Решение в течение месяца со дня вынесения мотивированной части может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2021 года

Судья:

2-439/2021 ~ М-405/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Красносельского района КО
Прокурор Красносельского района Костромской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц
Ответчики
МУП "Красноетеплоэнерго"
Другие
Департамент природных ресурсов и охраныохраны окружающей среды"
администрация Красносельского района КО
Суд
Красносельский районный суд Костромской области
Судья
Смолин Алексей Николаевич
Дело на сайте суда
krasnoselsky--kst.sudrf.ru
12.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2021Передача материалов судье
15.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2021Судебное заседание
23.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2022Дело оформлено
25.01.2022Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее