Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>
Илимпийский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Губенко Н.Ф.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации <адрес> о признании отказа Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в приватизации квартиры незаконным; о признании права собственности на квартиру за ФИО1 в порядке приватизации;
по встречному исковому заявлению Администрации поселка Тура к ФИО1, ФИО2 о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с исковыми требованиями к Администрации поселка Тура о признании отказа Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в приватизации квартиры незаконным; о признании права собственности на квартиру за ФИО1 в порядке приватизации, мотивировав свои требования тем, что ими ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление в администрацию <адрес> о заключении договора передачи спорной квартиры в порядке приватизации, на что Администрацией <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано, в связи с чем, истцы полагают, что спорное жилое помещение, расположенное по адресу: 648000, <адрес> не является служебным, и решение вопроса по приватизации должно приниматься в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в РФ".
На основании выписки из протокола окружной жилищной комиссии по ЭАО от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира закреплена в служебное пользование за начальником отдела контроля применения ККМ, производства и оборота алкогольной продукции МИ ФНС России № по ЭАО ФИО2, который с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время проживает в квартире и уплачивает жилищно-коммунальные услуги. Из распоряжения Администрации ЭАО от ДД.ММ.ГГГГ №-р следует зарегистрировать право собственности на квартиру как служебную. Дата указанного распоряжения распространяется на период ранее действовавшего ЖК РСФСР (до ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с ч.1 ст.101 ЖК РСФСР, Губернатор ЭАО, принявший решение о присвоении данной квартире статуса служебной, не имел таких полномочий в соответствии с ЖК РСФСР, в связи с этим статус квартиры как служебной принят и определен незаконно.
Одновременно квартира значится в указанном распоряжении Администрации ЭАО как передаваемая на баланс в органы местного самоуправления <адрес>. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность изменяет статус жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанная квартира должна была утратить статус служебной (если бы такой статус имелся), так как изменился собственник и к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии со статьями 92 и 100 ЖК РФ определен конкретный порядок отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда (п.13 Правил), а так же указанными Правилами определено, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется так же в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (п. 14 Правил).
Таким образом, после принятия решения о включении квартиры в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. Однако, данных о том, что квартира зарегистрирована как служебное жилое помещение нет. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРП на квартиру. Соответственно, и в следующей стадии передачи квартиры от прежнего собственника - администрации ЭАО настоящему собственнику - МО п.г.т. Тура, квартира не имеет статуса служебной и к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
На основании Распоряжения администрации МО п.г.т. Тура от ДД.ММ.ГГГГ №-р с ФИО2 и на основании Распоряжения администрации МО п.г.т. Тура от ДД.ММ.ГГГГ №-р с ФИО1 заключен договор найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями внесенными соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений № в договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №.
ФИО2 проработал в Межрайонной ИФНС № по <адрес> более 10 лет, в связи с этим на основании п.п. 6 ч.1 ст.108 ЖК РСФСР – закона действовавшего до введения ЖК РФ, ФИО2 и его супруга не могут быть выселены из квартиры без предоставления другого жилого помещения. Помимо этого, ФИО2 уволен из Межрайонной ИФНС № по <адрес> по сокращению численности штата работников, в связи с этим и на основании п.п. 8 ч.1 ст.108 ЖК РСФСР – закона действовавшего до введения ЖК РФ, он и его супруга так же не могут быть выселены из квартиры без предоставления другого жилого помещения.
В данной квартире проживают и зарегистрированы только ФИО1 и ФИО2, которые достигли в соответствии со статьей 69 ЖК РФ, ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от ДД.ММ.ГГГГ № соглашение о приватизации только ФИО1, в связи с чем, истцы просят суд признать отказ Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в приватизации квартиры незаконным; о признании права собственности на квартиру за ФИО1 в порядке приватизации (т.1, л.д.5-7, т.2, л.д.131-134).
Определением от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 на основании его заявления исключен из числа истцов и привлечен в качестве третьего лица на стороне истца (т.1, л.д.44,99).
Администрацией поселка Тура заявлен встречный иск о признании утратившими права на проживание и снятие с регистрационного учета ФИО1 и ФИО2, мотивировав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ МКУ «ДЭЗ» администрации посёлка Тура заключен договор № с ФИО2 о передаче с составом семьи: ФИО2, ФИО5 (жена), ФИО6 (дочь) служебного жилого помещения, на период исполнения ФИО2 трудовых отношений в МИ ФНС России № по <адрес>. По условиям заключенного с ФИО2 договора найма служебного жилого помещения спорное жилое помещение передано ответчику в качестве служебного, которое он обязан был освободить при прекращении трудовых отношений. Из МИ ФНС России № по <адрес> ФИО2 был уволен в 2011 году и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности директора МУ «Дирекция эксплуатации зданий».
Согласно выписки из домовой книги в спорной квартире значатся зарегистрированными: ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ и ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ По данным Администрации посёлка Тура, ФИО2 и ФИО1 на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят. Решением комиссии по учёту, распределению и предоставлению жилья в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 было отказано в заключении договора социального найма жилого помещения на занимаемую служебную квартиру. Таким образом, право ФИО2 на проживание в спорном жилом помещении сохранялось как за ним, так и за членами его семьи, зарегистрированными в указанной квартире, лишь на период его работы в МИ ФНС России № по <адрес>, а также в МУ «ДЭЗ» администрации <адрес>, следовательно, ФИО2 и ФИО1 утратили право на проживание в спорной квартире в связи с прекращением ФИО2 трудовых отношений и подлежат снятию с регистрационного учета, в связи с чем, просят суд признать ФИО1 и ФИО2 утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> снятия их с регистрационного учета (т.2, л.д.76-78, 105-106).
Истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ представила в суд уточнение исковых требований, где просит суд признать отказ Администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ в приватизации квартиры незаконным; признать право собственности на спорную квартиру за ФИО1 в порядке приватизации, уточнив материально-правовое обоснование иска.
В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РФ закреплен общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ст.5 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. Поскольку жилищные правоотношения сторон в отношении спорной квартиры возникли в 2004 году, в период действия ЖК РСФСР, следовательно, до ДД.ММ.ГГГГ вопрос необходимо рассматривать в соответствии с ЖК РСФСР.
Как следует из положений ст.ст. 101,105 ЖК РСФСР, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению государственным имуществом ЭАО (КУГИ ЭАО) по договору купли-продажи жилой квартиры была приобретена в собственность квартира по адресу: <адрес>, ЭАО, <адрес> гражданки ФИО7
Регистрация сделки и перехода права собственности была произведена ДД.ММ.ГГГГ Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории ЭАО. С ДД.ММ.ГГГГ истец работал в Межрайонной ИФНС России № по ЭАО, жилого помещения в собственности или в соц. найме не имел, по месту работы был включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. По ходатайству руководителя межрайонной ИФНС России № по ЭАО ФИО8, ФИО2 была предоставлена спорная квартира, в которую он заселился с семьей с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на дату предоставления квартиры истцу, спорная квартира была государственной, находилась в собственности субъекта РФ - ЭАО и не имела статуса служебной. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ФИО2 проживает в квартире, содержит ее, ремонтирует, несет обязанность по уплате коммунальных платежей, что подтверждается выписками из домовой книги и финансово-лицевого счета. Данные обстоятельства подтверждают фактическое исполнение истцом обязанностей по договору социального найма. В связи с тем, что при покупке квартиры прежние собственники не были сняты с регистрационного учета, а также с наличием долга по коммунальным платежам, накопленным прежними собственниками квартиры, ФИО2, его жена и дочь не могли зарегистрироваться по своему фактическому месту проживания в квартире до апреля 2008 года. Отсутствие регистрации по месту проживания не влияет на права истцов на жилое помещение, на что неоднократно указывал Конституционный суд РФ в своих решениях. Фактическая регистрация или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав или обязанностей и не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Имеющаяся в материалах дела выписка из протокола заседания окружной жилищной комиссии по ЭАО от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает законность вселения истца в квартиру. В то же время, указание в Выписке на закрепление квартиры в служебное пользование за ФИО2 является незаконным, поскольку согласно ст.ст. 101, 105 ЖК РСФСР, правом отнесения помещений к числу служебных обладают исполнительные комитеты районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Жилищная комиссия субъекта РФ такими полномочиями законом не наделена. Распоряжением КУГИ ЭАО № от ДД.ММ.ГГГГ и передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира была передана в муниципальную собственность администрации <адрес>. Муниципальная собственность на квартиру была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ в Учреждении юстиции. Ограничения и обременения права не зарегистрированы. Распоряжением администрации местного самоуправления п.г.т. Тура за № от ДД.ММ.ГГГГ председателю комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МСУ пгт. Тура было предписано включить спорное жилое помещение в число служебных. Данное распоряжение администрации поселка КУМИ МСУ исполнено не было, квартире не был присвоен статус служебной, что подтверждается Выпиской из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ Согласно Выписке из реестра муниципального имущества поселка Тура от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной ответчиком (истцом) по встречному иску, квартира по адресу: <адрес> занесена в реестр в 1986 г., передана она во владение, пользование и распоряжение <адрес> на основании постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В нарушение Закона, а именно Правил, ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО <адрес> было вынесено распоряжение о закреплении «служебной» квартиры за Межрайонной ИФНС № по КК. В связи с отсутствием у квартиры статуса служебной, а также в связи с проживанием ФИО2 в квартире на условиях социального найма, впоследствии заключенный ДД.ММ.ГГГГ Договор найма служебного жилого помещения между МУ «ДЭЗ» и ФИО2 необходимо расценивать как договор социального найма жилого помещения. Несмотря на наличие обременения в квартире в лице проживающих ФИО2 и его супруги ФИО1, в нарушение п. 3 Правил о недопустимости отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, если эти помещения заняты по договорам социального найма или обременены иным образом, ДД.ММ.ГГГГ Постановлением за №-п Администрации муниципального образования <адрес> было произведено очередное «закрепление» за МО жилого фонда, отнесение к специализированному жилому фонду «служебное жилое помещение» спорной квартиры. Действие администрации по отнесению спорной квартиры к спец. жилому фонду именно в октябре месяце 2012 г. свидетельствует о том, что до этого времени, а также до подачи истцами заявления о приватизации квартиры на общих основаниях в апреле 2012 года, квартира не имела статуса служебной. Не имеет она статуса служебной и в настоящее время, поскольку на дату вынесения Постановления квартира была обременена правами нанимателей - истцов, зарегистрированных и проживающих в квартире, и в силу закона, она не может быть отнесена к специализированному жилому фонду. Также обращают внимание суда на тот факт, что заявление, ответ на которое истец оспаривает, подано ДД.ММ.ГГГГ, ответ на заявление получен только ДД.ММ.ГГГГ, спустя почти полгода. В этот период времени ответчик в спешном порядке пытался привести документы в отношении квартиры в соответствие с законом, в связи с чем, и возникло вышеуказанное Постановление за №-п от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, отсутствие надлежаще оформленных документов на квартиру как на жилое помещение социального найма, не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от несвоевременного оформления соответствующих документов. В соответствии со ст.8 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд (т.2, л.д.131-134).
Истец, ответчик по встречному иску, а также по доверенности (от ФИО2) ФИО1, третье лицо и ответчик по встречному иску ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие (т.2, л.д.140,172).
Представитель ответчика Администрации поселка Тура по доверенности ФИО9 (т.1, л.д.110, т.2, л.д.75) в судебном заседании исковые требования не признал; встречный иск поддержал в полном объеме.
Третье лицо на стороне истца ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна (т.2, л.д.20,174).
Третье лицо – представитель Управления федеральной миграционной службы по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие (т.2, л.д.166-167).
Третье лицо – представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушании извещен своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду не известна (т.2, л.д.166).
Третье лицо – представитель ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду не известна (т.1, л.д.72, т.2, л.д.165).
Третье лицо – представитель МКУ «Дирекция эксплуатации зданий» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (т.2, л.д.166,168).
Третье лицо – представитель Совета депутатов <адрес> в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду не известна; представили возражения, просили суд в удовлетворении иска отказать (т.1, л.д.57,74-77, т.2, л.д.16,166).
Третье лицо- представитель Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду не известна (т.2, л.д.164,175).
В соответствии с ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело без участия не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать; встречные исковые требования удовлетворить по следующим основаниям:
Согласно пункту 2 статьи 92 Жилищного Кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
На основании статьи 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
В силу статьи 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным жилищным законодательством основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Статьей 100 ЖК РФ установлено, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 104 ЖК РФ, категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде.
Частью 3 этой статьи предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений. Прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 ЖК РФ, в случае расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и части 2 статьи 103 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был принят на должность старшего государственного налогового инспектора отдела по контролю ККМ, производства и оборота алкогольной продукции Межрайонной инспекции МНС России № по ЭАО; затем согласно Распоряжения Администрации МО <адрес> №-лс от ДД.ММ.ГГГГ принят на должность директора МУ «Дирекция эксплуатации зданий» администрации <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и МУ «ДЭЗ» прекращен трудовой договор по п.2 ст.278 Трудового Кодекса РФ (т.1, л.д.21, т.2, л.д.91-92).
Решением жилищной комиссии спорная квартира закреплена за ФИО2 (т.1, л.д.12), которая приобретена за счет средств Администрации ЭАО на основании распоряжения № –р от ДД.ММ.ГГГГ и внесена в реестр муниципального жилищного фонда <адрес> как служебное жилье (т.1, л.д.13-15, т.2, л.д.28,30).
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ свидетель ФИО10 суду показала, что ФИО2 был уволен из налоговой инспекции по сокращению штатов, и ей известно, что он проживал в служебном жилье (т.2, л.д.123).
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Администрации п.г.т. Тура №-р спорная квартира включена в число служебных (т.2, л.д.21).
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МСУ п.г.т. Тура и Межрайонной инспекцией МНС № по ЭАО заключен договор о безвозмездном пользовании спорным служебным жилым помещением, о чем составлен акт приема-передачи (т.2, л.д.21,32-35).
ДД.ММ.ГГГГ МУ «ДЭЗ» администрации МСУ <адрес> заключила с ФИО2 договор найма спорного жилого служебного помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, на период трудовых отношений нанимателя с Межрайонной ИФНС № по <адрес> (п.4.2); также ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира была передана по акту приемки-передачи служебного жилого помещения ФИО2 (т.1, л.д.16-18).
Вместе с тем, вышеуказанным договором закреплено, что в случае прекращения трудовых отношений с указанным в п. 4.2 договора найма работодателем является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (п.4.3).
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ договора найма предусмотрено, что в случае выезда из жилого помещения на другое постоянное место жительства наниматель обязан: оплатить задолженность по коммунальным платежам и по другим дополнительным обязательствам; сняться с регистрационного учета в УВД ЭАО из жилого помещения; освободить и сдать наймодателю жилое помещение по акту в надлежащем состоянии (т.1, л.д.16-18).
Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ в договор найма служебного жилого помещения внесены изменения, которым исключены из членов семьи ФИО5, ФИО6, включена в качестве члена семьи ФИО1 (т.1, л.д.19).
В соответствии с выписками из домовой книги, финансово-лицевого счета и адресной справки ФИО1 и ФИО2 числятся зарегистрированными по адресу: <адрес>: ФИО2 - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; бывшие члены семьи ФИО2 – ФИО5(жена) и ФИО6 (дочь) сняты с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, спорных притязаний на квартиру не имеют (т.1, 30,32-35,47; т.2, л.д.50-52, 57-59); по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по коммунальным платежам не имеют (т.1, л.д.38-39,49).
Согласно справкам ФИО1 в приватизации жилья ранее не участвовала; ФИО2 от участия в приватизации спорного жилья отказался в пользу других лиц (т.1, л.д.31, 36-37).
Согласно справки Администрации <адрес> ФИО2 и ФИО1 на учете как нуждающиеся в жилом помещении не состоят (т.1, л.д.81, т.2, л.д. 29).
Истец ФИО2 уволен со службы Межрайонной ИФНС № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует запись № трудовой книжки; ДД.ММ.ГГГГ уволен по п.2 ст.278 ТК РФ с должности директора МУ «ДЭЗ» (т.1, л.д.28,95).
ФИО2 и ФИО1 обратились в Администрацию поселка Тура с заявлением о передаче им в собственность спорного жилья; согласно выписке из решения Туринского поселкового Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ им отказано в приватизации спорного жилья (т.1, л.д.8-10,50-51, т.2, л.д.36).
Постановлением Администрации МО п.г.т. Тура №-п от ДД.ММ.ГГГГ жилой фонд закреплен за муниципальным образованием п.г.т. Тура и отнесен к виду специализированного жилого фонда, в том числе спорная квартира; постановлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ специализированный жилищный фонд, в том числе и спорная квартира закреплена за МО Администрации поселка Тура и отнесена к виду – служебное жилое помещение; постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-п считать утратившим силу (т.2, л.д.99-100, 176-180).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником спорной квартиры является МО п.г.т. Тура (т.1, л.д.78), Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира закреплена за МИ ФНС № по <адрес> и предоставлена ФИО2 в качестве служебного жилья (т.1, л.д. 79).
В соответствии с п.1.4 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО <адрес> следует, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения муниципальной службы либо нахождения на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывание на выборной должности, а также увольнение с муниципальной службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения; согласно п.4.1 следует, что право пользования служебным жилым помещением прекращается одновременно с прекращением трудового договора. Работник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший трудовые отношения, подлежит выселению вместе со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма служебного жилого помещения, а в случае отказа – выселение производится в судебном порядке (т.2, л.д.41-47).
Судом установлено, что ФИО1 вселилась в спорную квартиру как член семьи (в качестве супруги) ФИО2 на период его трудовых отношений с МИ МНС России № по ЭАО, жилье было предоставлено как работнику налоговой инспекции (т.1, л.д.11,48).
Таким образом, суд приходит к убеждению, что спорное жилье являлось служебным еще до передачи его в муниципальную собственность, соответственно, статуса своего как служебное жилье, не изменило.
Доводы истца о том, что спорное жилье было предоставлено ФИО2 до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, следовательно, спор о праве необходимо рассматривать в соответствии с Жилищным Кодексом РСФСР, суд считает несостоятельными, поскольку ФИО2 был зарегистрирован в спорном жилье с ДД.ММ.ГГГГ, договор о передачи ему спорной квартиры как служебное жилье заключен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период действия нового Жилищного Кодекса РФ; доказательств того, что ФИО2 по месту работы в МИ ФНС № числился как нуждающийся в улучшении жилищных условий, истцом суду не представлено.
Доводы истца о том, что спорное жилье на тот период не являлось служебным, суд полагает также несостоятельным, поскольку согласно выписке из протокола заседания окружной жилищной комиссии по Эвенкийскому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ, спорное жилье было закреплено за ФИО2 как служебное (т.1, л.д.12).
Доводы истца о том, что спорное жилье при передачи на баланс от Администрации ЭМР в Администрацию МО <адрес> утратило статус служебного, а также не было зарегистрировано в установленном законом порядке в регистрирующим органе, суд также считает несостоятельным, поскольку согласно распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Администрации п.г.т. Тура №-р спорная квартира включена в число служебных (т.2, л.д.21). На момент предоставления жилого помещения ФИО2, квартира уже имела статуса «служебной». Принимая квартиру в муниципальную собственность по акту приема- передачи как "служебное жилое помещение, ее статус администрацией <адрес> не изменялся. Все дальнейшие действия администрации муниципального образования, обязанные с предоставлением указанной квартиры именно как служебной, подтверждают, что квартира была принята в собственность, как служебная. Изменение статуса жилого помещения относится исключительно к компетенции собственника, является его правом, а не обязанностью. Собственником спорного жилого помещения решения об исключении квартиры из числа служебных жилых помещений, не принималось. Более того, данная квартира использовалась как служебная для временного проживания ФИО2 и членов его семьи на период его трудовых отношений с налоговой инспекцией, а затем с МУ «ДЭЗ», о чем ему было достоверно известно.
Доводы истца о том, что Администрация ЭАО не правомочна была отнести спорное жилье к служебному, суд также считает несостоятельным, поскольку Администрация ЭАО самостоятельно приняла решение о покупки данного жилья на собственные деньги, в связи с чем, приняла решение зарегистрировать право собственности на данное жилое помещение как служебное и передать на баланс в органы местного самоуправления <адрес> на обслуживание и содержание в качестве служебного жилья, где Администрацией <адрес> на основании распоряжения спорное жилье также было отнесено к специализированному служебному жилью (т.2, л.д.81).
Кроме того, доводы истца о том, что специализированный жилищный фонд подлежит государственной регистрации с соответствующим обременением, не основан на нормах материального права. Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируются соответствующим Федеральным законом N 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, положения которого не предусматривают необходимости после принятия решения о присвоении жилому помещению статуса служебного государственной регистрации данного статуса жилого помещения. Абзацем 3 пункта 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42 предусмотрено, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Вместе с тем, государственная регистрация является актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество, в связи с чем, отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения как служебного, не может свидетельствовать о недействительности его присвоения. Оснований полагать, что истица занимает спорное жилое помещение по договору социального найма, у суда также не имеется, поскольку ни ФИО2, ни ФИО1 на учете в администрации <адрес> в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят, малоимущими не являются.
Кроме того, доводы истца о том, что ФИО2 до настоящего времени проживает в спорной квартире, содержит ее, несет бремя расходов по оплате коммунальных услуг, также по мнению суда, не могут являться основанием для возникновения права собственности в порядке приватизации, поскольку содержание жилья это одно из обязательств договора найма служебного жилого помещения.
Кроме того, спорная квартира была предоставлена ФИО2 на период его трудовых отношений, что подтверждается договором найма служебного помещения (т.1, л.д.16-18,19), следовательно, у истца не возникло право на спорное жилье в порядке приватизации, поскольку это жилье является муниципальной собственностью, относится к специализированному служебному жилью (т.2, л.д.99-100), при этом собственник не дал согласия на приватизацию квартиры, не вывел это жилье из числа служебных, поэтому Администрация поселка Тура правомерно отказала ФИО1 и ФИО2 в приватизации служебного жилья (т.1, л.д.10), следовательно, иск не подлежит удовлетворению, в связи с чем, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Что касается встречных исковых требований о признании ФИО1 и ФИО2 утратившими право пользования спорным жильем и снятии их с регистрационного учета, то в этой части, они подлежит удовлетворению, поскольку ФИО2 прекратил свои трудовые отношения ДД.ММ.ГГГГ году (т.1, л.д.95), соответственно, у истца прекращается право пользования служебным жильем.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законы интересам других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его иными способами, распоряжаться им иным образом. Статья 288 ГК РФ предусматривает, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Данное положение закреплено и в ст. 30 ЖК РФ.
Таким образом, судом установлено, что ответчики ФИО1 и ФИО2 проживали временно в специализированном служебном жилье только на период трудовых отношений ФИО2, который прекратил трудовые отношения с работодателем в июле 2012 года, следовательно, утратил право пользования жилым помещением при увольнении его со службы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчики в настоящее время не проживают в <адрес>, по семейным обстоятельствам выехали в <адрес> (т.2, л.д.156) суд полагает возможным удовлетворить встречные исковые требования и признать ФИО1 и ФИО2 утратившими право пользования жилым помещением, в рассматриваемом случае квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, что является основанием для снятия их с регистрационного учета по указанному адресу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации поселка Тура о признании отказа в приватизации квартиры по адресу: <адрес> незаконным и признании права собственности на эту квартиру за ФИО1 в порядке приватизации – отказать.
Встречные исковые требования Администрации <адрес> – удовлетворить.
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> края утратившими право пользования жилым помещением – квартирой № по <адрес>.
Решение суда является основанием для снятия ФИО1 и ФИО2 с регистрационного учета в ОУФМС по <адрес>, по указанному адресу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Илимпийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).
Судья: Губенко Н.Ф.