№ 2-1002/2019
24RS0035-01-2019-000700-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2019 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Царева В.М.
при секретаре Трубицыной Ю.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах Черновой К.С., Черновой М.С. к ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края о признании решений незаконными, и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Черновой К.С. и Черновой М.С. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края о признании решения незаконным, и понуждении к совершению действий, мотивируя требования тем, что прокуратурой по результатам рассмотрения обращения Черновой К.С. и Черновой М.С. о незаконных действиях Управления Пенсионного фонда в г. Минусинске и Минусинском районе в части отказа в назначении пенсии по потери кормильца проведена проверка. Установлено, что Чернова К.С. и Чернова М.С. являются дочерьми ЧОГ, сведения об отце в свидетельстве о рождении записаны со слов матери. Решением Минусинского городского суда от 23.10.2008 ЧОГ лишена родительских прав с нее взысканы алименты на содержание несовершеннолетних Черновой К.С. и Черновой М.С. Дети были переданы органам опеки и попечительства. ЧОГ умерла. Чернова К.С. и Чернова М.С. являются студентками 1 курса обучения КГБ ПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж» очной формы обучения. Срок обучения до 30.06.2022. Черновы обратились в ГУ-УПФР в г. Минусинске и Минусинском районе с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца. Решением ГУ-УПФР в г. Минусинске и Минусинском, районе от 25.10.2018 Черновым отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца по причине не установления факта нахождения на иждивении у умершего кормильца - ЧОГ полагает решение ответчика незаконным, на момент поступления в учебное заведение, а также при достижении истцами 18-летнего возраста, и продолжения обучения, они имели право на получение материального содержания от матери ЧОГ, а последняя имела обязанность по их содержанию в соответствии с решением Минусинского городского суда от 23.10.2008, Черновы являются студентами образовательного учреждения на очной форме обучения, собственных доходов не имеют, образовавшаяся у ЧОГ перед истцами задолженность по алиментам являлась для них единственным источником средств к существованию. Полагает, что Черновы, не достигшие возраста 23 лет и обучающиеся по очной форме в образовательном учреждении, могут быть отнесены к лицам, имеющим право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Просит суд, признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в городе Минусинске и Минусинском районе Красноярского края от 25.10.2018 № 882341/18 об отказе в назначении пенсии Черновой М.С. по случаю потери кормильца, признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в городе Минусинске и Минусинском районе Красноярского края от 25.10.2018 № 878926/18 об отказе в назначении пенсии Черновой К.С. по случаю потери кормильца, обязать ГУ-УПФ РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края и назначить Черновой М.С. и Черновой К.С. социальную пенсию по случаю потери кормильца с даты обращения.
Определением суда от 22.03.2019 г. гражданские дела соединены в одно производство(л.д.37).
В судебном заседании прокурор, истцы Чернова К.С., Чернова М.С. заявленные исковые требования поддержали, в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика с заявленными исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что законных оснований для удовлетворения требований не имеется.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в статье 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (до 01.01.2015 в статье 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях") установил, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
При этом к нетрудоспособным членами семьи умершего кормильца отнесены, в том числе дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10).
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч. 4 ст. 10).
В силу п.п. «а» ч.1 ст. 11 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе: дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
В соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям., пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что Чернова К.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка <адрес>(л.д.8), и Чернова М.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка <адрес>(л.д.24 оборот), являются дочерями ЧОГ.
Из свидетельства о смерти(л.д.7 оборот, л.д.24) следует, что ЧОГ умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Минусинского городского суда от 23.10.2008 г.(л.д.11-12, 25-26) ЧОГ лишена родительских прав в отношении дочерей Черновой К.С. и Черновой М.С. Дети переданы органам опеки и попечительства. С ЧОГ взысканы алименты на содержание дочерей.
Согласно п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Чернова К.С. и Чернова М.С. являются студентками 1 курса обучения КГБ ПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж» очной формы обучения. Период обучения с 01.09.2018 г. до 30.06.2022, что подтверждается справками(л.д.9, л.д.23).
Решениями ГУ-УПФР в г. Минусинске и Минусинском, районе от 25.10.2018 № 882341/18 и от 25.10.2018 № 878926/18, Черновой К.С. и Черновой М.С. отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца по причине не установления факта нахождения на иждивении у умершего кормильца - ЧОГ (л.д.6 оборот, л.д.22 оборот), что также следует, из приложений к решениям(л.д.7, 23). Отказ обоснован тем, что документы, подтверждающие факт нахождения истцов на иждивении матери, лишенной родительских прав по решению суда, представлены не были.
Согласно Семейному кодексу Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (пункт 1 статьи 54), родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 80). Следовательно, до достижения ребенком совершеннолетия всю ответственность за его воспитание и содержание несут родители, что освобождает детей, не достигших 18 лет, от необходимости доказывать факт нахождения на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Устанавливая в пенсионном законодательстве требование доказывания лицами старше 18 лет факта нахождения на иждивении родителей, законодатель основывается на презумпции трудоспособности лица, достигшего совершеннолетия: в соответствии с трудовым законодательством лица, достигшие возраста 16 лет, вправе вступать в трудовые отношения в качестве работников (часть третья статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации); труд лиц, достигших 18 лет, может использоваться на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (часть первая статьи 265 Трудового кодекса Российской Федерации).
По достижении 18 лет у гражданина в полном объеме возникает гражданская дееспособность, т.е. он может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (пункт 1 статьи 21 ГК Российской Федерации). В частности, совершеннолетние граждане вправе, учредив юридическое лицо или зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В свою очередь, законодательно предоставленная гражданину, достигшему возраста 18 лет, возможность работать и получать заработную плату, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доход, т.е. иметь собственный источник средств к существованию и самостоятельно распоряжаться им, влечет необходимость проверки этих фактов при принятии решения о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца тем детям, достигшим возраста 18 лет, которые состояли на иждивении кормильца и могут подтвердить этот факт, соответствует правовой природе этой выплаты, направленной на предоставление источника средств к существованию детям, лишившимся его в связи со смертью (признанием безвестно отсутствующим) родителя (родителей).
Требование доказывания факта нахождения на иждивении умерших родителей распространяется на всех детей старше 18 лет, в том числе лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 06.11.2014 N 2428-О "По запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области о проверке конституционности пункта 4 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", положения закона, предусматривающие необходимость доказывания факта нахождения совершеннолетних детей на иждивении умерших родителей, в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как нарушающие право граждан на социальное обеспечение и не согласующиеся с конституционным принципом равенства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ принятым в действующем законодательстве смыслом понятия "иждивение" является нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 октября 2006 года N 407-О).
Согласно п. п. 45, 46 Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 41, 42 настоящего Перечня, необходимы документы: а) о смерти кормильца; б) подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.
Для подтверждения дополнительных условий назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимы документы: а) об обучении по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); б) о том, что нетрудоспособный член семьи находится на иждивении умершего кормильца (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях"); в) о смерти второго родителя (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); г) подтверждающие, что умершая являлась одинокой матерью (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); д) о безвестном отсутствии или об объявлении кормильца умершим (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях"); е) о том, что гражданин совершил уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца, установленное в судебном порядке (часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях"); ж) о том, что гибель (смерть) кормильца наступила вследствие совершения им преступления (пункт 4 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Документами, подтверждающими факт нахождения на иждивении, то есть нахождение на полном содержании умершего кормильца или получение от него помощи, которая была постоянным и основным источником средств к существованию, являются справки, выдаваемые жилищными органами или органами местного самоуправления, справки о доходах всех членов семьи и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях - решение суда об установлении данного юридического факта.
Разрешая спор и оценивая представленные доказательства, в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о доказанности факта нахождения Черновой М.С. и Черновой К.С. на иждивении у матери ЧОГ, на которой лежала обязанность по содержанию дочерей, наличии оснований для назначения истцам пенсии по потере кормильца с момента обращения.
С учетом изложенного суд пришел к выводам о том, что на момент поступления в учебное заведение, а также при достижении истцами 18-летнего возраста, и продолжения обучения, они имели право на получение материального содержания от матери, а последняя имела обязанность по их содержанию, что, по мнению суда, подтверждает нахождение истцов на иждивении их матери.
Истцы являются студентами образовательного учреждения на очной форме обучения, собственных доходов не имеют, алименты являлись единственным источником средств к существованию.
Таким образом, истцы не достигшие возраста 23 лет и обучающиеся по очной форме в образовательном учреждении, могут быть отнесены к лицам, имеющим право на получение пенсии по случаю потери кормильца, так как обстоятельства нахождения их на иждивении матери, нашли свое подтверждение и не опровергнуты ответчиком.
В соответствии с ч. 20 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
В данной связи и с учетом установленных в данном деле обстоятельств исковые требования истцов подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Черновой К.С., Черновой М.С. к ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края о признании решения незаконным, и понуждении к совершению действий удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края от 25.10.2018 № 882341/18 об отказе в назначении пенсии Черновой М.С. по случаю потери кормильца.
Признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края от 25.10.2018 № 878926/18 об отказе в назначении пенсии Черновой К.С. по случаю потери кормильца,
Обязать ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края назначить и выплачивать Черновой М.С. социальную пенсию по случаю потери кормильца с даты обращения – 23.10.2018 г.
Обязать ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края назначить и выплачивать Черновой К.С. социальную пенсию по случаю потери кормильца с даты обращения – 22.10.2018 г.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня его оглашения.
Председательствующий: В.М.Царев