Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1519/2023 ~ М-499/2023 от 27.01.2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 марта 2023 года                         г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.,

при секретаре судебного заседания Плигузовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1519/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ахиняну В.М., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу за 2018 г. в размере 311,39 руб., пени в размере 17,87 руб. за период с 03.12.2019 г. по 18.10.2020 г.; пени по земельному налогу за 2017 г. в размере 17,24 руб. за период с 04.12.2018 г. по 08.07.2019 г.; пени по земельному налогу за 2016 г. в размере 20,77 руб. за период с 02.12.2017 г. по 26.08.2018 г.; налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 5897,00 руб., пени в размере 52,63 руб. за период с 02.12.2020 г. по 02.02.2021 г.; транспортному налогу за 2019 г. в размере 61452,00 руб., пени в размере 548,46 руб. за период с 02.12.2020 г. по 02.02.2021 г.; а всего взыскать 68 317 (шестьдесят восемь тысяч триста семнадцать) руб. 36 коп., ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность не погашена. Выданный 31.05.2021 г. судебный приказ о взыскании указанной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 26.12.2022. На момент подачи административного иска Ахинян В.М. сумму задолженности не оплатил.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

Согласно положениям части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).

При этом по смыслу вышеприведённых норм действия лиц, участвующих в деле, при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС Правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.

В судебное заседание представитель МИФНС России №23 по Самарской области не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, в иске просил рассмотреть дело без его участия.

Административный ответчик Ахинян В.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая, что явка административного истца не была признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Исследовав материалы дела, выслушав административного ответчика, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (статья 362 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения, в силу п. 1 ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с п.1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

По правилам п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Статьей 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Срок уплаты земельного налога налогоплательщиками - физическими лицами определен ст. 397 НК РФ не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

На основании статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершённого строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Согласно статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в его собственности транспортных средств Ниссан Патрол г/н №..., Ниссан Жук г/н №..., земельного налога в связи с наличием в собственности земельного участка с кадастровым номером №..., по адресу: адрес, а также налога на имущество в связи с наличием в собственности квартиры с кадастровым номером №..., по адресу: адрес, квартиры с кадастровым номером 63:01:0615001:491, по адресу: адрес.

В связи с неуплатой налога на основании налоговых уведомлений от 21.09.2017 г. № 32889975; от 23.08.2018 г. № 55760784, от 25.07.2019 г. № 44247677, от 01.09.2020 г. № № 56829675 налогоплательщику направлены требования об уплате налогов:

- № 14936 по состоянию на 27.08.2018 г., которым предложено погасить имеющуюся задолженность по земельному налогу за 2016 год в сумме 312 руб., пени в сумме 20,77 руб., в срок до 03.12.2018 г.

- № 13137 по состоянию на 09.07.2019 г., которым предложено погасить имеющуюся задолженность по земельному налогу за 2017 год в сумме 312 руб., пени в сумме 17,40 руб., в срок до 16.10.2019 г.

- № 15145 по состоянию на 19.10.2020 г., которым предложено погасить имеющуюся задолженность по земельному налогу за 2018 год в сумме 312 руб., пени в сумме 17,87 руб., в срок до 27.11.2020 г.

- № 7119 по состоянию на 03.02.2021 г., которым предложено погасить имеющуюся задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество за 2019 год в сумме 67349 руб., пени в сумме 601,09 руб., в срок до 30.03.2021 г.

Направление как налоговых уведомлений, так и требований подтверждено административным истцом представленными в материалы дела реестрами отправки почтовой корреспонденции.

Положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб. (пункт 2).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

Отклоняя доводы административного ответчика о пропуске срока обращения в суд, суд исходит из того, что подлежащая взысканию сумма задолженности по требованиям № 14936 по состоянию на 27.08.2018 г., № 13137 по состоянию на 09.07.2019 г., № 15145 по состоянию на 19.10.2020 г. не превышала сумму 3 000 руб. (в редакции ст. 48 НК РФ по состоянию на 19.10.2020 г).

Сумма налога и пеней, подлежащих взысканию с физического лица, превысила 10 000 руб. после направления налогоплательщику требования № 7119 по состоянию на 03.02.2021 г., которым предложено погасить имеющуюся задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество за 2019 год в сумме 67349 руб., пени в сумме 601,09 руб., в срок до 30.03.2021 г.

С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье 31.05.2021 г., то есть в течение шести месяцев с момента, когда сумма недоимки превысила 10 000 руб.

31.05.2021 г. мировым судьей вынесен судебный приказ №2а-1437/21 о взыскании с ФИО1 неуплаченной задолженности.

Определением мирового судьи судебного участка № 33 Октябрьского судебного района г.Самары от 26.12.2022 г. судебный приказ №2а-1437/21 отменен по возражению ФИО1

В Октябрьский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением налоговый орган обратился 26.01.2023 г., то есть в установленный законом шестимесячный срок после вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора.

При отсутствии сведений об уплате недоимки, административный иск подлежит удовлетворению.

Поскольку налоговым органом соблюдён порядок и сроки направления уведомления, требований административному ответчику, а также сроки обращения в суд, с учетом надлежащего извещения административного ответчика о дате судебного заседания, при отсутствии со стороны административного ответчика доказательств исполнения обязанности по уплате налогов, доказанности факта принадлежности административному ответчику объектов налогообложения в спорный период, суд приходит к выводу о взыскании с ФИО1 задолженности по недоимки по обязательным платежам в общей сумме 68 317 рублей 36 копеек.

Отклоняются судом доводы административного ответчика о том, что фактически налоговые уведомления и требования об уплате налогов ему не направлялись и не вручались, как противоречащие положениям Налогового кодекса Российской Федерации: статье 52, согласно которой налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения; в случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом; налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма; пункту 6 статьи 69, согласно которому требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования; если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, в частности, по транспортному налогу, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности в отношении данного налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.

По буквальному смыслу приведенных норм, отсутствие возможности вручить налоговое уведомление (налоговое требование) федеральный законодатель увязывает не только с фактом уклонения налогоплательщика от его получения, - им не исключаются и иные причины неполучения указанных документов налогоплательщиком, в том числе объективного характера. Признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.

Учитывая, что налоговым органом фактическое направление требований и уведомлений подтверждено почтовыми реестрами, они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявлению взыскивается с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

Поскольку налоговый орган освобождён от уплаты госпошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации, сумма государственной пошлины, рассчитанная на основании ст. 333.19 НК РФ, в размере 2249 рублей 52 копейки, подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования МИФНС России № 23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, транспортному налогу - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ИНН №..., дата года рождения, место рождения адрес, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: адрес, паспорт ***, в пользу МИФНС России № 23 по Самарской области недоимку по:

- земельному налогу за 2018 г. в размере 311,39 руб., пени в размере 17,87 руб. за период с 03.12.2019 г. по 18.10.2020 г.;

- пени по земельному налогу за 2017 г. в размере 17,24 руб. за период с 04.12.2018 г. по 08.07.2019 г.;

- пени по земельному налогу за 2016 г. в размере 20,77 руб. за период с 02.12.2017 г. по 26.08.2018 г.;

- налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 5897,00 руб., пени в размере 52,63 руб. за период с 02.12.2020 г. по 02.02.2021 г.;

- транспортному налогу за 2019 г. в размере 61452,00 руб., пени в размере 548,46 руб. за период с 02.12.2020 г. по 02.02.2021 г.;

а всего взыскать 68 317 (шестьдесят восемь тысяч триста семнадцать) руб. 36 коп.

Взыскать с ФИО1, ИНН №... дата года рождения, место рождения адрес, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: адрес, паспорт ***, в бюджет г.о. Самара государственную пошлину в размере 2 249 (две тысячи двести сорок девять) руб. 52 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                          Д.О. Шиндяпин

В окончательной форме решение суда принято 31 марта 2023 г.

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

2а-1519/2023 ~ М-499/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Ахинян В.М.
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Шиндяпин Д. О.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
27.01.2023Регистрация административного искового заявления
27.01.2023Передача материалов судье
30.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
30.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2023Судебное заседание
10.03.2023Судебное заседание
22.03.2023Судебное заседание
31.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее