Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-416/2014 ~ М-407/2014 от 07.04.2014

Дело № 2 - 416

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Серышево 6 марта 2014 г.

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,

при секретаре Итеменевой О.П.,

с участием истцов ФИО1 и ФИО2,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, выступающего на стороне истцов ФИО3,

а также представителей ответчиков администрации <адрес> ФИО5 и администрации пгт. <адрес> ФИО6, действующих на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к администрации пгт <адрес>, администрации <адрес> о признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории пгт Серышево в августе 2013 года и о включении в списки граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи,

у с т а н о в и л:

    Истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к администрации пгт <адрес>, администрации <адрес>, в котором просят суд признать их пострадавшими от чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в августе 2013 года и включить в списки граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи.

В обоснование поданного иска истцы указали, что они постоянно проживают в <адрес> в пгт. <адрес>. Жилой дом принадлежит ФИО3 на праве собственности. 9-ДД.ММ.ГГГГ в результате проливных дождей дом и приусадебный земельный участок были подтоплены. В результате чего принадлежащее им имущество, находящееся в жилом помещении оказалось полностью утраченным. В ноябре 2013 года они обратились в администрацию пгт. Серышево с заявлением о выплате им единовременной материальной и финансовой помощи. В февраля 2014 года администрация <адрес> им во включении в списки на выплату единовременной материальной и финансовой помощи, отказала в связи с отсутствием соответствующего решения суда. Считают решение администрации <адрес> незаконным. Просят суд признать их пострадавшим от чрезвычайной ситуации, произошедшей 9-ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчиков включить его в списки на выплату единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи за полную утрату имущества в размере 100000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1, поддержав доводы и основания заявленных требований, пояснил, что в результате чрезвычайной ситуации на территории пгт. Серышево в августе 2013 года, был подтоплен <адрес> в пгт. <адрес>. Данное жилое помещение являлось постоянным и единственным место его жительства в тот период времени. В результате наводнения был подтоплен жилой дом. Вода находилась выше уровня пола на 30 см. В результате подтопления было утрачено его личное имущество - носимые вещи. Доказательств подтверждающих утрату имущества представить не может, каких- либо мер к сохранению личного имущества не предпринимал. Просит обратить решение суда к немедленному исполнению.

Истец ФИО2, поддержала заявленные исковые требования и пояснила, что в результате чрезвычайной ситуации, сложившийся в августе 2013 года, жилой дом в котором она проживала в августе 2013 года оказался подтопленным. В результате подтопления, пострадало её личное имущество, они вынуждены были выехать. У неё пострадал телевизор и холодильник. Мер к сохранению личного имущества не предпринимали. Доказательств подтверждающих утрату имущества нет.

Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований, выступающее на стороне истцов ФИО3, подтвердила показания истцов и дополнила, что является собственником <адрес> пгт. <адрес>. В результате чрезвычайной ситуации, сложившийся в августе 2013 года пострадало личное имущество ФИО1 и ФИО2, проживавших на момент подтопления по вышеуказанному адресу. В настоящее время она проживает вдвоём с супругом. Единовременная материальная помощь в размере <данные изъяты> рублей и финансовая помощь за полную утрату имущества ими получена в размере <данные изъяты> рублей. В настоящее время решается вопрос о предоставлении им сертификата на получение нового жилья с учётом семи лиц, зарегистрированных в доме. Считает, что права истцов были нарушены тем, что при составлении акта обследования жилого помещения истцы вписаны не были, в качестве пострадавших.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных исковых требованиях, поскольку доказательств того, что истцами было утрачено личное имущество в результате наводнения представлено не было, просил суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требованиях.

Представитель ответчика - представитель пгт. <адрес> ФИО6, в судебном заседании пояснил, что в связи с тем, что доказательств полной утраты имущества, принадлежащего истцам в судебном заседании представлено не было, просил суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований – Министерства финансов <адрес>, в судебное заседание не явился, был извещён надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки не сообщил. В поступившей телефонограмме просит в удовлетворении заявленных требований, отказать, поскольку они не обоснованы, рассмотреть дело без своего участия в судебном заседании.

С учётом мнения явившихся участников процесса, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, счёл возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

Выслушав пояснения истцов, позицию представителей ответчиков и третьего лица, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришёл к следующим выводам.

В силу положений ст. ст. 12, 55-57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляются на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, доказательства предоставляются сторонами.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введён режим чрезвычайной ситуации. В связи с выпадением большого количества осадков на территории Амурской области, сбросом воды с Зейского водохранилища, что привело к разливу р. Зея, подтоплением населённых пунктов, размывом автодорог между населёнными пунктами, распоряжением главы Серышевского района от 04.08.2013 года № 406р введён режим чрезвычайной ситуации на территории Серышевского района Амурской области.

На основании распоряжения главы Полянского сельсовета Серышевского района № 41-р от 05.08.2013 года с 12 часов 05.08.2013 года на территории Полянского сельсовета в целях защиты населения и территории был введён режим чрезвычайной ситуации вследствие ливневых дождей.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч. 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утверждён Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

Кроме того, 31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.

13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ № 693 от 31 августа 2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утверждён Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.

Согласно абз. 2 п. 1 Порядка выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, под пострадавшими гражданами в результате чрезвычайной ситуации понимаются граждане, постоянно проживавшие на период ЧС в жилых помещениях, пострадавших в результате ЧС, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года. В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи (далее ЕМП) за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23 августа 2013 года № 21 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также для разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи.

Согласно п. 2.3 указанных Методических рекомендаций финансовая помощь за утраченное имущество выплачивается за счёт средств, полученных из федерального бюджета, в размере 100 тыс. рублей на каждого человека из которых: за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, 50 тыс. рублей за счёт Дотации. Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество за счёт средств областного бюджета не выплачивается. При этом финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нём жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.

Исходя из требований п. 3.1, единовременная материальная и финансовая помощь может быть оказана только тем гражданам, которые признанны пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающие в населённых пунктах, подвергшихся наводнению и представивших в местную администрацию муниципального образования по месту жительства, заявление на имя губернатора области – для получения выплат финансовой помощи за счёт средств федерального бюджета.

Согласно Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 года, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей получивших ущерб.

Из смысла Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 года и Постановления Правительства Амурской области от 26.05.2009 года № 214 следует, что обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер, с соблюдением установленных сроков и предоставления необходимых документов.

Из содержания приведённых в решении правовых положений в их взаимосвязи следует, что для признания за гражданином права на получение единовременной материальной и финансовой помощи необходима совокупность двух условий: гражданину должен быть причинён ущерб в результате крупномасштабного наводнения, а также гражданин должен постоянно проживать в населённом пункте, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации.

Судом установлено, что ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы проживающими по адресу: <адрес>, что подтверждается отметками о месте жительства в паспортах граждан Российской Федерации ФИО1 Д.И. и ФИО2 и справкой администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года.

Собственником <адрес> в <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ является ФИО3.

В судебном заседании истцы в обоснование исковых требований приводят доводы о подтоплении и повреждении жилого дома, в котором они проживают и личного имущества, а именно носимых вещей, телевизора и холодильника находящихся в доме.

Действительно, согласно имеющегося в материалах дела акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> пгт. <адрес>, затоплен приусадебный участок, затоплен дом. Вода стояла в подполье, поднялась над уровнем пола на 30 см., замокла мебель, бытовая техника, отсырели стены. Указанный акт подписан должностным лицом – главой <адрес>, имеет печать, то есть изложенные в нём сведения закреплены надлежащим образом.

В подтверждении своей позиции о подтоплении жилого дома, приусадебного участка и наличии повреждений истцами в суд представлено техническое заключение по обследованию строительных конструкций жилого <адрес> заключение свидетельствуют о затоплении жилого помещения и признании его непригодным для проживания, однако порчу или утрату имущества истцов в результате подтопления жилого дома не подтверждает, поскольку соответствующие сведения в нём отсутствуют.

Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Аналогичные правовые нормы также содержаться и в ст. 30 ЖК РФ.

В силу ст. 211 ГК РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несёт его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, именно на ФИО3, как на собственника жилого помещения по адресу: <адрес> действующим законодательством возложены права и обязанности в отношении принадлежащего имущества.

Из сообщения главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 обратилась с заявлениями на оказание единовременной материальной помощи (ЕМП) и финансовой помощи (ФП) по адресу: <адрес>, пгт. Серышево, <адрес>. На основании заявления собственника в списки на получение ЕМП и ФП помимо неё были включены члены её семьи: дочь ФИО7, зять ФИО8, сваха ФИО9, сват ФИО10 и внуки ФИО11 и ФИО12, начисленная сумма составила <данные изъяты> рублей на каждого человека, а всего <данные изъяты> рублей.

Изложенные сведения истцами и третьим лицом ФИО3 в судебном заседании были признаны. Кроме того, как в судебном заседании пояснила ФИО3 вопрос о новом жилом помещении решен.

Исходя из норм Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» право гражданина на возмещение ущерба, причинённого вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке. При этом, поскольку в силу ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ законодателем предоставлено право граждан на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, вопросы по возмещению ущерба имуществу решаются только относительно объектов, находящихся в собственности граждан.

Единовременная материальная помощь выплачивается гражданам, у которых в результате ЧС пострадало личное имущество в жилом помещении по месту постоянного жительства, а также надворные постройки и находившееся там имущество, расположенное на придомовом участке.

Финансовая помощь за утрату имущества выплачивается при условии повреждения жилого помещения, в котором гражданин проживает. Однако факта наличия воды в подвале (погребе) недостаточно. Необходимо установить, какие именно повреждения жилого помещения это повлекло.

В силу ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Таким образом, подполье и погреб в силу норм Жилищного кодекса РФ не является жилым помещением.

Факт наличия воды в подполье и в доме, отражённый в акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ, сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истцов и не устанавливает их прав на соответствующую компенсацию.

На основании исследованных доказательств, судом сделан вывод, что истцами не выполнены требования ст. 56 ГПК РФ, так как достоверных, допустимых и бесспорных доказательств, того, что в результате ЧС пострадало какое-либо личное имущество, принадлежащее истцам, представлено суду не было.

Изложенные обстоятельства исключают возможность признания истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в августе 2013 года на территории пгт. <адрес>.

В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 и ФИО2 не имеется.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░– ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2014 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2-416/2014 ~ М-407/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Миносян Давид Ишханович
Шаган Юлия Александровна
Ответчики
Администрация Серышевского района
Администрация пгт. Серышево Серышевского района Амурской области
Другие
Меликян Цагик Аршамовна
Суд
Серышевский районный суд Амурской области
Судья
Кузнецова И.А.
Дело на сайте суда
serishevskiy--amr.sudrf.ru
07.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2014Передача материалов судье
08.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2014Подготовка дела (собеседование)
09.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2014Судебное заседание
14.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее