Судья Анохин А.А. дело N 33-18807/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 августа 2016 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Роговой С.В., Смирнова Е.А.,
по докладу судьи краевого суда Роговой С.В.,
с участием прокурора Немыкиной Н.В.
при секретаре Шумилиной А.И..,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний России по доверенностям Перегудова А.С. на решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 18 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ к УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю в котором просил незамедлительно, после вступления решения суда в законную силу, выделить ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю необходимое количество бланков, в том числе бланков информационных карт, установленного образца для получения биологического материала у всех осужденных, которые в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 242-ФЗ от 03 декабря 2008 г. «О государственной геномной регистрации в РФ» подлежат обязательной геномной регистрации; обязать ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю в месячный срок после поступления из УФСИН России по Краснодарскому краю бланков, в том числе бланков информационных карт, установленного образца, получить биологический материал у всех осужденных, которые согласно требований п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», подлежат обязательной государственной геномной регистрации.
В обоснование требований указано, что 16 ноября 2015 г. Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения требований Федерального закона РФ от 03.12.2008 №242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» (далее - Закон), в ходе которой выявлены нарушения требований закона в части проведения обязательной геномной регистрации, что влечет за собой нарушение интересов Российской Федерации, заключающихся в обязательном проведении геномной регистрации в отношении категории осужденных, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона, в связи с чем, специализированной прокуратурой подано исковое заявление в интересах Российской Федерации.
Определением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 09 февраля 2016 г. к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 23» ФСИН России.
Определением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 21 марта 2016 г. к участию в деле также привлечено в качестве соответчика ФСИН России.
В последующем истец уточнил свои исковые требования и просил обязать ФСИН России в месячный срок, после вступления решения суда в законную силу, выделить УФСИН России по Краснодарскому краю необходимое количество бланков, в том числе бланков информационных карт, установленного образца, для получения биологического материала у всех осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ №8 УФСИН России по Краснодарскому краю, которые, согласно требований п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», подлежат обязательной государственной геномной регистрации; обязать УФ СИН России по Краснодарскому краю при поступлении соответствующих бланков, в том числе бланков информационных карт, незамедлительно направить их в ФКУ ЛИУ №8 УФСИН России по Краснодарскому краю для получения биологического материала у осужденных; обязать ФКУ ЛИУ №8 УФСИН России по Краснодарскому краю в месячный срок после поступления из УФСИН России по Краснодарскому краю бланков, в том числе бланков информационных карт, установленного образца, получить биологический материал у всех осужденных, которые, согласно требований п.1 ч.1 ст.7 Федерального закона РФ от 03 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», подлежат обязательной государственной геномной регистрации.
В судебном заседании помощник Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края Кошаков Р.Ю. просил удовлетворить уточненные исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика ФСИН России по доверенности Перегудов А.С. и он же являющийся представителем ответчика УФСИН России по Краснодарскому краю исковые требования Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края не признал и просил в иске отказать.
Представитель ответчика ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю по доверенности Прокопенко В.В. в судебном заседании исковые требования не признал и просил в иске отказать.
Представитель третьего лица - ФКУЗ МЧС-23 ФСИН России по доверенности Николаев A.H. в судебном заседании просил в иске отказать по основаниям, приведенным в письменном отзыве.
Решением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 18 апреля 2016 года иск Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края к ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю, удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний России по доверенностям Перегудов А.С. выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав прокурора Немыкину Н.В., просившую оставить решение суда без изменения, представителя ФКУ ЛИУ № 8 по Краснодарскому краю по доверенности Прокопенко В.В., полагавшего решение незаконным и необоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в них.
Нормами ст.ст. 6,7 Федерального закона РФ от 03 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» (далее по тексту Закона) определено, что проводятся добровольная государственная геномная регистрация и обязательная государственная геномная регистрация.
Обязательной государственной геномной регистрации, подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Нормами п. 1 ч. 1 ст. 9 того же Закона установлено, что обязательная государственная геномная регистрация лиц, указанных в п.1 4.1 ст.7, проводится учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности.
Согласно требований ч. 2 ст. 9 данного Закона порядок проведения обязательной государственной геномной регистрации определяется Правительством Российской Федерации.
Получение биологического материала для проведения государственной геномной регистрации осуществляется от лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона, - учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, что отражено п. 2 ч. 1 ст. 13 того же законодательного акта.
Согласно требований п. 4 Положения при проведении обязательной государственной геномной регистрации используются бланки, в том числе бланки информационных карт, ооразцы которых утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п. 5 «Положение о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 октября 2011 г. № 828 учреждения, исполняющие уголовные наказания, осуществляют получение биологического материала лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, и последующее направление его на исследование в целях получения геномной информации.
Руководитель учреждения, исполняющего уголовные наказания, в соответствии с требованиями п. 6 Положения, обеспечивает определение и учет лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, получение биологического материала, направление обращения о проведении обязательной геномной регистрации и биологического материала в соответствующее экспертное подразделение согласно схеме закрепления экспертных подразделений территориальных органов МВД Российской Федерации за учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, которая утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края 16 ноября 2015 г. в ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю в пос. Двубратский Усть-Лабинского района, проведена проверка соблюдения требований указанного выше Федерального закона РФ.
В ходе проведенной проверки установлено, что за истекший период 2015 года в ЛИУ отбывало наказание в виде лишения свободы 371 осужденных, в отношении которых в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона, должна быть проведена геномная регистрация. Однако, биологический материал получен лишь у 71 осужденного и направлен в ЭКЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю, у остальных осужденных биологический материал не получен по причине отсутствия соответствующих биологических карт, в связи с чем, геномная регистрация проведена не в полном объеме.
Непосредственным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на обеспечение деятельности исправительных учреждений Краснодарского края, является УФСИН России по Краснодарскому краю, которое, согласно абз. 4 и 7 п.п. 2 п. 15 Положения об УФСИН по Краснодарскому краю, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11 июня 2015 г. № 518, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений края, содействует дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы подведомственных учреждений.
Следовательно на УФСИН возложена обязанность по финансовому и иному обеспечению исправительных учреждений Краснодарского края, в том числе ИК.
В связи с тем, что ИК не получен биологический материал подразделением органа МВД Российской Федерации, к компетенции которого относится указанный вид деятельности, не реализованы обязанности, предусмотренные требованиями п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона в части получения из биологического материала, полученного от лиц, указанных в п. 1 ч. 1 с. 7 Закона, геномной информации.
Вследствие изложенного, не достигаются предусмотренные ч. 2 ст. 14 Закона цели проведения обязательной геномной регистрации, заключающиеся в следующем:
1) предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, а также выявление и
установление лиц, их совершивших;
2) розыск пропавших без вести граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории
Российской Федерации;
3) установление личности человека, чей труп не опознан иными способами;
4) установление родственных отношений разыскиваемых (устанавливаемых) лиц.
В соответствии с п. 2.1 Устава ФКУЗ МЧС-23 ФСИН России от 01 апреля 2015 г. № 278 «Об утверждении Устава», предметом и целями деятельности Учреждения является в том числе, медицинское сопровождение специальных мероприятий, проводимых в учреждениях и органах УИС.
Учитывая специфику сбора, хранения и транспортировки образцов крови для геномной регистрации осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Краснодарского края обязанность по проведению указанной работы возложена на ФКУЗ МЧС-23 ФСИН России.
На территории ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю, располагается филиал «Туберкулезная больница № 3» ФКУЗ МЧС № 23 ФСИН России, который осуществляет медицинское обслуживание ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю.
Из письма ФСИН России от <...> исх. <...> следует, что директором ФСИН России принято решение о централизованной закупке карт-носителей предназначенных для сбора крови.
Информацию о потребности ФКУЗ МЧС-23 ФСИН России в картах-носителях, предназначенных для процедуры геномной регистрации осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях Краснодарского края, предоставляет во ФСИН России ФКУЗ МЧС-23.
<...> между ФСИН России и ООО «Агентство Химэксперт» заключен государственный контракт на поставку карт-носителей, предназначенных для сбора, хранения и транспортировки крови в целях их поставки в медико-санитарные части ФСИН России.
В <...> в рамках централизованных закупок в ФКУЗ МЧС-23 ФСИН России осуществлена поставка карт-носителей предназначенных для сбора, хранения и транспортировки образцов крови в количестве 4850 штук (2200 штук согласно акту приема-передачи товара <...> от <...>: 2650 штук согласно акту приема-передачи товара <...> от <...>)
Согласно указаниям УОМСО ФСИН России от <...> <...> ФКУЗ МЧС-23 ФСИН России передано 250 карт для сбора крови ФКУЗ МЧС-34 и 250 карт для сбора крови ФКУЗ МЧС-61, итого 500 карт, то есть ФКУЗ МЧС-23 осталось 4350 карт геномной регистрации.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что филиалу «Туберкулезной больнице <...>» ФКУЗ ФСИН России, который осуществляет медицинское обслуживание ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю в 2015 г. было выдано 72 карты геномной регистрации и в 2016 г. — 200 карт геномной регистрации.
Краснодарским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края 30 июня 2015 г. было внесено представление об устранении нарушений закона в деятельности администрации ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю при исполнении требований Федерального закона РФ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации».
Однако на момент повторной проверки в ноябре 2015 г: требования прокурора в полном объеме выполнены не были.
В силу части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ определяет, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Вместе с тем, как установлено судебной коллегией, ответчики не представили доказательств в обоснование своих возражений, в связи с чем, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с нормами ч.1 ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Доводы жалоб направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, в связи с чем судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
<...>░░░░ ░░░░: