Решение по делу № 2-403/2017 ~ М-198/2017 от 07.02.2017

Дело № 2-403/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 апреля 2017г. г.Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.,

при секретаре Ковалевой Ю.Ю.,

с участием: представителя истца Ананина О.И., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представителей ответчиков- МО РФ – Горбачёвой А.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., ФГКУ «ДТУИО»- Заверяева А.Н., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску врио. военного прокурора Хабаровского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ о возложении обязанности по оборудованию в здании военкомата кнопки вызова помощи,

УС Т А Н О В И Л :

Врио. военного прокурора Хабаровского гарнизона обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Министерству обороны РФ, военному комиссариату Хабаровского края о возложении обязанности по оборудованию в здании военкомата пандуса и кнопки вызова помощи.

В обоснование иска указал, что Военной прокуратурой Хабаровского гарнизона с привлечением специалистов Хабаровской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», проведена проверка в военном комиссариате Хабаровского края, исполнения законодательства об охране прав инвалидов.

Проверкой установлено, что центральный вход в военный комиссариат Хабаровского края, расположенный по адресу: г. Хабаровск, <адрес> не оборудован пандусом и кнопкой вызова помощи, что подтверждается фототаблицей, заключением Хабаровской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», а также сообщением военного комиссара Хабаровского края ФИО

Данное обстоятельство лишает инвалидов-колясочников, в числе которых немало участников ВОВ и других вооруженных конфликтов, а также пенсионеров ВС РФ, равных возможностей с другими гражданами на беспрепятственный доступ в военный комиссариат Хабаровского края.

Здание военного комиссариата Хабаровского края, расположенного по адресу: г. Хабаровск, <адрес> находится в собственности МО РФ и на праве оперативного управления за ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, что подтверждается Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации № 1476-р от ДД.ММ.ГГГГ и передаточным актом при присоединении федеральных государственных учреждений МО РФ от 2011 года.

Необходимость исполнения требований Свода правил СП 59.13330.2012 в данных правоотношениях обусловлена нормами Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не ставит необходимость создания условий соблюдения прав инвалидов в зависимость от года постройки объекта социальной инфраструктуры.

Просил возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации и военный комиссариат Хабаровского края по оборудованию в срок до 1 апреля 2017 г. центрального входа военного комиссариата Хабаровского края, расположенного по адресу: г. Хабаровск, <адрес> пандусом по нормам ГОСТ Р 51261 и кнопкой вызова помощи.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечено в качестве соответчика ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство культуры Хабаровского края.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отказом истца от иска в части требований к военному комиссариату Хабаровского края, производство прекращено.

В судебном заседании военный прокурор Ананин О.И. исковые требования уточнил. Просит возложить на Министерство обороны РФ и ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ обязанность по согласованию с Хабаровской краевой общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов» установить в срок до ДД.ММ.ГГГГг. на центральном входе военного комиссариата Хабаровского края, расположенного по адресу: г.Хабаровск, <адрес>, кнопку вызова помощи.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ Горбачева А.А. возражает против удовлетворения исковых требований, пояснив, что военным прокурором Хабаровского гарнизона не доказаны требования, изложенные в исковом заявлении и уточнениях, проверка проведена без привлечения специалистов в области строительства, архитектуры, культуры. Полагает, что требования прокурора не обоснованы, не доказаны и не подтверждены документально, в связи с чем удовлетворению не подлежат.

Представитель ответчика – ФГКУ «ДТУИО» Заверяев А.Н. просит в иске отказать, поскольку отсутствуют основания для его удовлетворения. Военным прокурором не представлены сведения, подтверждающие полномочия ВОИ, с которыми МО РФ и ДТУИО должны согласовывать действия по установке кнопки вызова. Также, поскольку здание Хабаровского военкомата является памятником архитектуры, а установка кнопки вызова помощи требует еще и установку информативной таблички, это может привести к недовольству со стороны Министерства культуры, и явиться поводом для привлечения ответчиков к административной ответственности. Для решения вопроса о возможности, или невозможности проведения каких-либо работ, должно быть строительно-техническое заключение составлено в рамках ГрК РФ, юридическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельство о допуске к определенным видам работ. Такого заключения стороной заявителя не представлено. Более того, поскольку здание является объектом культурного наследия при составлении подобного рода заключений, необходимо, в том числе участие специалистов Правительства Хабаровского края, сотрудников Министерства культуры Хабаровского края.

Представитель третьего лица Министерство культуры Хабаровского края в судебное заседание не явился, извещался о рассмотрении дела надлежащим образом, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав представленные доказательства, выслушав участников процесса, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа и использования их инвалидами не допускается. При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии с требованиями нормативных документов.

Статья 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ) устанавливает, что реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии с ч.1, 5 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605) (ред. от 21.10.2015).

Согласно пункту 8. "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" Обеспечение доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов с учетом их особых потребностей и других маломобильных групп населения, исходя из ограничений их жизнедеятельности, предполагает реализацию базовых мероприятий, в том числе, оборудование зданий (помещений внутри здания) информационными табличками, кнопкой вызова "помощника" (работника организации, способного оказать помощь инвалиду при предоставлении ему услуги).

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, в том числе бюджетное, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Здание военного комиссариата Хабаровского края, расположенного по адресу: г. Хабаровск, <адрес> находится в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации № 1476-р от 28.01.2004 (л.д. 14-16) и передаточным актом при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 2011 года.

Телеграммой от 14.12.2015 № 32/ВК/6077 врио. начальника организационно-мобилизационного управления штаба ВВО обязал военных комиссаров субъектов организовать в военных комиссариатах субъектов и структурных подразделениях до 01.03.2016 обследование административных зданий военных комиссариатов субъектов и структурных подразделений на соответствие требований законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам и составление паспортов доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг.

Из ответа военного комиссариата Хабаровского края от 31.03.2016 следует, что проведено обследование административных зданий отделов по муниципальным образованиям на соответствие требованиям законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам. Составлены паспорта доступности.

Планы мероприятий по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и услуг не разрабатывались, заявки в управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа не подавались из-за отсутствия специалистов по определению потребности бюджетных средств, необходимых для приведения объектов и условий предоставления услуг инвалидам в соответствии с их потребностями.

Также доведено до сведения, что ни один объект военного комиссариата Хабаровского края в титул капитального ремонта и в план текущего ремонта на 2016 г. не включен.

В материалы дела представлено заключение по результатам обследования здания военного комиссариата Хабаровского края, расположенного по адресу: г. Хабаровск, <адрес> в котором указано, что мерой в соответствие со cm. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечивающей удовлетворение минимальных потребностей инвалидов при посещении здания военного комиссариата Хабаровского края, является оборудование входа кнопкой вызова помощи,пандусом с поручнями, устранение высоты порогов и оборудование тамбура в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012. Установка доступных для инвалидов элементов информации (указателей) по ходу движения к входу в здание военного комиссариата. При невозможности приведения входа в соответствие требований предусмотреть возможность альтернативного оказания услуг (л.д.11-12).

Из ответа военного комиссариата Хабаровского края от 02.11.2016 № 2960 следует, что входы в здание военного комиссариата Хабаровского края пандусами, поручнями, кнопками и др. не оборудованы, так как здания указанных объектов в титул капитального ремонта и в план текущего ремонта на 2016 не включены, денежные средства на эти цели не выделялись. Заявки на капитальный и текущий ремонты объектов комиссариата на 2017 поданы в 885 отдел территориальный (эксплуатации и контроля за оказанием услуг) ВВО 10.10.2016г. Вышеуказанная заявка представлена в материалы дела (л.д. 12-13).

Из бюджетных смет на 2016, 2017 следует, что указанные расходы на данные года не включались.

Тот факт, что до настоящего времени здание военного комиссариата Хабаровского края ( ул.Тихоокеанская,26) не оборудован кнопкой вызова помощи, ответчиками не оспаривается.

То есть, минимальные требования по доступности инвалидов в здание военного комиссариата Хабаровского края, не соблюдены.

Судом установлено, что данное здание является памятником архитектуры краевого значения, что подтверждается Постановлением Хабаровской краевой Думы от 31.07.1997 N 182 "Об утверждении Списка памятников архитектуры краевого значения, подлежащих государственной охране", где указано, что памятник с наименованием: Казарма 1-й Уссурийской казачьей сотни (2 здания)1917-1920 постройки, расположенный по адресу: г. Хабаровск, Тихоокеанское шоссе, д. 26, включен в Список памятников архитектуры краевого значения, подлежащих государственной охране.

А также подтверждается ответом управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края от 29.03.2017г.

При этом вышеназванный ответ не содержит сведений о невозможности установки кнопки вызова помощи на входе в спорное здание, а возложение обязанности по оборудованию здания кнопкой вызова помощи не влечет безусловного изменения облика и интерьера здания

Доказательств того, что при выполнении требований будет нарушено законодательство об охране объектов культурного наследия, суду не представлено.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в статье 33 устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Доводы представителей ответчика об отсутствии полномочий представителей ВОИ согласовывать решения, принимаемые собственниками, относительно обеспечения доступа инвалидов в здание, противоречат приведенной норме закона.

Таким образом, в целях обеспечения доступа маломобильных групп населения к объекту инфраструктуры, что является требованием Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995г, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

С учетом объема работ, которые необходимо провести, указанный прокурором срок для исполнения решения – до 01.06.2017г., суд считает обоснованным.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования военного прокурора Хабаровского гарнизона, удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ, по согласованию с Хабаровской краевой общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов», установить на центральном входе здания военного комиссариата Хабаровского края по адресу: гХабаровск, <адрес>, кнопку вызова помощи, в срок до 1 июня 2017г.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 06.04.2017 года.

Судья /подпись/

Решение не вступило в законную силу

Копия верна: судья Е.Ю. Якубанец

Подлинник решения находится в материалах дела №2-403/2017 в Кировском районном суде г.Хабаровска

Секретарь Ю.Ю.Ковалева

2-403/2017 ~ М-198/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вр.и.о. военного прокурора Хабаровского гарнизона
Ответчики
ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России
военный комииссариат Хабаровского края
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Кировский районный суд г. Хабаровска
Судья
Якубанец Елена Юрьевна
Дело на странице суда
kirovsky--hbr.sudrf.ru
07.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2017Передача материалов судье
09.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2017Подготовка дела (собеседование)
27.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2017Судебное заседание
04.04.2017Судебное заседание
06.04.2017Судебное заседание
06.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2017Дело оформлено
30.06.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее