Судья - Титова И.А.
Дело № 7-2150/2017 (21-1335/2017)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 17 ноября 2017 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев жалобу законного представителя администрации Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края Вьюжанина Андрея Николаевича на решение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 6 октября 2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП России по Пермскому краюот 14.07.2017 № **-АП администрация Фокинского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Решением судьи Чайковского городского суда Пермского края от 06.10.2017 по результатам рассмотрения жалобы законного представителя Вьюжанина А.Н., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, законный представитель Вьюжанин А.Н., просит об отмене решения судьи городского суда, полагая состоявшиеся по делу акты незаконными и необоснованными. Указывает, что назначенное наказание является неправомерным, протокол составлен с нарушением части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ. Кроме этого, полагает, что статья 17.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за не исполнение решения не материального характера, требование исполнительного документа о предоставлении жилья носит имущественный характер.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель Вьюжанин А.Н., защитник Юст В.С., потерпевшие Ч1., Ч2., Ч3., будучи извещенным о рассмотрении дела, участия не принимали.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства. Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
На основании статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 1 статьи 6 Закона № 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах».
В силу положений статей 105, 113 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что 21.08.2014 на основании исполнительного листа № 2-481/2013 выданного Чайковским городским судом Пермского края 18.08.2014 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Чайковскому УФССП России по Пермскому краювозбуждено исполнительное производство № **-ИП о возложении на администрацию Фокинского сельского поселения обязанности предоставитьЧ1., Ч2., Ч3. взамен квартиры по ул. **** в с. Фоки Чайковского района Пермского края по договору социального найма другое жилое помещение в виде отдельной квартиры, благоустроенное применительно к условиям Фокинского сельского поселения пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям, состоящее из одной жилой комнаты площадью не менее 25,3 кв.м., общей площадью не менее 37,6 кв.м., расположенное в с. Фоки Чайковского района Пермского края, установлен срок для добровольного исполнения.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в 5-дневный срок, установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, 16.10.2014 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Фокинского сельского поселения исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. 25.08.2015 постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Чайковскому УФССП России по Пермскому краю администрации Фокинского сельского поселения установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 30.08.2015.
Постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП России по Пермскому краю от 21.06.2017 № **-АП администрация Фокинского сельского поселения привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ за неисполнение во вновь установленный в требовании судебного пристава-исполнителя срок до 16.06.2017 требования исполнительного документаот 18.08.2014 № 2-481/2013.
06.07.2017 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Чайковскому УФССП России по Пермскому краю администрации Фокинского сельского поселения вновь вручено требование об исполнении решения суда в срок до 07.07.2017.
Во вновь установленный должностным лицом службы судебных приставов срок требования исполнительного документа должником исполнены не были, что послужило основанием для составления 11.07.2017 в отношении администрации Фокинского сельского поселения протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением от 21.06.2017 № **-АП о привлечении администрации Фокинского сельского поселения к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ; копией исполнительного листа ** № **; постановлением судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 21.08.2014; постановлением о взыскании исполнительского сбора от 16.10.2014; требованием; протоколом об административном правонарушении от 11.07.2017 и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах действия (бездействие) администрации г. Перми правильно квалифицированы по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ. Оснований сомневаться в выводах, изложенных в постановлении старшего судебного пристава и судьи районного суда, не имеется.
Все доводы жалобы об отсутствии вины администрации Фокинского сельского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, были предметом рассмотрения судьи городского суда и обоснованно отвергнуты как несостоятельные, оснований для переоценки выводов судьи, изложенных в решении, не имеется.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих объективное существование уважительных причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для исполнения, в материалах дела не имеется, как не имеется доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения. В этой связи полагать, что отсутствует вина администрации Фокинского сельского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, оснований не имеется.
Предпринятые администрацией Фокинского сельского поселения меры, направленные на выполнение требований исполнительного документа, наличие в ее действиях состава вменяемого административного правонарушения не опровергают, так как судебное решение от 19.03.2013 о возложении обязанности предоставитьЧ1., Ч2., Ч3. по договору социального найма другое жилое помещение в виде отдельной квартиры, благоустроенное применительно к условиям Фокинского сельского поселения пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям, состоящее из одной жилой комнаты площадью не менее 25,3 кв.м., общей площадью не менее 37,6 кв.м., расположенное в с. Фоки Чайковского района Пермского края, до настоящего времени не исполнено.
Довод жалобы о том, что требования исполнительного документа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не относятся к требованиям неимущественного характера, был исследован судьей городского суда, ему дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований не имеет. Каких-либо новых доводов, опровергающих выводы судьи городского суда в данной части, в жалобе не изложено, судьей краевого суда не установлено.
Доводы жалобы о нарушении части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ являлись предметом рассмотрения судьей городского суда, обоснованно отклонены, мотивы по которым судья пришел к выводу о соблюдении административным органом процессуальных требований при рассмотрении дела изложены, оснований не согласиться с данным выводом из материалов дела не усматривается. Как следует из протокола судебного заседания, защитник администрации Фокинского сельского поселения Юст В.С. в своих объяснениях указывала, что извещение о дате составления протокола по делу об административном правонарушении 11.07.2017 было получено 06.07.2017. Таким образом, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя, защитника администрации Фокинского сельского поселения при надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, соответствует положениям части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ.
Таким образом, изложенные в жалобе доводы основаны на субъективном толковании закона, не влекут изменение постановления должностного лица и решения судьи, поскольку направлены на переоценку исследованных доказательств и несогласию с выводами суда, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств.
Решая вопрос о назначении администрации Фокинского сельского поселения административного наказания, заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП России по Пермскому краю, учел в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства - длительное неисполнение решения суда после неоднократного привлечения к административной ответственности и неоднократных требований судебного пристава-исполнителя с назначением нового срока исполнения решения суда.
Между тем данное обстоятельство не может учитываться в качестве отягчающего ответственность, поскольку должностным лицом ошибочно фактически был расширен установленный статьей 4.3 КоАП РФ исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, поэтому постановление начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП России по Пермскому краю от 14.07.2017 № **-АП и решение судьи городского суда от 06.10.2017 подлежат изменению путем исключения из них суждения о наличии такого отягчающего административную ответственность обстоятельства, как длительное неисполнение решения суда после неоднократного привлечения к административной ответственности и неоднократных требований судебного пристава-исполнителя с назначением нового срока исполнения решения суда, а размер назначенного административного штрафа подлежит снижению с 70000 рублей до 50000 рублей.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации Фокинского сельского поселения допущено не было.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП России по Пермскому краюот 14 июля 2017 года № **-АП, решение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 6 октября 2017 года изменить, исключить указание на наличие в действиях администрации Фокинского сельского поселения отягчающего административную ответственность обстоятельства - длительное неисполнение решения суда после неоднократного привлечения к административной ответственности и неоднократных требований судебного пристава-исполнителя с назначением нового срока исполнения решения суда.
Снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа с 70000 рублей до 50000 рублей.
В остальной части постановление и решение оставить без изменения, жалобу законного представителя Вьюжанина А.Н. - без удовлетворения.
Судья - (подпись)