дело № 2-1088/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2015 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Курлаевой И.В.,при секретаре Устиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Никитиной Н. А. о признании незаконным решения Пушкинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в государственной регистрации,
у с т а н о в и л :
Никитина Н.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Пушкинского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее Управление Росреестра) об отказе в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП в отношении площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование заявления указала, что <дата> обратилась в Пушкинский отдел Управления Росреестра по Московской области с заявлением о внесении изменений в ЕГРП относительно площади указанного выше земельного участка. К заявлению были приложены все необходимые документы. Регистратор принял решение о приостановлении государственной регистрации до <дата> со ссылкой на п. 2 ст. 16 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним», требуя предоставить дополнительные документы. <дата> заявитель в порядке досудебного урегулирования спора на личном приеме пояснила регистратору, что изменение площади произошло в результате исправления кадастровой ошибки в отношении местоположения границ ранее учтенного земельного участка, в связи с чем были внесены изменения в сведения ГКН.. По мнению заявителя, регистратор должен был руководствоваться другими нормами закона, а не положениями ст. 16, ст. 18 Федерального закона № 122-ФЗ, применяемых в отношении новой регистрации права. Заявителем был представлен необходимый пакет документ для совершения регистрационных действий по изменению сведений в ЕГРП. <дата> государственный регистратор принял решение об отказе в государственной регистрации. По мнению заявителя, оспариваемое решение нарушает ее права, в связи с чем она обратилась в суд (л.д. 3-6).
В судебном заседании представитель заявителя Никитиной Н.А. по доверенности Филимохин Е.Н. заявление поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель Пушкинского отдела Управления Росреестра по Московской области по доверенности Бокова М.С. в судебном заседании возражала удовлетворению заявления, поддержала оспариваемое решение.
Представитель администрации сельского поселения Царевское по доверенности Бабылин А.С. в судебном заседании возражал удовлетворению заявления, указав, что границы и площадь земельного участка заявителя были ранее установлены постановлением администрации. Изменение границ и площади земельного участка заявителем с администрацией не согласовывалось.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 25 ГПК РФ, Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон № 122-ФЗ).
Согласно части 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
В ходе рассмотрения дела по существу судом установлены следующие обстоятельства.
Заявитель на основании договора купли-продажи (купчей) земельного участка с частью жилого дома от <дата> является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности заявителя на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке. Указанные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 43).
До заключения указанного договора купли-продажи собственником данного земельного участка являлся Голубев М.К., приобретший указанный земельный участок у Юркиной В.М. по договору дарения от <дата> (л.д. 104, 108-109).
<дата> заявитель через своего представителя Филимохина Е.Н. обратилась в Пушкинский отдел Управления Росреестра по Московской области с заявлением о внесении изменений в ЕГГРП, в связи с изменением площади указанного выше земельного участка, и выдаче нового свидетельства в отношении земельного участка площадью 1799 кв.м, расположенного по указанному выше адресу (л.д. 62, 64).
Согласно выданным представителю заявителя распискам в получении документов, в Управление Росреестра для регистрации были представлены следующие документы: заявление о внесении изменений в ЕГРП, доверенность, кадастровый паспорт земельного участка, свидетельство о государственной регистрации права, квитанция и заявление о повторной выдаче свидетельства о государственной регистрации (л.д. 54, 56).
В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона № 122-ФЗ К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В соответствии со ст. 17 Закона № 122-ФЗ 1. Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В силу п. 1 ст. 19 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе..
В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона № 122-ФЗ Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления государственной регистрации прав, должно быть направлено заявителю (заявителям) по указанному в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава - исполнителя адресу. Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав может быть выдано заявителю (заявителям) лично.
<дата> заинтересованным лицом государственная регистрация была приостановлена на срок до <дата> на основании п. 1 ст. 19 Закона № 122-ФЗ (л.д. 53), в связи с тем, что на государственную регистрацию представлен кадастровый паспорт от <дата> на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0060135:22 площадью 1799 кв.м, тогда как по данным ЕГГР указанный земельный участок имеет площадь 1500 кв.м, границы которого были утверждены постановлением Главы администрации Царевского сельского округа от <дата> №. Каких-либо документов, подтверждающих право заявителя на земельный участок площадью 1799 кв.м на государственную регистрацию не представлено.
В силу п. 1 ст. 20 Закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, в том числе, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, а также имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
<дата> Пушкинским отделом Управления Росреестра по Московской области было принято решение об отказе заявителю в государственной регистрации права по п. 1 ст. 20 Закона № 122-ФЗ (л.д. 52).
Довод заявителя о том, что приведенные государственным регистратором в решении о приостановлении и в решении об отказе положения Закона № 122-ФЗ не применимы при осуществлении регистрации изменений в ЕГРП основан на неверном толковании норм права.
При совершении регистрационных действий, в том числе и при внесении изменений в ЕГРП, государственный регистратор обязан руководствоваться положениями Закона № 122-ФЗ, в том числе перечисленными выше, поскольку внесение изменений в ЕГРП является действием по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Перечисленные выше положения Закона № 122-ФЗ предусматривают порядок совершения регистрационных действий не только в отношении первичной регистрации прав, но и ко всем совершаемым регистрационным действиям, в том числе и по внесению изменений в ЕГГРП.
Довод стороны заявителя, что изменения границ и площади земельного участка заявителя произошли в результате исправления кадастровой ошибки, суд находит несостоятельным.
Из представленного кадастрового дела земельного участка заявителя следует, что границы и площадь земельного участка заявителя были утверждены постановлением Главы территориальной администрации Царевского сельского округа от <дата> № (л.д. 80). При этом, границы земельного участка, указанные в постановлении, были утверждены на основании представленного правопредшественником заявителя плана геодезической съемки, выполненной <данные изъяты>.
В последующем земельный участок заявителя площадью 1500 кв.м был поставлен на кадастровый учет (л.д. 119-121). Границы указанного земельного участка заявителя установлены.
Из представленного в материалы дела межевого плана следует, что кадастровым инженером границы земельного участка заявителя были определены по существующему в настоящее время искусственному ограждению - забору.
Однако, ограждение забором земельного участка площадью превышающей площадь земельного участка по сведениям ГКН не свидетельствует о наличии кадастровой ошибки и не свидетельствует о том, что утвержденные органом местного самоуправления границы и площадь данного земельного участка не соответствовали площади и границам этого земельного участка по фактическому пользованию на момент издания постановления.
Кроме того, суд учитывает, что при исправлении кадастровой ошибки границы и площадь измененного земельного участка не были согласованы с органом местного самоуправления.
Довод стороны заявителя о том, что согласование границ с органом местного самоуправления не требовалось, суд находит несостоятельным.
В силу ст. 39 Закона № 221-ФЗ 1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.
В нарушение положений ч. 4 ст. 38 Закона № 221-ФЗ границы земельного участка не были согласованы с органом местного самоуправления, являющегося смежным землепользователем.
Исходя из положений ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.
Земельный участок заявителя в точках 6-7, 10-н12 граничит с муниципальными землями (л.д. 90-91), согласование границ в указанных точках с органом местного самоуправления не проводилось, что подтверждается актом согласования местоположения границ земельного участка (л.д. 29 оборот) и не оспаривалось представителем заявителя.
Кроме того, суд учитывает, что границы земельного участка заявителя были установлены, сведения о них были внесены в ГКН (л.д. 119-121).
Также суд учитывает, что администрации сельского поселения Царевское в лице своего представителя возражала удовлетворению требований заявителя.
Представленный заявителем ответ администрации (л.д. 49) на судебное извещение о вызове представителя администрации в судебное заседание <дата> о том, что администрация претензий по границам земельного участка Никитиной Н.А. не имеет, правового значения не имеет, поскольку администрацией был направлен представитель, который присутствовал в судебном заседании и изложил позицию администрации относительно заявленных требований Никитиной Н.А. Как отмечалось судом выше представитель администрации возражал удовлетворению ее требований, ссылаясь на постановлении администрации, которым границы земельного участка заявителя были утверждены, а в последующем учтены в ГКН.
Довод заявителя о том, что Управление Росреестра при совершении регистрационных действий по внесению изменений в ЕГРП относительно площади земельного участка заявителя должно было руководствоваться письмом Минэкономразвития от <дата> № 14-4696-ГЕ, суд находит несостоятельным.
Указанным письмом разъясняется порядок внесения изменений в ЕГРП, в связи с уточнением границ земельного участка, т.е. в отношении земельных участков, границы которых по сведениям ГКН не установлены и подлежат уточнению.
Как указывалось судом выше, границы земельного участка заявителя установлены.
Кроме того, заявителем не уточнялись границы принадлежащего ей земельного участка, а исправлялась кадастровая ошибка в сведениях ГКН.
То обстоятельство, что в сведения кадастрового учета внесены исправления относительно границ и площади земельного участка заявителя, не свидетельствует о наличии безусловных оснований для внесения изменений в ЕГРП относительно этого земельного участка, поскольку регистрирующий орган в силу закона обязан проверять соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства.
Заявителем, обратившимся в регистрирующий орган с целью государственной регистрации изменений в ЕГРП в отношении указанного выше земельного участка, не представлено доказательств, подтверждающих право заявителя на земельный участок площадью 1799 кв.м, в связи с чем законные основания для государственной регистрации, отсутствуют.
С учетом изложенного, решения Пушкинского отдела Управления Росреестра по Московской области от <дата> о приостановлении государственной регистрации и от <дата> об отказе в государственной регистрации приняты государственным регистратором в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, приведенных судом выше и в пределах предоставленных должностному лицу полномочий.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав заявителя со стороны Пушкинского отдела Управления Росреестра по Московской области, в связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения обязанности на должностное лицо Пушкинского отдела Управления Росреестра по устранению нарушений прав заявителя.
Поскольку на день рассмотрения гражданского дела и принятия по нему решения оснований утверждать о наличии нарушения прав и свобод заявителя и необходимости в связи с этим возложения на должностное лицо обязанности по устранению таких нарушений у суда не имеется, суд в соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ отказывает в удовлетворении заявления.
Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст.67 ГПК РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Никитиной Н. А. о признании незаконным решения Пушкинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в государственной регистрации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - <дата>.
Судья: