РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2015 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лобановой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Яковлевой Я.Ю.,
при секретаре судебного заседания Нахапетян И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6758/15 по иску СТВ к ГУМВД России по Самарской области, ФГКУ УВО ГУ МВД РФ по Самарской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе в органах внутренних дел,
УСТАНОВИЛ:
СТВ обратилась в суд с исковым заявлением об отмене приказа об увольнении, восстановлении на службе, ссылаясь на то, что проходила службу в органах внутренних дел Самарской области непрерывно *** лет *** месяцев *** дней с дата по дата. Приказом начальника ГУ МВД России по Самарской области от дата №... №... *** СТВ, *** зачислена в распоряжение начальника ГУ МВД России по Самарской области, с выполнением отдельных поручений начальника ФГКУ «Управление вневедомственной охраны ГУ МВД России по Самарской области», с дата. Приказом начальника ГУ МВД России по Самарской области от дата №... *** СТВ, находившаяся в распоряжении ГУ МВД России по Самарской области, *** уволена со службы в органах внутренних дел по п. *** ч. *** ст. *** Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЭ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником). Полагает, что ее увольнение со службы в органах внутренних дел является незаконным по следующим основаниям. После уведомления о предстоящем увольнении со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником, СТВ было на выбор предложено несколько вакантных должностей. Из предложенных вакантных должностей СТВ согласилась с должностью *** о чем в списке предложенных должностей собственноручно написала «согласна» и поставила свою подпись. дата СТВ обратилась с письменным рапортом на имя начальника ГУ МВД России по Самарской области ССА, что с предложенной ей вакантной должностью согласна, начала подписывать лист согласования у руководителей соответствующих подразделений. Тем не менее, в нарушение ч. 7 ст. 82 Федерального закона от 30.11.11 N 342- ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на указанную вакантную должность, образовавшуюся в период до увольнения и расторжения контракта, СТВ переведена не была, не смотря на ее письменное согласие с предложенной должностью. При увольнении СТВ работодателем не было учтено ее преимущественное право на оставление на должности, поскольку работодатель поверхностно и формально подошел к выбору кандидатов, подлежащих сокращению. При решении вопроса о преимущественном праве при сокращении, работодатель не сравнивал результаты профессиональной деятельности, квалификацию сотрудников, а также иные критерии, предусмотренные п. 7 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЭ, всех сотрудников, занимавших аналогичную должность. Так, стаж службы в органах внутренних дел у СТВ составляет фактически *** лет; она имеет высшее юридическое образование; награждалась медалью «За отличие в службе *** степени»; имеет *** поощрений за время прохождения службы, в том числе благодарность от начальника ГУ МВД России по Самарской области; на момент увольнения действующих дисциплинарных взысканий не имела; у СТВ имеются несовершеннолетний сын дата г.р., престарелая мать дата г.р., не работающая, инвалид ***. Обо всех этих обстоятельствах, свидетельствующих о наличии преимущественного права для оставления на должности, СТВ в письменном виде сообщала начальнику УВО по г. Самаре полковнику полиции БВФ., председателю первичной профсоюзной организации УВО по г. Самаре ОГК Однако надлежащая оценка этим обстоятельствам не была дана, ответы на обращения СТВ являются формальными и поверхностными. Более того, из служебной характеристики на СТВ от дата, подписанной начальником УВО У МВД России по г. Самаре полковником полиции БВФ, следует, что СТВ является исключительно положительным, грамотным и исполнительным сотрудником, замечаний по службе не имеет, свои функциональные обязанности выполняет в полном объеме. Принимая во внимание, что законодательством, регламентирующим порядок прохождения службы в органах внутренних дел, не урегулирована процедура увольнения сотрудников, являющихся членами профсоюзных организаций, в рассматриваемом споре по аналогии подлежат применению положения Трудового кодекса Российской Федерации. СТВ с дата является членом профсоюза, что подтверждается ее профсоюзным билетом. В нарушение требований ст. 373 ТК РФ при принятии решения о возможном увольнении СТВ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником, работодатель не направил в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Соответственно работодатель уволил СТВ без учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Просит суд признать незаконным приказ начальника ГУ МВД России по Самарской области от дата №..., которым старшина полиции СТВ, находившаяся в распоряжении ГУ МВД России по Самарской области, ***» была уволена со службы в органах внутренних дел по п. *** ч. *** ст. *** Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» ( в связи с сокращением должности в ОВД, замещаемой сотрудником). Восстановить СТВ на службе в ОВД с зачислением в распоряжение начальника ГУ МВД России по Самарской области.
В судебном заседании истец СТВ и ее представитель ППБ исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ГУ МВД России по Самарской области и Министерства внутренних дел Российской Федерации – ХАН действующая по доверенностям от дата, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление ( л.д. 57-59).
Представитель ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области КВВ, действующий по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление и дополнениях к ним ( л.д. 76-84).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, помощника прокурора, полагавшего, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением регулируются Федеральным законом от 30.11. 2011 N 342- ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 11 ч. 2, ч. 7 ст. 82 Федерального закона от ЗОЛ 1.2011 N 2-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником; расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 11 настоящей статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
В соответствии с п. 18 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-Ф3 службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа и подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьей 82 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела видно, что истец принята на службу в органы внутренних дел, с дата г. и занимала должность ***
Приказом начальника ГУ МВД России по Самарской области от дата №... *** СТВ ***» зачислена в распоряжение начальника ГУ МВД России по Самарской области, с выполнением отдельных поручений начальника ФГКУ «Управление вневедомственной охраны ГУ МВД России по Самарской области» на основании приказа ГУ МВД России по Самарской области «Об организационно-штатных вопросах» от дата №....
Должность *** введена в соответствии с приказом ГУ МВД России по Самарской области от дата №... «Об организационно - штатных вопросах» (имеется в материалах дела).
В соответствии с приказом ГУ МВД России по Самарской области от дата №... «Об организационно - штатных вопросах» взвод полиции №... роты полиции №... батальона полиции №... УВО по г. Самаре - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области в новом штатном расписании ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области предусмотрен не был.
Согласно части 2 статьи 10 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342 - ФЗ сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 данного Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел.
Пунктом 1 ч. 10 ст. 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлено, что зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в случае упразднения (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращения замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел.
В соответствии с ч. 9 ст. 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные настоящим Федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией).
В соответствии с указом Президента РФ от дата №... «О внесении изменений в указ Президента РФ от дата №...» изменена предельная штатная численность органов внутренних дел РФ.
Согласно приказу МВД России от дата №... «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» утверждены лимиты штатной численность ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области.
В соответствии с приказом ГУ МВД России по Самарской области от дата №... «Об организационно - штатных вопросах» утверждено новое штатное расписание ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области, которое ввелось в действие с дата, должность занимаемая истцом была сокращена, как и все остальные должности в подразделениях вневедомственной охраны по Самарской области.
Истец была ознакомлена под роспись с некомплектом ГУ МВД России по Самарской области от дата, дата, дата, дата, дата, дата, дата, дата, дата,.
дата истец была ознакомлена со списком вакантных должностей из некомплекта ГУ МВД России по Самарской области от дата, из которых она выразила согласие на следующие вакантные должности: *** и ***
дата СТВ обратилась с письменным рапортом на имя начальника ГУ МВД России по Самарской области ССА, что с предложенной ей вакантной должностью согласна, начала подписывать лист согласования у руководителей соответствующих подразделений.
Однако, приказом №... от дата на должность *** с дата назначена ПТВ, основание: рапорт от дата.
Иных рапортов СТВ не подавала.
Приказом начальника ГУ МВД России по Самарской области от дата №... истец была уволена со службы в органах внутренних дел по п. *** ч. *** ст. *** Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
В исковом заявлении СТН указывает, что при ее увольнении работодателем не было учтено ее преимущественное право на оставление на должности, поскольку работодателем поверхностно и формально подошел к выбору кандидатов, подлежащих сокращению. При решении вопроса о преимущественном праве при сокращении работодатель не сравнивал результаты профессиональной деятельности, квалификацию всех сотрудников, занимающих аналогичную должность, а также не учел иные критерии, предусмотренные п. 7. статьи 36 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342 - ФЗ. При этом стаж службы СТВ составляет более *** лет, она имеет высшее юридическое образование, неоднократно награждалась ведомственными наградами, на момент увольнения действующих дисциплинарных взысканий не имела, у СТВ имеются несовершеннолетний сын дата г.р., престарелая мать дата г.р.
Суд не может принять указанные доводы истца.
Преимущественное право на замещение должности в органах внутренних дел при прочих равных условиях в соответствии с ч. 7 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3, предоставляется сотруднику органов внутренних дел, имеющему более высокие результаты профессиональной деятельности, квалификацию, уровень образования, большую продолжительность стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел или стажа (опыта) работы по специальности, либо сотруднику, допущенному к государственной *** на постоянной основе.
Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников согласно ст. 179, 261 ТК РФ, предоставленного работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией, а при равной производительности труда и квалификации предпочтение к оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком, работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечеств; работникам повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы, другие категории сотрудников, предусмотренные коллективным договором; беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери с ребенком до 14 лет или ребенком - инвалидом до 18 лет, работники, которые воспитывают ребенка до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет без матери.
При сокращении должностей в роте полиции №... батальона полиции №... УВО по г. Самаре - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области работодателем были оценены результаты оперативно - служебной деятельности всех сокращенных сотрудников, что соответствует требованиям п. 7 статьи 36 ФЗ от 30.10.2011 г. № 342 - ФЗ. Результаты показателей СТВ при раскрытии преступлений и выявлении административных правонарушений за дата год ниже по сравнению с другими полицейскими, претендовавших на замещение сокращаемых должностей, что подтверждается сравнительным анализом показателей служебной деятельности *** роты полиции №... батальона полиции №... УВО по г. Самаре - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области.
Из отзыва представителя ответчика следует, что работодателем принято в учет заключения психологических исследований, проведенных уполномоченными должностными лицами, в соответствии с которыми СТВ отнесена к группе риска и не рекомендуется к назначению на вышестоящие должности в органах внутренних дел. Данный факт подтверждается соответствующими заключениями, имеющимися в материалах личного дела СТВ Кроме того, в соответствии со служебной характеристикой СТВ данной ее непосредственным руководителем командиром батальона полиции №... УВО по г. Самаре - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области *** ССА дата указывается, что СТВ зарекомендовала как конфликтный сотрудник, выражала несогласие с Методами работы и стремилась внести изменения в организационную работу по своему усмотрению. Способна предоставлять искаженную информацию руководству и коллегам. С гражданами и товарищами по работе бывает груба, не считается с мнением людей, при этом навязывает свое мнение окружающим, заносчива. По характеру вспыльчива, не всегда способна контролировать свои эмоции. За период службы имеет два дисциплинарных взыскания. Также в указанной характеристики указывается что СТВ отказывается категорически посещать занятия по служебной и физической подготовки, провоцируя при этом личный состав на конфликт с руководящим составом. Подтверждает факт недобросовестного отношения СТВ к исполнению своих служебных обязанностям и заключение по итогам проведения служебной проверки, утвержденной и.о. начальника ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области *** ГДВ, в резолютивной части которой делается вывод о необходимости рассмотреть поведение на службе СТВ на заседание комиссии ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области по служебной дисциплине и профессиональной этики. На данный факт также указывает объяснения *** ПМВ, *** ССА, *** ХПС
Данные доводы суд считает обоснованными, подтвержденными материалами дела, иных доказательств в опровержение суду представлено не было.
В представлении к увольнению из органов внутренних дел РФ от дата указано, что СТВ за время службы в ОВД РФ зарекомендовала себя как конфликтный сотрудник, неоднократно привлекалась к дисциплинарной ответственности, стремилась внести изменения в службу по своему усмотрению, отказывается категорически посещать занятия по служебной и физической подготовки, провоцируя при этом личный состав на конфликт с руководящим составом.
Работодателем с учетом результатов профессиональной деятельности СТВ, результатов психофизических исследований, проведенные уполномоченными специалистами, отношением СТВ к исполнении своих служебных обязанностей, личным и деловым качествам, принято решение о замещении должности в подразделении вневедомственной охраны иными сотрудниками, имеющими более высокие показатели профессиональной служебной деятельности, обладающими личными и деловыми качествами, способные решать, поставленные перед органами внутренних дел задачи. При этом СТВ предлагались иные вакантные должности в органах внутренних дел по Самарской области.
Анализ результатов служебной деятельности является обязанностью руководителей строевых подразделений вневедомственной охраны по Самарской области. Данный анализ проводится не единично при принятии решения о сокращении должности, а проводится на постоянной основе после каждой смены сотрудников, что подтверждается книгами службы нарядов роты полиции №... батальона полиции №... УВО по г. Самара – ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области.
Кроме того, довод о том, что суд не учел, что истец имел преимущественное право на оставление на службе, также является необоснованным, поскольку ч. 1 ст. 179 ТК РФ относится к числу норм, регламентирующих порядок увольнения в связи с сокращением штата работников и определяет основанное на объективных критериях правило отбора работников для оставления на работе. Реализация данного права производится путем сравнения и оценки деловых качеств работников, в целях выявлении лиц обладающих профессиональными качествами более высокого уровня и из интереса работодателя, направленного на продолжение трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими трудовые обязанности работниками.
Таким образом, возможность реализации преимущественного права на оставление на работе зависит от конкретного состава лиц подлежащих сокращению и занимающих аналогичные по квалификационным требованиям должности, а в ходе рассмотрения данного спора судом было установлено, что с принятием актов в системе МВД РФ были произведены организационно-штатные мероприятия, были полностью упразднены должности сотрудников органов внутренних дел, а также занимаемая истцом должность была сокращена.
Не обоснован довод истца о том, что увольнение СТВ было произведено без мнения первичной профсоюзной организации.
В соответствии с письмом и.о. начальника УВО по г. Самаре - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области *** ГАИ от дата №... первичная профсоюзная организация УВО по г.Самаре - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области была уведомлена о том, что согласно приказа МВД России от дата №..., приказа ГУ МВД России по Самарской области от дата №... в ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области с дата вводится новое штатное расписание и планируется расторжение трудовых договоров и контрактов с сотрудниками и работниками УВО по г.Самаре - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области.
Профсоюзная организация высказала свое мнение по поводу возможного увольнения члена профсоюзной организации СТВ дата, что подтверждается протоколом заседания профсоюзной организации от дата №..., при этом профсоюзная организация признала действия работодателя по проведения процедуры сокращения правомерными.
Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердила ОГК
Довод СТВ о том, что она в период с дата г. по дата года исполняла обязанность заместителя командира взвода №... суд также считает необоснованным и опровергается имеющимися в деле доказательствами.
В соответствии со справкой отделений кадров УВО по г.Самаре - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области должность *** в период с дата г. по дата год была вакантна. При этом исполнение обязанностей по данной должности на какого -. либо не возлагалось. Правом возложения исполнениям обязанностей в подразделениях вневедомственной охраны по Самарской области обладает лишь начальник ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области либо вышестоящий по отношению к нему руководитель.
На СТВ исполнение иной должности в период с дата г. по дата не возлагалась. СТВ до дата замещала должность ***, несла службу на маршруте патрулирования. Данный факт подтверждается книгами службы нарядов роты полиции №... батальона полиции №... УВО по г.Самаре - ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области, в которых указывается о заступлении СТВ в качестве старшей группы задержания, о чем имеются соответствующие подписи СТВ, а также книгой №... т. 1 расхода номерных бланков постановлений по делам об административных правонарушениях о назначении административного наказания, в соответствии с которой, СТВ получала бланки протоколов об административных правонарушений.
Данные факты подтвердили в судебном заседании свидетели: ТВА, который пояснил, что рапорта СТВ он не видел, но ей пояснил, что она плохо справляется со своими должностными обязанностями, вряд ли они сработаются, ЛАВ, который пояснил, что СТВ приходила к нему, на словах пояснила, что хочет перевестись на должность ***, на что он ответил, что данное решение принимает только начальник, и нужно с ним решать этот вопрос, рапорта ее не видел; ГАА, который пояснил, что на сколько к нему приходила истец, которой он напечатали рапорт о согласовании на должность. На одну вакантную должность претендуют 2-3 человека. Кто первый пройдет согласование, тот и назначается на должность. На должность, на которую писала рапорт С претендовали 3 девушки и одни парень, он всех предупреждает, что должность они не могут гарантировать. На момент прихода С должность была вакантна. ГАИ, ОАС, которые пояснили, что С не назначалась и не исполняла обязанности заместителя командира взвода №....
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что нарушений прав истца судом не установлено, процедура ее сокращения была произведена в соответствии с действующим законодательство, нарушений её прав со стороны ответчиков судом также не установлены, в связи с чем в удовлетворении исковых требований СТВ следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования СТВ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 28.12.2015 г.
Судья Ю.В.Лобанова