Дело № 10RS0011-01-2020-008746-58 (2а-5627/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2020 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Цеханович М.К., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску к Васильеву В. Е., действующему в интересах несовершеннолетнего Васильева В. В., о взыскании обязательных платежей,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску обратилась в суд с административным исковым заявлением к Васильеву В. Е., действующему в интересах несовершеннолетнего Васильева В. В., о взыскании обязательных платежей. Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик, действующий в интересах несовершеннолетнего Васильева В.В., не уплатил в установленный законом срок налоговые платежи, в связи с чем административный истец просил взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 1106 рублей, за 2016 год в сумме 1282 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016 годы за периоды с 31.10.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 по 01.01.2016, с 02.12.2016 по 07.02.2017, с 02.12.2017 по 17.12.2017, с 18.12.2017 по 08.02.2018, с 09.02.2018 по 11.02.2018, с 12.02.2018 по 25.03.2018, с 26.03.2018 по 20.06.2018 в сумме 106, 44 рублей.
Определением от 07.10.2020 судом принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ путем исследования письменных доказательств без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно с. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям ч.1 ст.З НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст.19 РЛС РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 400 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом
налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 401 Налогового кодекса РФ объектом
налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пункт 1 статьи 402 КОК РФ устанавливает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Положениями п. 1 ст. 408 НК РФ предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая
налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
На основании статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность гражданина возникает в момент рождения. В частности, с момента рождения гражданину предоставляется возможность иметь имущество на праве собственности (статья 18 ГК РФ).
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Одновременно сообщается, что на основании пункта 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Так, за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени их родители, усыновители или опекуны, за исключением тех сделок, которые указаны в пункте 2 статьи 28 ГК РФ.
Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов в отношении этого имущества.
По сведениям регистрирующих органов, представленных в ИФНС России по г. Петрозаводску Васильев В.В. в 2014, 2015, 2016 годах являлся собственником объекта недвижимости: <адрес> (налоговая база в 2014 г. — 482162, 40 руб., в 2015 г. - 553040 руб., в 2016 г. - 640793 руб., 2/3 доля в праве собственности, налоговая ставка 0,30%, 12 мес. владения в 2014, 2015, 2016 годах).
В адрес Васильева В.В. налоговым органом было направлено налоговое уведомление от 01.05.2015 №683566 об уплате налога за 2014 год на сумму 964 рубля, от 05.08.2016 № 112515505 об уплате налога за 2015 год на сумму 1106 рублей, от 09.09.2017 № 50073150 об уплате налога на сумму 1282 рубля.
В установленный законом срок административный ответчик налоги не уплатил.
Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен
з
уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и изыскание недоимки.
В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Судом установлено, что по состоянию на 30.10.2015 за ответчиком числилась задолженность по уплате налогов за 2014 год, в связи с чем Инспекцией в адрес административного ответчика было направлено требование №47456 об уплате в срок до 29.01.2016 налога на имущество физических лиц за 2014 год, а также начисленных сумм пеней.
По состоянию на 08.02.2017 за ответчиком числилась задолженность по уплате налогов за 2015 год, в связи с чем Инспекцией в адрес Васильева В.В. было направлено требование №7807 об уплате в срок до 21.03.2017 налога на имущество физических лиц за 2015 год, а также начисленных сумм пеней.
По состоянию на 09.02.2018 за ответчиком числилась задолженность по уплате налогов за 2016 год, в связи с чем Инспекцией в адрес Васильева В.В. было направлено требование №11799 об уплате в срок до 04.04.2018 налога на имущество физических лиц за 2016 год, а также начисленных сумм пеней.
Указанные требования административным ответчиком не исполнены.
Расчет подлежащих взысканию сумм произведен в соответствии с требованиями закона и является правильным.
Административным ответчиком представлены возражения по существу заявленных требований, согласно которым последний полагает об отсутствии у него обязанности уплаты налоговых платежей и пени в связи с предоставленной несовершеннолетнему Васильеву В.В. налоговой льготы на указанный объект недвижимости.
В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке,
электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
По общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа.
28.01.2020 мировым судьей судебного участка № 14 г. Петрозаводска РК по заявлению должника отменен судебный приказ №СП2а-1809/2019-14 от 23.09.2019 о взыскании с Васильева В.В. недоимки по налогам и пени.
Налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 28.07.2020, то есть в установленный законом срок.
Кроме того, несмотря на то, что судом усматривается нарушение срока обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа (преждевременное обращение), суд полагает о соблюдении административным истцом досудебного порядка обращения с заявленными требованиями, поскольку судебный приказ был вынесен мировым судьей, срок для обращения в суд на день подачи административного искового заявления наступил, срок для обращения с требованиями в исковом порядке после отмены мировым судьей судебного приказа соблюден.
С учетом изложенного имеются фактические и правовые основания для удовлетворения требований о взыскании недоимки и пени в заявленном размере, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Поскольку согласно ст. 407 НК РФ предоставление льготы носит заявительный характер, при этом заявление о предоставлении налоговой льготы Васильеву В.В. поступило в ИФНС по г. Петрозаводску 23.01.2020, при таких обстоятельствах право на предоставление налоговой льготы по спорному налоговому периоду (2014, 2015, 2016 годы) на дату начисления недоимки у Васильева В.В. отсутствовало.
Применительно к положениям ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск удовлетворить.
Взыскать с Васильева В. Е., действующего в интересах несовершеннолетнего Васильева В. В., проживающего по адресу: <адрес>, в доход бюджета обязательные платежи в сумме 2494,44 рубля, в том числе: пени по
б
налогу на имущество за 2014 год за период с 31.10.2015 по 01.01.2016 в сумме 16,78 руб., задолженность по налогу на имущество за 2015 год в сумме 1106 рублей и пени за период с 02.12.2016 по 07.02.2017 в сумме 25,07 рублей, задолженность по налогу на имущество за 2016 год в сумме 1282 рубля и пени за период с 02.12.2017 по 20.06.2018 в сумме 64,59 руб.
Взыскать с Васильева В. Е., действующего в интересах несовершеннолетнего Васильева В. В., в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
- в апелляционном порядке - в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения;
- в кассационном порядке - в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
По ходатайству заинтересованного лица решения может быть отменено, если после его принятия поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда.
|