Дело № 2-2576/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2011 года г.Саранск
Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего - Ериной Н.П.
при секретаре судебного заседания - Дирменжий О.В.,
с участием истицы - Сафоновой Г.Н.,
представителя ответчика - ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия Шерстобитовой Ж.В., действующей на основании доверенности № 192 от 16 февраля 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновой Галины Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, понуждении включить в специальный стаж период работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
установил:
Сафонова Г.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, понуждении включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указала, что 08 июня 2011 года она обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ответчика № 30912/204-736 от 27 июля 2011 года ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 30 лет, а по мнению ответчика, ее стаж на дату обращения составил 28 лет 1 месяц 24 дня. В специальный стаж не зачислены периоды работы: в льготном исчислении, как работа в сельской местности (1:1,3) - с 21 октября 1991 года по 03 января 1993 года, с 14 января 1993 года по 12 августа 1993 года (2 года 2 месяца 22 дня) в должности медицинской сестры манипуляционной в Луховской врачебной амбулатории, поскольку учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, а также указанное учреждение не поименовано Списком от 6 сентября 1991 года № 464.
С данным решением ответчика она не согласна, так как на протяжении всего оспариваемого периода работы она занималась постоянно в течение полного рабочего дня лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения «амбулатория» в должности медицинской сестры манипуляционной.
В связи с чем просила суд признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия № 30912/204-376 от 27 июня 2011 года в части невключения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода работы с 21 октября 1991 года по 03 марта 1993 года в должности медицинской сестры манипуляционной в Луховской врачебной амбулатории, обязать ответчика период работы с 21 октября 1991 года по 03 марта 1993 года в должности медицинской сестры манипуляционной в Луховской врачебной амбулатории включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении 1 год работы за один год и 3 месяца и назначить ей пенсию с момента возникновения права с 08 июня 2011 года.
В судебном заседании истица Сафонова Г.Н. исковые требования уточнила, просила суд признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия № 30912/204-376 от 27 июня 2011 года в части невключения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов работы с 21 октября 1991 года по 03 января 1993 года, с 14 января 1993 года по 12 августа 1993 года в должности медицинской сестры манипуляционной в Луховской врачебной амбулатории, обязать ответчика периоды работы с 21 октября 1991 года по 03 января 1993 года, с 14 января 1993 года по 12 августа 1993 года в должности медицинской сестры манипуляционной в Луховской врачебной амбулатории включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении 1 год работы за один год и 3 месяца и назначить ей пенсию с 08 июня 2011 года.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия Шерстобитова Ж.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила оставить их без удовлетворения по основаниям, изложенным в решении начальника Управления.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 08 июня 2011 года Сафонова Г.Н. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья.
27 июня 2011 года начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия принято решение № 30912/204-736 об отказе истице в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В специальный стаж истицы в льготном исчислении (1:1.3) не засчитаны периоды работы:
- с 21 октября 1991 года по 03 января 1993 года, с 14 января 1993 года по 12 августа 1993 года (2 года 2 месяца 22 дня) в должности медсестры манипуляционной в Луховской врачебной амбулатории, поскольку учреждение «врачебная амбулатория» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Также указанное учреждение не поименовано Списком от 6 сентября № 464.
Указанное решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Саранске Республики Мордовия суд считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
По решению ответчика, специальный стаж истицы на дату обращения составил 28 лет 1 месяц 24 дня.
Согласно трудовой книжке истица Сафонова Г.Н. с 21 октября 1991 года по 13 августа 1993 года работала манипуляционной сестрой в Луховской врачебной амбулатории. 13 августа 1993 года Луховская врачебная амбулатория была реорганизована в Поликлинику № 12 г.Саранска.
Изложенное также подтверждается копией пенсионного дела истицы.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Следовательно, досрочная пения по старости за выслугу лет назначается только в зависимости от вида деятельности - лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и стажа по этой специальности.
В соответствии со статьями 12 – 14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пункта 3 названных Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Работа истицы в оспариваемый период в сельской местности ответчиком не оспаривается.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусмотрено наименование учреждения «амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (амбулатории, здравпункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты)» и наименование должности «врачи, фельдшеры, акушерки, медицинские сестры – все независимо от наименования должности».
Указанное Постановление утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшим до 29 октября 2002 года, установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Конституционные принципы являются гарантией равенства пенсионных прав медицинских работников независимо от того, к какому ведомству они относятся. Пенсия медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждений или организаций, с которыми они состоят в трудовых отношениях, не от ведомственной принадлежности этих учреждений.
Луховская врачебная амбулатория была открыта в п.Луховка с 01 августа 1982 года приказом заведующего горздравотделом ФИО6 от 30 июля 1982 года № 329. Согласно данному приказу амбулатория была открыта на 10,5 врачебных мест, ей были переданы штаты отделения поликлиники № 2 при ремзаводе, здравпункт поликлиники № 2 при авторемзаводе, врачебные терапевтические участки детской поликлиники № 1 при ремзаводе и п.Луховка.
Постановлением Главы Администрации г.Саранска от 03 августа 1993 года № 1066 на базе Луховской врачебной амбулатории была создана поликлиника № 12 г.Саранска.
Как следует из справки Управления здравоохранения Департамента по социальной политике Администрации г. Саранска от 23 мая 2005 года, Луховская врачебная амбулатория в период с 1982 года по 1993 год оказывала лечебно-профилактическую медицинскую помощь сельскому населению. Функции Луховской врачебной амбулатории после реорганизации в МУЗ «Городская поликлиника № 12» не изменились.
Лечебная деятельность и деятельность по охране здоровья населения Сафоновой Г.Н. в должности манипуляционной сестры Луховской врачебной амбулатории в спорный период подтверждена записями в трудовой книжке, приказами, справками, уточняющими характер работы, должностными обязанностями.
Так, согласно справке МУЗ «Городская поликлиника № 12» Сафонова Г.Н. действительно работала в Луховской врачебной амбулатории в должности медсестры манипуляционной с 21 октября 1991 года по 14 марта 2000 года полный рабочий день на 1,0 ставку.
В должностные обязанности истицы входило: выполнение инъекций, (внутривенных, внутримышечных, подкожных и пр.) согласно назначению лечащих врачей поликлиники, осуществление всех назначений врача, произведение взятия крови для проведения биохимических, серологических и других видов исследования и др.
Анализируя вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу, что истица в спорный период работы осуществляла лечебную деятельность и деятельность по охране здоровья населения в сельской местности, в связи с чем указанный период подлежит включению в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца.
В силу части первой статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку специальный стаж истицы с учетом включенных периодов составляет на дату обращения истицы в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии свыше 30 лет, предусмотренных подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (28 лет 1 месяц 24 дня + 2 года 2 месяца 22 дня = 30 лет 4 месяца 16 дней), суд считает необходимым обязать ответчика назначить Сафоновой Г.Н. пенсию с 08 июня 2011 года.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление Сафоновой Г.Н. оплачено государственной пошлиной в размере 200 рублей. При этом уплаченная истицей государственная пошлина в указанном размере соответствует подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации
В этой связи с ответчика в пользу Сафоновой Г.Н. суд взыскивает уплаченную при подаче искового заявления госпошлину в размере 200 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск Сафоновой Галины Николаевны удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение начальника Управления Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 30912/204-376 от 27 июня 2011 года об отказе Сафоновой Галине Николаевне в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить Сафоновой Галине Николаевне в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы с 21 октября 1991 года по 03 января 1993 года, с 14 января 1993 года по 12 августа 1993 года в должности медицинской сестры манипуляционной в Луховской врачебной амбулатории в льготном исчислении 1 год работы за один год и 3 месяца.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Сафоновой Галине Николаевне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ с 08 июня 2011 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Сафоновой Галины Николаевны судебные расходы в размере 200 (двести) рублей.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.П. Ерина