Судья Тарханов А.Г. Дело № 33а-32188/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Соколовой Н.М., Варламовой Е.А.,
при секретаре Нечиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 1 ноября 2017 года апелляционную жалобу администрации Можайского муниципального района Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 28 июля 2017 года по делу по административному иску Чибиревой <данные изъяты> к администрации Можайского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, возложении обязанности рассмотреть вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения явившихся лиц,
установила:
Чибирева <данные изъяты>. обратилась в суд с административным иском к администрации Можайского муниципального района Московской области, уточнив требования, просила признать незаконным отказ администрации Можайского муниципального района Московской области, оформленный письмом от 20 февраля 2017 года № М<данные изъяты>, в изменении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Чибиревой <данные изъяты> на праве собственности, с кадастровым номером 50:18:0040521:344, площадью 600 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <данные изъяты> с вида разрешенного использования «для размещения здания клуба» на вид разрешенного использования «магазины»; обязать администрацию Можайского муниципального района Московской области рассмотреть вопрос об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с вида разрешенного использования «для размещения здания клуба» на вид разрешенного использования «магазины» и принять решение по итогам проведения публичных слушаний в порядке процедуры, установленной действующим законодательством.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она обратилась в администрацию Можайского муниципального района Московской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с вида разрешенного использования «для размещения здания клуба», на вид разрешенного использования «магазины».
20 февраля 2017 года Чибиревой <данные изъяты> было получено письмо за подписью заместителя руководителя администрации Можайского муниципального района Московской области № М<данные изъяты>, которым ей отказано в удовлетворении заявления, поскольку согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка «магазины» противоречит проекту генерального плана сельского поселения Дровнинское Можайского муниципального района, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в зоне планируемой транспортной развязки с возможностью строительства путепровода через магистральные пути Смоленского направления Московской железной дороги.
Административный истец считает, что оспариваемым отказом нарушено ее право, как собственника земельного участка, установленное статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации, на выбор вида разрешенного использования. Кроме того, проект генерального плана, на который сослался административный ответчик в своем отказе, не является документом территориального планирования, поскольку никем не утвержден и не прошел необходимых согласований, не был опубликован в установленном порядке как нормативный документ. Об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в связи с планируемым строительством путепровода административному истцу в установленном законом порядке не сообщалось.
В судебном заседании представитель административного истца Шиян <данные изъяты>. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Емин <данные изъяты>. административный иск не признал по основаниям, изложенным в письменных объяснениях (л.д. 85-87).
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 28 июля 2017 года административное исковое заявление Чибиревой <данные изъяты> удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация Можайского муниципального района Московской области просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Чибирева <данные изъяты>., представитель Министерства имущественных отношений Московской области не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке.
В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя администрации Можайского муниципального района Московской области – Демина <данные изъяты>., представителя Чибиревой <данные изъяты>. – Шияна <данные изъяты>., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки … решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Из материалов дела усматривается, что административный истец Чибирева <данные изъяты>. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения здания клуба, общей площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> (л.д. 28, 29-32).
Чибирева <данные изъяты>. обратилась в администрацию Можайского муниципального района Московской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с вида разрешенного использования «для размещения здания клуба» на вид разрешенного использования «магазины».
Письмом от 20 февраля 2017 года № М<данные изъяты> администрация Можайского муниципального района Московской области отказала Чибиревой <данные изъяты> в предоставлении государственной услуги «Принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования», поскольку согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка «магазины» (код 4.4) противоречит проекту генерального плана сельского поселения Дровнинское Можайского муниципального района (планируемая функциональная зона – объектов культурно-досугового назначения), земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в зоне планируемой транспортной развязки с возможностью строительства путепровода через магистральные пути Смоленского направления Московской железной дороги (л.д. 26-27).
Удовлетворяя заявленные Чибиревой <данные изъяты> требования, суд первой инстанции исходил из того, что генеральный план сельского поселения Дровнинское Можайского муниципального района Московской области и правила землепользования и застройки названного поселения не утверждены.
Однако суд не принял во внимание и не дал правовую оценку тому обстоятельству, что оспариваемый административным истцом отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка основан не только на несоответствии испрашиваемого вида проекту генерального плана сельского поселения Дровнинское, но и на том, что согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области земельный участок Чибиревой <данные изъяты>. расположен в зоне планируемой транспортной развязки с возможностью строительства путепровода через магистральные пути Смоленского направления Московской железной дороги (л.д. 26-27, 79-84, 140-150).
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 года № 230/8, то есть до обращения Чибиревой <данные изъяты>. в администрацию Можайского муниципального района Московской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка.
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно положениям статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации (часть 1).
Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям: 1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения…(часть 3).
В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов (часть 4).
Карты, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации. На указанных картах отображаются: а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований…(часть 9).
В соответствии со статьей 2 Закона Московской области от 7 марта 2007 года № 36/2007-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области» генеральный план развития Московской области - система нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику пространственного развития Московской области.
Статьей 9 названного Закона Московской области установлено, что подготовка документов территориального планирования Московской области осуществляется в составе следующих схем: схемы территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития; схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области.
В силу пункта 15.2.5 Административного регламента предоставления государственной услуги «Принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования», утвержденного постановлением администрации Можайского муниципального района Московской области от 29 октября 2015 года № 2114-П, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Таким образом, отказ администрации Можайского муниципального района Московской области в изменении вида разрешенного использования принадлежащего Чибиревой <данные изъяты> земельного участка соответствует действующему законодательству, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку не препятствует использованию земельного участка по целевому назначению.
Кроме того, согласно части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, расположенного на территории муниципального района (пункт 5).
Реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области (часть 3).
Как следует из материалов дела, согласие Правительства Московской области на изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка не было получено.
С учетом изложенного постановленное по делу решение не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Чибиревой <данные изъяты> требований.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 28 июля 2017 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Чибиревой <данные изъяты> к администрации Можайского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, возложении обязанности рассмотреть вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка отказать.
Председательствующий:
Судьи: