Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Шелехов 13 января 2017 года
Шелеховский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Николаевой Л.В.
при секретаре Лобода А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-303/2017 по иску Кравченко(-) Л.Д. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 12 «Солнышко», Министерству образования Иркутской области о возложении обязанности начислять заработную плату с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, перерасчете заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, указав в обоснование, что он является работником МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12 «Солнышко», занимает должность кухонного рабочего с *дата скрыта*, выполняет работу с учетом внутреннего совместительства в целом на 1,125 должностных ставки.
За сентябрь 2016 года ею была отработана полностью норма рабочего времени. Она должна была получить заработную плату за месяц в размере не менее 12000 рублей по 1 полной ставке, с учетом минимального размера оплаты труда с 01.07.2016 года – 7500 рублей, увеличенного на районный коэффициент и северную процентную надбавку.
Вместе с тем, за сентябрь 2016 года с учетом внутреннего совместительства ей была начислена заработная плата за фактически отработанное время (за 1,125 ставки) <данные изъяты> рублей, из них <данные изъяты> рублей – по основной тарифной ставке.
В исковом заявлении указывается на то, что причина снижения заработной платы связана с тем, что с 2014 года финансирование заработной платы работников осуществляется за счет и в пределах субвенции из областного бюджета. Ранее доплачивалась разница между заработной платой и минимальным размером оплаты труда (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки) в соответствии с постановлением администрации района. Объем субвенции из областного бюджета, предоставляемой Министерством образования Иркутской области не предполагает выплаты заработной платы работникам образовательных учреждений в размере не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки. Таким образом, работодателем нарушено право на выплату заработной платы в установленном законом размере. Истец просит суд обязать ответчиков осуществлять начисление заработной платы пропорционально отработанной норме рабочего времени с учетом внутреннего совместительства и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) с учетом районного коэффициента и процентной надбавки в Южный районах Иркутской области сверх установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; произвести перерасчет выплаченной заработной платы за сентябрь 2016 года.
Истец Кравченко(-) Л.Д., представитель ответчика МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12 «Солнышко», представитель ответчика Министерства образования Иркутской области, представитель третьего лица Управления образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Поскольку, в соответствии со ст.167 ГПК РФ неявка одной из сторон не является препятствием к рассмотрению дела, суд, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон, третьего лица.
Всесторонне исследовав в своей совокупности доказательства, представленные сторонами в соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
В соответствии со ст. 11, 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке способом пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 сентября 2007 года, из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая. С 1 сентября 2007 года также признана утратившей силу часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
На основании статьи 1 Федерального закона от 02.06.2016 года N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года установлен в сумме 7500 руб. в месяц.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с «Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год» от 23.05.2016 года на территории Иркутской области установлен минимальный размер заработной платы для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Иркутской области, с 1 июля 2016 года - в сумме 10122 рубля, с 1 октября 2016 года - в сумме 10754 рубля;
для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в иных местностях Иркутской области, с 1 июля 2016 года - в сумме 7774 рубля, с 1 октября 2016 года - в сумме 8259 рублей.
На основании Постановления от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих на непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы с увеличением на 10 процентов на каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории *адрес скрыт*» с 01 января 1993 года на территории юга Иркутской области к заработной плате рабочих и служащих установлен единый районный коэффициент в размере 1,3.
Судом достоверно установлено, что истец Кравченко(-) Л.Д. является работником МКДОУ «Детский сад комбинированного вида *номер скрыт* «Солнышко», с *дата скрыта* занимает должность кухонного работника на 1,0 ставки с совмещением 0.6 ставки повара, что подтверждается приказом о приеме на работу, трудовым договором, заключенным между работодателем и работником.
Из расчетного листка, представленного в материалы гражданского дела видно, что размер оклада по занимаемой должности составляет <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей по внутреннему совместительству, что меньше минимального размера оплаты труда, установленного названным федеральным законом и «Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год» от 23.05.2016 года.
Вместе с тем, с учетом начисленных Кравченко(-) Л.Д. районного коэффициента в размере <данные изъяты> руб., северной надбавки в размере <данные изъяты> руб. и доплаты до МРОТ (Региональный) пропорционально дням в размере <данные изъяты> рублей, ее заработная плата за сентябрь 2016 года составил <данные изъяты>, что соответствует минимальному размеру оплаты труда, установленному «Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год» от 23.05.2016 года.
Следовательно, размер выплачиваемой истцу работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенный работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом. В силу статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.
Право истца на повышенный размер оплаты труда, в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями, не нарушено, поскольку из материалов дела следует, что в состав ежемесячной заработной платы истца включена выплата районного коэффициента и северная надбавка.
Ввиду того, что размер ежемесячной заработной платы Кравченко(-) Л.Д. с учетом оклада по должности, с совмещением, начисленных районного коэффициента, северной надбавки и доплаты до МРОТ, превышает минимальный размер оплаты труда, установленный законом с 01.07.2016., что соответствует требованиям части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заработная плата истцу начислена с соблюдением требований трудового законодательства, в связи, с чем основания для удовлетворения исковых требований у суда отсутствуют, в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кравченко(-) Л.Д. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 12 «Солнышко», Министерству образования Иркутской области о возложении обязанности начислять заработную плату с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, перерасчете заработной платы, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд в течение месяца.
Судья: Л.В. Николаева
Копия верна.
Судья Шелеховского горсуда: Л.В. Николаева
Секретарь судебного заседания (суда):
Решение вступило в законную силу: ______________________________
Судья Шелеховского городского суда Л.В. Николаева
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-303/2017 в архиве Шелеховского городского суда.