Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3570/2017 ~ М-3509/2017 от 08.08.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Самара                                   26 октября 2017 года

Ленинский районный суд г.Самары в составе

председательствующего судьи Фоминой И.А.

при секретаре Чудесовой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3570/2017 по административному исковому заявлению СНТ «Горелый хутор» к главному специалисту отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Стрельникову Н.А., Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации городского округа о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

СНТ «Горелый хутор» (далее – административный истец, истец) обратилось в суд с административным иском к главному специалисту отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Стрельникову Н.А., Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации городского округа (далее – административные ответчики, ответчики) о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, указав, что ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Стрельниковым Н.А. было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, согласно которому административному истцу предписывается подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти; представить паспорт отхода IV класса опасности «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» - код по ФККО 73310001724. Административный истец считает, что указанное предписание вынесено незаконно, нарушает права и законные интересы некоммерческой организации - СНТ «Горелый Хутор» и незаконно возлагает обязанность, в связи с тем, что одно из требований противоречит действующему законодательству, а другое является неисполнимым из-за отсутствия отхода, на который требуется представить паспорт. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, вынесенное главным специалистом отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Стрельниковым Н.А. в отношении СНТ «Горелый Хутор» незаконным.

В судебном заседании председатель СНТ «Горелый хутор» Винокуров В.В., представитель административного истца по доверенности Головачев Е.В. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске с учетом дополнений.

Административные ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, иск не признали по основаниям, изложенным в возражениях. Представитель заинтересованного лица Администрации г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии со ст. 11 Закона N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Частями 2, 3, 4 статьи 14 Закона N 89-ФЗ установлено, что подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Частью 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара В.А. Василенко от ДД.ММ.ГГГГ в отношении СНТ «Горелый Хутор» (ИНН 6313121090) была проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения данной организацией законодательства об охране окружающей среды РФ.

По итогам проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому 1) СНТ «Горелый хутор» не представлены сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления (статистическая отчетность) по форме 2-ТП (отходы) за 2015 год; 2)отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; 3) не разработан и не представлен паспорт на отход IV класса опасности, подобному отходу - «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» код по ФККО 7 33 100 01 72 4 – код по <данные изъяты>) ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Горелый Хутор» осуществлено временное складирование отходов, подобных отходу «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» код по <данные изъяты> на почву земельного участка, не оборудованного и не предназначенного для этих целей, расположенного на территории СНТ «Горелый Хутор».

ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Горелый Хутор» со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, полученное председателем СНТ «Горелый Хутор» В.В. Винокуровым ДД.ММ.ГГГГ. Указанное предписание содержало два пункта: подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти. Представить паспорт отхода IV класса опасности «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» код по <данные изъяты>; разработать и согласовать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ -ОТ старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды Башкова М.А. должностное лицо – председатель СНТ «Горелый хутор» Винокуров В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Из постановления от ДД.ММ.ГГГГ -ОТ следует, что материалами дела не доказано, что в результате деятельности СНТ «Горелый хутор» образуется отход IV класса опасности, подобный отходу – «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» - код по <данные изъяты>, а также, что СНТ «Горелый хутор» допущено нарушение в виде осуществления сброса отходов подобным отходам «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» - код по <данные изъяты> на почву земельного участка. При этом в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что по вине председателя СНТ «Горелый хутор» Винокурова В.В. не соблюдены экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а именно, отсутствуют проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с чем председатель СНТ был привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

Согласно распоряжению первого заместителя Главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ , проведена внеплановая документарная проверка СНТ «Горелый хутор», составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой выявлено, что юридическим лицом СНТ «Горелый хутор» в срок до ДД.ММ.ГГГГ не исполнен пункт 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ «Подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти. Представить паспорт отхода IV класса опасности «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» - код по <данные изъяты> 100 01 72 4».

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела экологического надзора Управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара Стрельниковым Н.А. вынесено предписание об исполнении в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписания о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, и представления паспорта отхода IV класса опасности «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» - код по ФККО <данные изъяты>».

Вместе с тем, судом установлено, что отход «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» который указывается в предписании, включен в федеральный каталог отходов, имеет код по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО) <данные изъяты>

Таким образом, предписание, обязывающее СНТ «Горелый Хутор» подтвердить отнесение к конкретному классу опасности отход «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», который включен в Федеральный классификационный каталог отходов с ко<адрес> <данные изъяты>, противоречит закону, так как в силу п. 2 ст. 14 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», такое подтверждение не требуется.

Предписание в части, обязывающее СНТ «Горелый Хутор» представить паспорт отхода IV класса опасности «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» код по <данные изъяты>», также нельзя признать обоснованным.

Согласно Приложению к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов» данный отход «Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по <данные изъяты> образуется в результате жизнедеятельности персонала предприятий в период его нахождения на рабочем месте, при санитарной уборке бытовых и офисных помещений предприятия».

Согласно Уставу, предметом деятельности Садовое некоммерческое товарищество «Горелый Хутор» (СНТ «Горелый Хутор») является удовлетворение потребностей членов товарищества в производстве продукции сельскохозяйственного назначения для личного потребления, проведения досуга и укрепления здоровья на базе совместного освоения членами товарищества земельного участка, предоставленного для товарищества. Пребывание дачников на дачном массиве сезонное, в период с 1 мая по 1 октября. У СНТ «Горелый Хутор» в наличии какой-либо недвижимости (помещений) на балансе нет, численность СНТ «Горелый Хутор» - 1 человек (председатель, работает сезонно), существует дачное товарищество на членские взносы дачников (для организации полива, подачи электричества и т.д). При этом в акте проверки органом госконтроля (надзора) отсутствует какая либо запись о наличии помещения. В ходе проведенной проверки установлено, что у СНТ имеется следующая документация: инвентаризация образования отходов; паспорта отходов, образующихся от сезонного проживания дачников; журнал учета отходов; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, решение об утверждении нормативов образования. Во всех документах отсутствует указание на отход «Мусор от бытовых и офисных помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)». В тоже время, у СНТ «Горелый Хутор» имеется паспорт на отходы от временного проживания дачников - «Отходы (мусор) от уборки помещений, гостиниц, отелей и других мест временного проживания» с кодом по ФККО 73621001724.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административным ответчиком в материалы дела представлена фототаблица, фиксирующая, по его мнению, факт временного складирования отходов подобных отходам – «Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» код по ФККО 7 33 100 01 72 4. Между тем, невозможно визуально определить принадлежность данного отхода к тому или иному виду, наименованию отхода. Данных лабораторных исследований этого отхода ответчиками не представлено.

Довод ответчиков о том, что истцом не предпринимались меры к обжалованию акта проверки и предписания от ДД.ММ.ГГГГ , правового значения для разрешения данного спора не имеет.

Довод о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд, не может быть принят во внимание, поскольку предметом рассмотрения по данному делу является предписание от ДД.ММ.ГГГГ , при этом с данным административным иском истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Арбитражный суд <адрес>, определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в связи с не подведомственностью спора арбитражному суду, в связи с чем срок для обращения в суд истцом не пропущен.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требования СНТ «Горелый хутор» о признании данного предписания незаконным подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление СНТ «Горелый хутор» к главному специалисту отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Стрельникову Н.А., Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации городского округа о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды – удовлетворить.

Признать незаконным предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, вынесенное главным специалистом отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Стрельниковым Н.А., вынесенное в отношении СНТ «Горелый Хутор».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Самары.

Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2017 года.

Судья                     (подпись)                  И.А.Фомина

Копия верна:

Судья

2а-3570/2017 ~ М-3509/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
СНТ "Горелый Хутор"
Ответчики
Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара
Главный специалист отдела экологического надзора охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара Стрельников Н.А.
Другие
Администрация г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Фомина И. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
08.08.2017Регистрация административного искового заявления
09.08.2017Передача материалов судье
10.08.2017Решение вопроса о принятии к производству
15.08.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.09.2017Предварительное судебное заседание
07.09.2017Судебное заседание
08.09.2017Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.09.2017Судебное заседание
05.10.2017Судебное заседание
26.10.2017Судебное заседание
31.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее