Решение по делу № 2-4328/2020 ~ М-2341/2020 от 14.05.2020

                                Гражданское дело №2- 4328/2020

        24RS0021-01-2020-003130-09

                            Копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2020 года                                г.Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

Председательствующего судьи           Полянской Е.Н.

При секретаре                          Олиной А.А.

С участием истца                                   Бирючкова Е.И.

Представителя истца                             Кузнецовой А.В.

представителя ответчика                      Бордулевой В.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бирючкова Е.И. к Министерству социальной политики Красноярского края, администрации Железнодорожного района в г. Красноярске о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности поставить на учет, признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Бирючков Е.И. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Красноярского края, администрации Железнодорожного района в г. Красноярске, мотивировав требования тем, что является ветераном боевых действий, 26.08.2004 распоряжением администрации Железнодорожного района г. Красноярска поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жильем.

В силу положений Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

Протоколом заседания жилищной комиссии Министерства социальной политики Красноярского края от 17.12.2019 истцу отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в связи с тем, что право на улучшение жилищных условий не было сохранено в период с 2013г. по 2015г.

Истец с принятым решением не согласен, поскольку является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В настоящее время проживает совместно с гражданской супругой Круско С.И. и двумя детьми- пасынком Круско Р.Е., сыном Бирючковым В.Е. в квартире общей площадью 51, 9 кв.м., жилой площадью- 30, 1 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности Круско С.И. В собственности истца жилых помещений не имеется.

Доводы комиссии Министерства о том, что нуждаемость в улучшении жилищных условий не была сохранена, так как на него приходилось в 2013 году общей (жилой) площади 11,5 кв.м., что более учетной нормы и нормы предоставления жилой площади согласно постановлению Крайсовпрофа от 01.03.1990 №63/3, истец считает несостоятельными, так как жилое помещение по адресу <адрес> было им подарено гражданской супруге в 2016 году.

При этом площадь этой комнаты менее, чем положено по праву на получение социальных льгот, установленных для указанной категории граждан, постановленных на учет до 01.01.2005- предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения исходя из площади 18 кв.м.

Просит: признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий с 26.08.2004, имеющим право на меры социальной поддержки по Федеральному закону «О ветеранах» на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем с возможностью получения вместо жилья единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, исходя из площади 18 кв.м.;

обязать администрацию Железнодорожного района в г. Красноярске поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «ветеран боевых действий» для обеспечения за счет средств федерального бюджета непосредственно жильем, а также включить его в список граждан, имеющих право на получение вместо жилья единовременной выплаты на строительство или приобретение жилья в собственность, исходя из площади 18 кв.м. из средств бюджета по праву, возникшему до 01.01.2005; признать незаконным приказ Министерства социальной политики от 19.12.2019 -ОД.

В судебном заседании истец Бирючков Е.И., представитель истца Кузнецова А.В., действующая на основании доверенностей от 03.09.2020, исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Истец суду пояснил, что на момент постановки на жилищный учет проживал с бывшей супругой в комнате в общежитии. После расторжения брака супруга выехала из комнаты, он ее приватизировал, а затем подарил гражданской супруге. О том, что комната была приватизирована, администрацию района не уведомлял. Представитель истца считает, что факт приватизации истцом комнаты значения не имеет, поскольку ее площадь составляет менее учетной нормы, кроме того, в настоящее время истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

    Представитель ответчика Министерства социальной политики Красноярского края Бордулева В.А., действующая по доверенности от 17.12.2019, иск не признала, поддержала доводы письменного отзыва, в котором указала, что в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» и закона Красноярского края от 25.03.2010№10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», меры социальной поддержки по обеспечению жильем представляются гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и сохраняющим право состоять на данном учете на момент обеспечения их жильем. На момент постановки на учет Бирючков Е.И. совместно с супругой Бирючковой О.С. проживал в общежитии, и занимал комнату жилой площадью 11, 2 кв.м. по адресу: <адрес>. Жилищные условия истца, существовавшие на момент принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не сохранились. С Бирючковой О.С. брак был расторгнут 02.08.2005. С 26.111.2010 по 10.03.2012 истец состоял в браке с Бирючковой (Загрудневой Н.П. С 10.03.2012 Бирючков Е.И. в зарегистрированном браке не состоит, с указанного времени до 25.11.2015 проживал один по адресу г. Красноярск, ул. Калинина, 10 кв. 610. В этот период, 18.12.2013 зарегистрировано право собственности истца на указанное жилое помещение на основании решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 06.08.2013. Статус общежития изначально не был подтвержден документами, а с приобретением права собственности на жилое помещение вовсе исключен. Данные обстоятельства свидетельствуют об утрате 18.12.2013 оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали истцу право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Представитель ответчика администрации Железнодорожного района в г. Красноярске, извещенный надлежащим образом. не явился, причин неявки не сообщил.

В предварительном судебном заседании 07.09.2020 представитель указанного ответчика Таранцова Ю.П., действующая на основании доверенности от 31.01.2019, исковые требования не признала, суду пояснила, что по результатам проверки учетного дела установлено, что в связи с приобретением в собственность жилого помещения нуждаемость истца не сохранена, поэтому он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Третье лицо Круско С.И. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, причин неявки не сообщила.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

    Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

        Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам боевых действий, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

    Статьей 23.2 названного закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в том числе, ветеранов боевых действий) и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Порядок обеспечения жильем отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов боевых действий, на территории Красноярского края урегулирован Законом Красноярского края от 05.03.2010 №10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей –инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».(далее- Закон №10-4487).

    Как установлено ст. 2 названного Закона, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и сохраняющим право состоять на данном учете на момент обеспечения их жилым помещением в соответствии с настоящим Законом.

    Согласно ст. 5 Закона №10-4487, социальная поддержка по обеспечению жильем граждан, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется по их выбору в форме предоставления единовременной денежной выплаты на:

приобретение жилого помещения в собственность;

строительство индивидуального жилого дома;

участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

В соответствии со ст. 6 Закона № 10-4487, для получения меры социальной поддержки по обеспечению жильем гражданин (его законный представитель) представляет в министерство социальной политики Красноярского края (далее - министерство) заявление на имя министра социальной политики Красноярского края с приложением перечня документов.

Поступившие в министерство заявления со всеми необходимыми документами рассматриваются комиссией, созданной министерством (далее - комиссия), не позднее 30 дней со дня их поступления.

Комиссия проверяет право гражданина на улучшение жилищных условий и с учетом даты постановки на учет и его заявления готовит предложения министерству о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной денежной выплаты.

Министерство полномочно осуществлять проверку права гражданина на улучшение жилищных условий посредством запросов необходимой информации, при этом срок принятия решения может быть увеличен до 60 дней.

Основаниями для подготовки комиссией предложений об отказе гражданину в улучшении жилищных условий являются:

а) отсутствие права на улучшение жилищных условий на момент принятия комиссией министерства решения;

б) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

С учетом предложений комиссии, оформленных протоколом, в течение пяти дней министерство принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной денежной выплаты путем издания приказа министерства.

    Приведенные нормы законодательства, регулирующего порядок обеспечения жильем ветеранов боевых действий, вставших на учет до 01.01.2005, не предусматривают реализацию указанной меры социальной поддержки в форме предоставления непосредственно жилого помещения, обеспечение жильем возможно только путем предоставления единовременной денежной выплаты. При этом необходимым условием для предоставления единовременной денежной выплаты является сохранение условий, послуживших основанием для постановки на жилищный учет до 01.01.2005.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, Бирючков Е.И. является ветераном боевых действий, имеет права и льготы, установленные пунктом 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».

    Распоряжением жилищной комиссии администрации Железнодорожного района г. Красноярска от 26.08.2004 Бирючков Е.И., как ветеран боевых действий, был поставлен на учет на улучшение жилищных условий составом семьи 2 человека. На момент постановки на учет истец проживал совместно с супругой Бирючковой О.С. по адресу: <адрес> <адрес>. Впоследствии на указанное жилое помещение общей площадью 11, 5 кв.м. решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 06.08.2013 признано право собственности Бирючкова Е.И.

Согласно выписке из домовой книги, по состоянию на 21.07.2004 в квартире по адресу: <адрес> проживал истец совместно с супругой Бирючковой О.С.

Брак между Бирючковой О.С. и Бирючковым Е.И. прекращен 02.08.2005, что подтверждается свидетельством о расторжении брака.

В период с 26.11.2010 по 10.03.2012 истец состоял в браке с Бирючковой Н.П.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, в период с 18.12.2013 по 20.10.2016 в собственности Бирючкова Е.И. находилось жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> площадью 11, 5 кв.м. Право собственности зарегистрировано на основании решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 06.08.2013.

Указанное жилое помещение Бирючков В.Е. подарил Круско С.И. на основании договора дарения. Круско С.И. владела на праве собственности данным жилым помещением в период с 20.10.2016 по 11.06.2019.

С 31.05.2019 Бирючков В.Е. совместно с членами его семьи Круско С.И., Круско Р.Е., Бирючковым В.Е. проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности Круско С.И, по адресу: <адрес>, общей площадью. 51, 9 кв.м., в том числе жилой 30, 1 кв.м.

    17.12.2019 истец обратился в Министерство социальной политики <адрес> с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность как ветерану боевых действий, указав, что состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 26.08.2004.

    Жилищной комиссией Министерства социальной политики Красноярского края (протокол от 17.12.2019 ) принято решение рекомендовать Министерству отказать Бирючкову Е.И. в предоставлении ЕДВ на приобретение жилого помещения в собственность, в связи с тем, что право на улучшение жилищных условий не было сохранено в период с 2013 по 2015 годы.

    Приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 19.12.2019 -ОД Бирючкову Е.И. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

Распоряжением администрации Железнодорожного района в г. Красноярске от 18.02.2020 -р Бирючков Е.И. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

    Суд находит принятые ответчиками решения обоснованными в силу следующего.

На момент постановки истца на учет действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, утвержденные Постановлением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиума Красноярского краевого Совета профессиональных союзов от 01.03.1990 № 63/3.(далее- Правила №63/3)

В силу п. 7 указанных Правил, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного человека 7 кв. м и менее.

б) занимающие жилое помещение, признанное непригодным для постоянного проживания по санитарным или техническим требованиям.

в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе одной из семей имеются больные, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний по перечню, установленному приказом Минздрава СССР от 28 марта 1983 года N 330,

г) проживающие в одной квартире в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

д) не имеющие жилой площади и проживающие в связи с этим в общежитиях и на условиях поднайма в домах государственного,

е) проживающие в служебных жилых помещениях (кроме совхозов);

ж) обеспеченные жилой площадью в размере менее 9 кв. м на одного человека (учитываются все члены семьи) инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, семьи погибших и приравненные к ним лица;

з) проживающие в одной комнате (независимо от ее размера) лица разного пола старше 9-летнего возраста (оба), кроме супругов.

д) не имеющие жилой площади и проживающие в связи с этим в общежитиях и на условиях поднайма в домах государственного, кооперативного и общественного жилищного фонда, домах и квартирах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности.

Согласно пункту 21 Правил, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения по установленной норме, за исключением случаев улучшения жилищных условий, в том числе путем приобретения в личную собственность или постройки пригодного для постоянного проживания жилого дома в населенном пункте по месту постоянного жительства или в его пригородной зоне, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п. 44 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.

Пунктом 44 Правил (в редакции до 15.11.2005) устанавливалось, что жилое помещение предоставляется гражданам в размере 9 - 12 кв. м на одного человека.

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Как было указано выше, часть 1 статьи 2 Закона края № 10-4487 предусматривает, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и сохраняющим право состоять на данном учете на момент обеспечения их жилым помещением в соответствии с настоящим Законом.

С момента приобретения истцом в 2013 году в собственность жилого помещения по адресу <адрес> <адрес> общей площадью 11, 5 кв.м., жилищные условия истца изменились, так как на него приходилось общей (жилой) площади 11, 5 кв.м., что более учетной нормы и нормы предоставления жилой площади, установленной пунктом 7 Правил №63/3.

Таким образом, истец утратил основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Последующее изменение жилищных условий истца в результате отчуждения жилого помещения по адресу <адрес> <адрес>, правового значения не имеет, поскольку с момента приобретения права собственности на указанное жилое помещение истец утратил право состоять на учете по основаниям, установленным до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и подлежал снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в силу прямого указания закона.

Доводы стороны истца о том, что площадь комнаты, которую он приватизировал, составляет менее учётной нормы и нормы обеспечения жилой площадью, установленной законом Красноярского края Закона №10-4487- 18 кв.м., основаны на неправильном толковании законодательства и не принимаются судом. Для предоставления мер социальной поддержки в порядке, установленном названным законом, необходимо сохранение нуждаемости в соответствии с законодательством, действовавшим в период постановки гражданина на жилищный учет, до 01.01.2005.

Последующее изменение законодательства, в том числе изменение учетной нормы в соответствии с Жилищным кодексом РФ, в рассматриваемых правоотношениях правового значения не имеет.

    Норма площади 18 кв.м. установлена исключительно для определения размера единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, и для целей определения нуждаемости в жилом помещении не применяется.

Принимая во внимание, что истец в 2013 году утратил основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ему право состоять на жилищном учете, Министерством социальной политики Красноярского края обоснованно было принято решение об отказе истцу в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

    По этой же причине является правомерным решение администрации Железнодорожного района г. Красноярска от 10.02.2020 о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с даты постановки на учет -26.08.2004.

    В силу изложенного, оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий с 26.08.2004, возложения на ответчиков обязанности включить его в список граждан, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», а так же признания незаконным отказа Министерства социальной политики Красноярского края в предоставлении истцу единовременной денежной выплаты на приобретение жилья суд не усматривает.

На основании и изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Бирючкова Е.И. к Министерству социальной политики Красноярского края, администрации Железнодорожного района в г. Красноярске о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки -отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий        /подпись/                Е.Н. Полянская

Копия верна. Судья                                Е.Н. Полянская

2-4328/2020 ~ М-2341/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бирючков Евгений Иванович
Ответчики
Администрация Железнодорожного района г.Красноярска
Министерство социальной политики Красноярского края
Другие
ООО "Краевая палата судебных экспертиз"
Круско Светлана Ивановна
Кузнецова Анастасия Владимировна
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Полянская Елена Николаевна
Дело на странице суда
centr--krk.sudrf.ru
14.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2020Передача материалов судье
19.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.09.2020Предварительное судебное заседание
28.10.2020Судебное заседание
06.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.02.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
04.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Судебное заседание
03.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее