Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-567/2011 ~ М-338/2011 от 23.03.2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области 04 апреля 2011 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе

судьи Киселёва И.А.,

при секретаре Потаповой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Григорьевой Елены Александровны о признании действий Администрации Боровичского городского поселения Новгородской области незаконными,

установил:

Григорьева Е.А. обратилась в суд с указанным заявлением, указав в обоснование требований следующее.

14 марта 2011 года она подала в Администрацию Боровичского городского поселения уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования.

В ответе от 16.03.2011г. за подписью Главы городского поселения Администрация довела до её сведения, что «заявленная численность участников мероприятия - до 100 человек, из-за интенсивного транспортного и пешеходного движения в данном месте, не позволяет обеспечить безопасность участников мероприятия и проходящих граждан. Поэтому предлагаем провести данное мероприятие (пикет) на площади 1-го Мая».

В соответствии с п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ею было устранено несоответствие, указанное в ответе Администрации от 16.03.2011 г.:, а именно подано письменное уведомление о том, что она сокращает число участников мероприятия до 25 человек, но планирует проводить мероприятие на том же месте и в то же время, так как указанное в ответе место проведения не способствует реализации целей проведения мероприятия».

Количество участников - 25 человек - соответствовало норме предельной заполняемости территории (1 человек на 1 квадратный метр), указанной в Постановлении №6 от 10.03.2009 г. Администрации Боровичского городского поселения.

Проигнорировав её ответ от 17.03.2011 г., Администрация согласовала пикетирование на площади 1-го Мая.

Несогласование первоначально заявленного ею места, после устранения несоответствия, указанного Администрацией, ничем не обосновано.

Считает, что действия Главы городского поселения являются сознательным нарушением её конституционного права, предусмотренного ст.31 Конституции РФ, Декларацией прав и свобод человека и гражданина, международно-правовыми актами, такими, как Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах.

На основании изложенного просит суд признать действия Администрации Боровичского городского поселения, в лице Главы городского поселения, а именно необоснованный отказ в согласовании места и времени проведения публичного мероприятия - незаконными.

В судебном заседании Григорьева Е.А. и ее представитель по доверенности Игнатьев В.Б. жалобу по основаниям, указанным в заявлении, поддержали. Дополнительно пояснили, что органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в проведение массовых мероприятий, если они не запрещены законом. Случаи, в которых запрещается проведение таких мероприятий, установлены в ст.8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В данном случае, своим отказом в согласовании проведения пикетирования Администрация фактически запретила проведение такого мероприятия, поскольку его целью было именно предоставление людям определенной информации, а предложенное Администрацией место проведения пикета на площади 1 Мая данным целям не соответствовало, поскольку там безлюдное место. В уведомлении о проведении публичного мероприятия была указана его цель как выражение мнений граждан.

Представители Администрации Боровичского городского поселения по доверенности Долгорукова Е.В. и Сергеев В.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления Григорьевой Е.А., по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление Григорьевой Е.А., из которого следует, что 14 марта 2011 года в 15 час. 21 мин. в администрацию поселения поступило уведомление за подписью трех граждан, в том числе Е.А. Григорьевой, о проведении 19 марта 2011 (с 11 час. 00 мин до 14 час. 30 мин.) пикета по адресу: г.Боровичи, угол улиц Кузнецова и Подбельского, у ТЦ «Теремок».

Рассмотрев указанное уведомление, письмом от 16.03.2011 № 205/2011-ог администрация поселения предложила организатору публичного мероприятия Е.А. Григорьевой провести данное мероприятие в другом месте - на площади 1-го Мая, поскольку в выбранном организатором месте проведения пикета из-за интенсивного транспортного и пешеходного движения невозможно обеспечить безопасность участников мероприятия и проходящих граждан.

Однако ответом вх. от 17.03.2011 № 205-ог гр. Е.А. Григорьева сообщила о сокращении предполагаемого числа участников пикета, а также о своем несогласии с предложенным органом местного самоуправления местом проведения мероприятия (пл. 1-го Мая), в связи с тем, что данное место не способствует реализации целей пикета.

Таким образом, организатором публичного мероприятия Е.А. Григорьевой с администрацией поселения соглашение по месту проведения пикета достигнуто не было.

Как следует из положений Определения Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 № 705-О-О «орган публичной власти, в данном случае - администрация поселения, вправе предложить изменить место проведения публичного мероприятия, в том числе по мотивам, связанным с необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо по иным подобным причинам.

Следовательно, администрация поселения в полном соответствии с законом предложила инициаторам проведения пикета изменить место проведения публичного мероприятия, поскольку указанное в уведомлении место (у ТЦ «Теремок») находится в самом центре города, на пешеходном тротуаре и пересечении двух дорог с интенсивным движением, в непосредственной близости от торгового комплекса, точки общественного питания, в которой осуществляется продажа в розлив крепких алкогольных напитков, и лечебно-диагностического отделения, то есть в месте массового скопления людей.

При таких обстоятельствах и в связи с тем, что указанное мероприятие было запланировано на выходной день (субботу) и в дневные часы (с 11 час. 00 мин. до 14 час. 30 мин.) проведение пикета у ТЦ «Теремок» делалось невозможным в связи с защитой публичных интересов (жизни и здоровья граждан, права на свободное передвижение).

Кроме того, организаторам пикета было предложено провести публичное мероприятие в ином месте - на площади 1-го Мая, месте, на котором традиционно проводятся подобного рода мероприятия. На данной площади в период проведения массового мероприятия возможно обеспечить безопасность граждан и поддержание общественного порядка, так как площадь достаточно велика по размеру, изолирована от проезжей части и от мест прохода пешеходов, мест продажи алкогольных напитков.

Дополнительно пояснили, что даже в связи с отсутствием согласования организаторами данного мероприятия была предпринята попытка его проведения. При разрешении вопроса о согласовании массовых мероприятий Администрация также производит согласование его места и времени с ОВД по Боровичскому району, с ГИБДД, которые обеспечивают общественный порядок и безопасность граждан. Фактически Администрация не запрещала проведение данного мероприятия, свой ответ и предложение о проведении мероприятия на площади 1 Мая Администрация дала в установленной форме и в установленные сроки, на данной площади проводятся все крупные городские мероприятия, такие как День города, масленица и т.д.

Кроме того, пояснили, что в соответствии с Областным Законом № 940-ОЗ от 10 марта 2011г. согласование проведения публичных мероприятий передано в компетенцию органов муниципального района. Полномочия Администрации Боровичского городского поселения на проведение таких согласований были предусмотрены Постановлением Администрации Боровичского городского поселения № 3 от 28 июня 2006г.

Проверив материалы дела, выслушав заявителя, его представителя, представителей Администрации Боровичского городского поселения, исследовав материалы дела, суд находит, что жалоба Григорьевой Е.А. подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении настоящего дела для его правильного разрешения надлежит выяснить, имеет ли Администрация Боровичского городского поселения полномочия на совершение обжалуемых действий, соблюден ли порядок принятия решений, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий.

Судом установлено, что 14 марта 2011 года в Администрацию Боровичского городского поселения поступило уведомление о проведении публичного мероприятия - пикета с 11 часов до 14 часов 30 минут 19 марта 2011 года по адресу: г.Боровичи, угол улиц Кузнецова и Подбельского у ТЦ «Теремок», количество участников пикета - до 100 человек, организатор публичного мероприятия - Григорьева Екатерина Александровна. (л.д.6)

16 марта 2011 года Администрацией Боровичского городского поселения направлен Григорьевой Е.А. ответ на уведомление за подписью Главы городского поселения Преображенского Б.К., согласно которому предложено провести пикет на площади 1-го Мая, поскольку предложенное в уведомлении место не позволяет обеспечить безопасность участников мероприятия и проходящих граждан. (л.д.7)

17 марта 2011 года в Администрацию Боровичского городского поселения поступило сообщение Григорьевой Е.А. о сокращении количества участников пикета до 25 человек, но на том же месте и в то же время, что заявлено в уведомлении. (л.д.9)

На указанное сообщение Администрацией Боровичского городского поселения направлен Григорьевой Е.А. ответ за подписью Главы городского поселения от 17 марта 2011 года, в котором указано, что Григорьевой Е.А. предложено провести пикет на площади 1-го Мая, причина отказа в согласовании места для проведения митинга на углу улиц Подбельского и Кузнецова изложена в письменном виде (исх. №205/2011). (л.д.8)

Согласно ст.31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В соответствии со ст.7 Федерального Закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничнымиднями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.

Согласно п. 6, 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» пикетированием является форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а уведомлением о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Из смысла указанных норм следует, что закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем, компетентному органу государственной власти при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 12 Закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Ст. 1 Областного закона Новгородской области от 10.03.2011 N940-ОЗ «О мерах по реализации Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» на территории Новгородской области» установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа (далее - органы местного самоуправления), на территории которых оно проводится, в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон) не ранее пятнадцати дней и не позднее десяти дней до намеченной даты проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.

Частью 5 ст.5 Закона предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В соответствии со ст.5 данного Областного закона, он вступает в силу по истечению 10 дней после его официального опубликования, при этом он был опубликован в газете «Новгородские ведомости» от 18 марта 2011г. № 28, таким образом, на момент совершения Администрацией Боровичского городского поселения оспариваемых действий данный нормативно-правовой акт не вступил в законную силу и не подлежал применению.

В соответствии со ст.1 областного закона № 540-ОЗ от 5 октября 2005г. «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Новгородской области», действовавшего до вступления в силу Областного закона № 940-ОЗ от 10.03.2011г., уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в органы местного самоуправления городов и районов области (муниципальных районов и городского округа), на территории которых оно проводится, в соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не ранее 15 дней и не позднее 10 дней до намеченной даты проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

Таким образом, данная норма в части определения органа власти, в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия, полностью соответствует тексту ст. 1 Областного закона Новгородской области от 10.03.2011 N940-ОЗ «О мерах по реализации Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» на территории Новгородской области».

Областным законом от 10 марта 2005 года N 428-ОЗ «Об установлении наименований органов местного самоуправления Новгородской области» в соответствии с ч.3 ст.34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены следующие наименования местных администраций (исполнительно-распорядительных органов): 1) местная администрация муниципального района - Администрация (наименование муниципального района); 2) местная администрация городского округа - Администрация (наименование городского округа); 3) местная администрация городского поселения - Администрация (наименование городского поселения); 4) местная администрация сельского поселения - Администрация (наименование сельского поселения) (статья 3).

Согласно областного закона № 373-ОЗ от 22 декабря 2004г. «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории Боровичского муниципального района, наделении их статусом городского и сельских поселений, определении административных центров и перечня населенных пунктов, входящих в состав территорий поселений» установлены границы территорий муниципальных образований, входящих в состав территории Боровичского муниципального района, муниципальные образования, входящие в состав территории Боровичского муниципального района, наделены статусом Боровичского городского и ряда сельских поселений.

В соответствии с областным законом № 734-ОЗ от 16 октября 2006г. «Об определении порядка решения вопросов местного значения вновь образованных поселений области в переходный период в 2007г.» органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований - городских и сельских поселений (далее - вновь образованные поселения), входящие в состав муниципальных районов, исполняют полномочия по решению вопросов местного значения, определенных ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с приложениями 1-21 к настоящему областному закону.

В целях решения вопросов местного значения, указанных в приложениях 1-21 к настоящему областному закону, органы местного самоуправления вновь образованных поселений с 1 января 2007 года обладают полномочиями, установленными ч.1 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно ст.3 указанного областного закона, вопросы местного значения вновь образованных поселений, установленные ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не указанные в приложениях 1-21 к настоящему областному закону, а также полномочия по их решению, установленные ч.1 ст.17 указанного Федерального закона, на территории вновь образованных поселений с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года закрепляются за органами местного самоуправления муниципальных районов, на территории которых расположены соответствующие вновь образованные поселения.

В перечне вопросов местного значения, указанных в ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разрешение вопросов о порядке проведения публичных мероприятий не указано, в перечне полномочий, установленном ст.17 данного Федерального закона, согласование проведения массовых и публичных мероприятий, также не поименовано.

В соответствии с Уставом Боровичского городского поселения, к полномочиям Администрации Боровичского городского поселения либо Главы Боровичского городского поселения, согласование проведения массовых и публичных мероприятий, также не отнесено (ст.28 и 32 Устава).

В связи с изложенным, разрешение данного вопроса о согласовании проведения публичного мероприятия не находится в компетенции Администрации Боровичского городского поселения, поэтому отказ в согласовании заявителю в проведении публичного мероприятия в виде пикетирования в месте, указанном в поданном уведомлении о проведении публичного мероприятия, является неправомерным.

Ссылка Администрации Боровичского городского поселения на Постановление № 3 от 28.06.2006г. как на правовое обоснование своих полномочий на проведение согласования публичных мероприятий является необоснованной по вышеизложенным основаниям.

Таким образом, Администрация Боровичского городского поселения после получения от Григорьевой Е.А. указанного уведомления должна была сообщить ей о том, что разрешение данного вопроса находится не в ее компетенции, а не рассматривать данное уведомление по существу и принимать соответствующее решение.

Доводы заявителя о том, что фактически Администрацией был осуществлен запрет на проведение публичного мероприятия, а также доводы Администрации Боровичского городского поселения о том, что организатору мероприятия было правомерно предложено изменить место проведения публичного мероприятия, в данном случае не имеют правового значения, поскольку в судебном заседании было установлено, что разрешение данных вопросов не находится в компетенции данного органа местного самоуправления.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с тем, что фактически дата проведения мероприятия в виде пикетирования, определенная его организатором на 19 марта 2011г., уже прошла, суд полагает, что для восстановления нарушенного права заявителя достаточно констатации самого факта того, что принятое Администрацией Боровичского городского поселения оспариваемое решение является неправомерным.

В связи с изложенным, заявление Григорьевой Е.А. подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу заявителя подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Григорьевой Екатерины Александровны удовлетворить, признать отказ Администрации Боровичского городского поселения в согласовании проведения публичного мероприятия в виде пикетирования, запланированного на 19 марта 2011г. на углу улиц Кузнецова и Подбельского г.Боровичи около Торгового центра «Теремок», неправомерным.

Взыскать с Администрации Боровичского городского поселения в лице ее финансового органа в пользу Григорьевой Екатерины Александровны в возмещение уплаченной государственной пошлины, 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья     И.А. Киселёв

2-567/2011 ~ М-338/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Григорьева Екатерина Александровна
Другие
Администрация Боровичского городского поселения
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Киселев Илья Александрович
Дело на странице суда
borovichsky--nvg.sudrf.ru
23.03.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2011Передача материалов судье
24.03.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2011Судебное заседание
08.04.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2011Дело оформлено
18.04.2011Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее