Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 28 декабря 2021 года
Красноглинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Сухановой Д.А.,
с участием административного истца Тарасова М.С.,
представителя административного истца Красикова В.В.,
представителя административного ответчика Сергеевой Е.С.,
представителя заинтересованного лица К. Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи административное дело №а-№ по административному иску Т.М. к ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес> о признании незаконными действия,
у с т а н о в и л:
Административный истец Т.М.С. обратился в суд с административным иском к ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес> о признании незаконными действия.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что приговором Сызранского городского суда <адрес> от <дата> осужден по ч.2 ст. 228 УК РФ к наказанию в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима, с <дата> отбывает наказание в ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес> в связи с наличием заболевания «Хроническая абструктивная болезнь легких, эмфизематозный тип, тяжелое течение, обострение с выраженным клиническим синдромом с частыми обострениями ДН-II-III. Хроническое легочное сердце субкомпенсированное Н-IIА. Инфильтративный туберкулез верхних долей обоих легких фаза рассасывания и уплотнения, МТБ(+) устойчивость SHREKAmOfCSPtoMox. ГДН I. ВИЧ-инфекция стадия вторичных заболеваний IVБ, фаза прогрессирования на АРВТ. Хронический гепатит смешанной этиологии минимальной степени активности».
<дата> постановлением начальника ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес> на Тарасова М.С. было наложено взыскание в виде выдворения в штрафной изолятор сроком на 15 суток.
В уточненном иске, административный истец указал, что <дата> обратился с указанным иском в суд и был вновь подвергнут дисциплинарному взысканию в виде выдворения в штрафной изолятор на 5 суток.
Данные взыскания и постановления административный истец считает незаконными, нарушающими его право на свободу от бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, без учета тяжелого состояния здоровья, наличия заболеваний, выполнения им всех рекомендаций врачей, очевидно несоразмерные тяжести проступков. Нахождение в штрафном изоляторе приводит к ухудшению состояния здоровья Тарасова М.С., получаемое лечение является неполным, условия отбывания наказания не соответствуют необходимым условиям при прохождении лечения при столь тяжелых заболеваниях, слабости, затруднению дыхания и других симптомах болезни.
С учетом уточнений административных исковых требований административный истец просит суд признать решения администрации ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес> от <дата> и от <дата> в виде выдворения в штрафной изолятор незаконными, нарушающими его право на свободу от бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращение.
В судебном заседании административный истец Тарасов М.С. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, не оспаривая факты совершения проступков, выразившиеся в употреблении нецензурных слов безадресно, явившиеся основанием для наложения оспариваемых взысканий, а также указывал на условия штрафного изолятора, не советующие для содержания инвалида 2 группы.
Представитель административного истца адвокат Красиков В.В., действующий по устному заявлению административного истца и на основании ордера № от <дата>, в судебном заседании требования подержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес> Сергеева Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН Р. К. Н.А., в судебном заседании не согласилась с административным иском по доводам, изложенным в письменных возражениях, дополнив, что, являясь начальником филиала, предоставляла сведений о состоянии здоровья Тарасова М.С. при рассмотрении нарушений дисциплинарной комиссией. Оснований для не назначения и неисполнения наказания в виде выдворения в штрафной изолятор с учетом состояния здоровья осужденного не имелось. При нахождении в штрафном изоляторе осужденные получают назначенное лечение в полном объеме, ухудшение состояния здоровья является основанием для вывода их из изолятора, что и было сделано в июле 2021 года в отношении Т.М.С. Ухудшение состояния здоровья истца в июле 2021 года могло быть спровоцировано погодными условиями (жара).
В судебном заседании <дата> допрошенный в качестве специалиста Панюгин Е.В., указал, что является лечащим врачом осужденного Тарасова М.С. Перед выдворением истца в штрафной изолятор в июле 2021 года, осужденный был осмотрен, установлено состояние здоровья удовлетворительное, при ухудшении состояния здоровья он был выведен из изолятора. При нахождении осужденных в штрафном изоляторе назначаемое лечение осуществляется в полном объеме.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы административного дела и личного дела осужденного, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (п.2 ст.62, п.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено, что Тарасов М.С. осужден приговором Сызранского городского суда <адрес> от <дата> осужден по ч.2 ст. 228 УК РФ к наказанию в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима, с <дата> отбывает наказание в ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес>.
<дата> Тарасов М.С. ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения, утвержденными приказом Министерства юстиции РФ от <дата> №.
Заключением № врачебной комиссии филиала «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН Р. на основании протокола врачебной комиссии <дата> № Тарасову М.С. установлен диагноз в соответствии с Перечнем заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденный Постановлением Правительства РФ от <дата> №: «Хроническая обструктивая болезнь легких, бронхитический фенотип, тяжелое течение с выраженным клиническим синдромом, с частными обострениями. ДН–III».
<дата> рапортом младшего инспектора Терентьева А.С. доложено, что <дата> в 8.35 часов осужденный Тарасов М.С. выражался нецензурными словами, на замечания не реагировал, чем нарушил п. 17 гл.3 ПВРИУ. Актом № от <дата> зафиксировано допущенное Тарасовым М.С. нарушение ПВР ИУ гл.3 п. 17. Согласно акту от <дата> Тарасов М.С. отказался от предоставления письменных пояснений, устно не оспаривал вину в нарушении. По итогам проведенной проверки, с учетом беседы воспитательного характера, представленных материалов, установлено, что <дата> в 08.35 во время проведения общей проверки осужденный Тарасов М.С. в присутствии сотрудника администрации МИ ОБ Терентьева А С. допустил употребление нецензурных слов безадресно, на замечания не реагировал, находился в коридоре ТЛО №, о чем составлен рапорт <дата>. Указанные документы зарегистрированы в журналах учета нарушений установленного порядка отбывания наказания в ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес>.
Выявленное нарушение было вынесено на обсуждение заседания дисциплинарной комиссии администрации <дата>, по итогам которой постановлением начальника исправительного учреждения Губанова Ю.В. принято постановление от <дата> осужденного Тарасова М.С. за нарушение установленного порядка отбывания наказания выдворить в штрафной изолятор на 10 суток. Постановление Тарасову М.С. объявлено <дата>.
<дата> рапортом младшего инспектора Максимова А.В. доложено, что <дата> в 20.15 в отделении ТЛО № в комнате приема пищи осужденный Тарасов М.С. в присутствии сотрудника администрации учреждения выражался нецензурными словами безадресно, на замечания не реагировал, чем нарушил п. 17 гл.3 ПВРИУ. Актом № от <дата> зафиксировано допущенное Тарасовым М.С. нарушение ПВР ИУ гл.3 п. 17. Согласно акту от <дата> Тарасов М.С. отказался от предоставления письменных пояснений, устно не оспаривал вину в нарушении. По итогам проведенной проверки, с учетом беседы воспитательного характера, представленных материалов, установлено, что <дата> в 20.15 во время обхода туберкулезно-легочного отделения № в присутствии сотрудника администрации младшего инспектора ОБ Максимова А.В. Тарасов М.С. выражался нецензурными словами безадресно, на замечания не реагировал, находился в коридоре ТЛО №, о чем составлен рапорт <дата>. Указанные документы зарегистрированы в журналах учета нарушений установленного порядка отбывания наказания в ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес>.
Выявленное нарушение было вынесено на обсуждение заседания комиссии администрации <дата> с, по итогам которой постановлением врио начальника исправительного учреждения Харитонова Н.Н. принято постановление от <дата> осужденного Тарасова М.С. за нарушение установленного порядка отбывания выдворить в штрафной изолятор на 5 суток. Постановление Тарасову М.С. объявлено <дата>.
Административный истец, не согласившись с указанными решениями, в понедельник <дата> в лице представителя обратился в суд с настоящим административным иском об оспаривании действий ответчика, выразившееся в принятии постановления от <дата>, т.е. с учетом выходных дней (16 и 17 октября) в установленный законом срок для обращения в суд с заявленными требованиями. Довод административного ответчика в данной части судом во внимание не принимается.
Согласно части 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6 статьи 11).
В соответствии со статьей 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: выговор; дисциплинарный штраф; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор (далее - ШИЗО) на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима и тюрьмах - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года; перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.
В соответствии с частью 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <дата> № утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила внутреннего распорядка).
В соответствии с пунктом 16 Правил внутреннего распорядка осужденные обязаны исполнять требования законов Российской Федерации и Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении, выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы.
Как следует из содержания пункта 17 Правил внутреннего распорядка осужденным запрещается употреблять нецензурные и жаргонные слова, давать, присваивать и использовать в речи клички в отношении людей (абзац 25).
При этом согласно части 1 статьи 117Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы подлежат учету обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт.
Оценивая обстоятельства оспариваемых нарушений судом установлено, что осужденный Т.М.С.. допустил <дата> и <дата> нарушения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, а именно употребил нецензурные выражения, что не оспаривается административным истцом.
Таким образом, руководствуясь приведенными выше нормами, достоверно установив, что осужденный Тарасов М.С. допустил нарушенияПравил внутреннего распорядка исправительного учреждения, выразившиеся в употреблении нецензурных выражений, с учетом его поведения, предшествующего принятию оспариваемых решений в виде наличия действующих взысканий, в том числе за аналогичное правонарушение в виде выдворения в штрафной изолятор, отсутствия медицинских противопоказаний нахождения в штрафном изоляторе, администрацией исправительного учреждения обоснованно применены меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор. Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности в каждом случае соблюдена.
При определении меры взыскания и срока наказания были учтены обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение, в частности, неоднократное нарушение им режима отбывания наказания, в том числе за употребление нецензурных выражений. Налагаемое взыскание соответствует тяжести и характеру нарушения. При этом порядок и сроки наложения взыскания административным ответчиком были соблюдены.
Возможность нахождения осужденного Тарасова М.С. в штрафном изоляторе подтверждается соответствующим медицинским заключением, составленным уполномоченным лицом медицинского подразделения, исходя из объективных данных и полученных результатов осмотра Тарасова М.С., что также нашло свое подтверждение в судебном заседании.
Сведений, ставящих под сомнение объективность медицинских заключений, и свидетельствующих о нарушении порядка его составления, административным истцом не представлено. Заявления представителя административного истца о необходимости привлечения узкого специалиста для определения состояния здоровья осужденного на день принятия оспариваемых решений не свидетельствуют о нарушениях при наложении взысканий.
Заключение специалиста кафедры инфекционных болезней с курсами эпидемиологии РУДН Винокуровой О.О. от <дата> судом не принимается в качестве доказательств по делу, поскольку выводы содержат рекомендации лечения. При этом, основаны без личного осмотра административного истца Тарасова М.С. и условий содержания в штрафном изоляторе, на не представленных суду заключениях врача-пульмонолога от <дата> и от <дата>, записях дежурных врачей за период с февраля по май 2021 года, в том числе в даты и периоды, не относящиеся к принятию оспариваемых решений.
Доводы стороны административного истца о наличии причинно-следственной связи между нахождением Тарасова М.С. в штрафном изоляторе в рассматриваемые периоды с ухудшением здоровья не нашло своего подтверждения представленными документами.
В нарушение требований пункта 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороной административного истца не представлены доказательства не соответствие условий отбывания наказания в штрафном изоляторе по оспариваемым решениям необходимым условиям при прохождении лечения при имеющем тяжелом заболевании Тарасова М.С., сопровождающего слабостью, затруднением дыхания и другими симптомами болезни.
Доводы стороны административного истца о том, что имеющиеся заболевания у Т.М.С.С. препятствуют отбывания наказания в исправительном учреждении не являются предметом рассмотрения административного иска, поскольку подлежат оценке и разрешению в порядке ст. 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из обстоятельств дела, приведенных требований законодательством, судом не установлено несоответствие оспариваемых решенийнормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, то есть ни одного условия для признания оспариваемых действий незаконными.
При таких обстоятельствах, судом не усматривается оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Т.М.С. к ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес> о признании незаконными действия, выразившиеся в принятии постановлений от <дата> и от <дата>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено <дата>.
Судья: И.А. Щетинкина