Петрозаводский городской суд РК УИД 10RS0011-01-2021-000359-15
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 (Дело №12-78/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
17 февраля 2021 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна, при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Егоровой М. В. на постановление заместителя Министра финансов Республики Карелия Александровой Н.Ю. № от 22 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
директора ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» Егоровой М. В., <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя Министра финансов Республики Карелия Александровой Н.Ю. № от 22 декабря 2020 года должностное лицо - директор ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» Егорова М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Егорова М.В. с указанным постановлением не согласна, обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить по тем основаниям, что не является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения, ответственным должностным лицом за ведение бухгалтерского учета учреждения являлась главный бухгалтер ААА, в должностные обязанности которой входит, в том числе контроль за ведением сметы, в результате ненадлежащего ведения бухгалтерского учета не удалось в полном объеме обеспечить постановку на учет обязательств по системе казначейского учета бюджетных данных и, соответственно, обеспечить оплату финансовых обязательств по государственным контрактам, кроме того, протокол не содержит обоснования вины Егоровой М.В. фактически вступившей в должность директора 14.06.2019, то есть после принятия учреждением бюджетных обязательств.
В судебное заседание Егорова М.В. не явилась, извещена о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, ее защитник Супранович А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным.
Представитель Министерства финансов Республики Карелия Гужва Н.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.
Заслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, обозрев материалы дела №12-661/2020, проверив дело, судья приходит к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.15.15.10 КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 5 статьи 161 БК РФ предусмотрено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В силу п.3 ст.219 БК РФ (в редакции, действующей на даты вменяемого правонарушения) получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В соответствии с пунктами 6, 8 Порядка учета Управлением Федерального казначейства по Республике Карелия бюджетных и денежных обязательств получателей средств бюджета Республики Карелия, являющегося приложением №1 к приказу Министерства финансов Республики Карелия от 12.09.2017 № 385, сведения о бюджетном обязательстве формируются в соответствии с документами, на основании которых возникают бюджетные обязательства, и документами, подтверждающими возникновение денежных обязательств. Постановка на учет бюджетных обязательств (внесение изменений в поставленные на учет бюджетные обязательства) осуществляется УФК по Республике Карелия не позднее второго рабочего дня после представления Сведений о бюджетном обязательстве и их проверки, в том числе на непревышение суммы бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов над суммой неиспользованных лимитов бюджетных обязательств (по публичным нормативным обязательствам - бюджетных ассигнований), отраженных на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств, отдельно для текущего финансового года, для первого и для второго года планового периода.
Основанием привлечения Егоровой М.В. к административной ответственности по ст.15.15.10 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что она, являясь должностным лицом - директором ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», в нарушение п.5 ст.161, ст.219 Бюджетного кодекса РФ допустила принятие ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств.
Решением Верховного суда Республики Карелия от 07 октября 2020 г. постановление заместителя Министра финансов Республики Карелия от 25.06.2020, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06.08.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении Егоровой М.В. отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Министерство финансов Республики Карелия по тем основаниям, что дело не было рассмотрено должностным лицом всесторонне, с установлением всех юридически значимых обстоятельств и полной оценкой представленных доказательств, даты совершения каждого эпизода правонарушения не соответствуют указанным в постановлении датам заключения государственных контрактов ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» с превышением лимитов бюджетных обязательств. Содержание постановления дает основания полагать, что административный орган связывает событие правонарушения не с датами заключения Егоровой М.В. государственных контрактов, а с датами реагирования органом федерального казначейства на превышение ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» лимитных бюджетных обязательств, что не согласуется с диспозицией ст. 15.15.10 КоАП РФ. В административном материале имеется приказ Министра социальной защиты Республики Карелия от 14.06.2019 №, согласно которому Егорова М.В. назначена на должность директора ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» с 15.06.2019. Данное обстоятельство является существенным для дела, поскольку Егоровой М.В. в числе прочего вменено принятие бюджетных обязательств ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» в более ранние периоды - 23.01.2019, 01.04.2019, 15.04.2019, 16.04.2019, 22.04.2019, 29.04.2019. В связи с этим постановление должно содержать обоснование, по каким основаниям и посредством каких действий Егорова М.В. причастна к данным эпизодам противоправной деятельности. Протокол об административном правонарушении содержит аналогичную неполноту и противоречия. С учетом позиции стороны защиты о ясности вменяемого события правонарушения, не исключается возможность их исправления на стадии рассмотрения дела путем надлежащего изложения события правонарушения на основе имеющегося протокола без выхода за пределы приведенной в нем фабулы.
Согласно протоколу об административном правонарушении Егоровой М.В. инкриминировалось принятие бюджетных обязательств ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», превышающих утвержденные лимиты, 24.07.2019, 15.10.2019, 18.10.2019, 24.12.2019, 26.12.2019, 27.12.2019, по договорам, заключенным с ФГУП «Почта России» и АО «Почта России»:
1) от 26.06.2019 № 973-2 с превышением лимита бюджетных обязательств на сумму 2466108,74 руб., с 26.12.2019 - на 431502,42 руб.;
2) от 11.04.2019 № 521-2 с превышением лимита бюджетных обязательств на сумму 1733771,05 руб.;
3) от 16.04.2019 № 514-2 с превышением лимита бюджетных обязательств на сумму 278234,58 руб.;
4) от 16.04.2019 № 525-2 с превышением лимита бюджетных обязательств на сумму 102781,98 руб.;
5) от 23.01.2019 № 141-2 с превышением лимита бюджетных обязательств на сумму 106960,89 руб.;
6) от 22.04.2019 № 526-2 с превышением лимита бюджетных обязательств на сумму 311905,17 руб.;
7) от 29.04.2019 № 527-2 с превышением лимита бюджетных обязательств на сумму 617358,17 руб.;
8) от 01.04.2019 № 522-2 с превышением лимита бюджетных обязательств на сумму 530852,33 руб.;
9) от 15.04.2019 № 520-2 с превышением лимита бюджетных обязательств на сумму 262010,58 руб.
После возвращения дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в Министерство финансов Республики Карелия, постановлением заместителя Министра финансов Республики Карелия Александровой Н.Ю. № от 22 декабря 2020 года Егорова М.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст.15.15.10 КоАП РФ за принятие ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» бюджетных обязательств, превышающих утвержденные лимиты, путем заключения дополнительных соглашений к государственным контрактам:
1) дополнительное соглашение №б/н от 24.12.2019 к государственному контракту № 514-2 от 16.04.2019, допустив превышение лимита бюджетных обязательств на 10994,33 руб.;
2) дополнительное соглашение №б/н от 26.12.2019 к государственному контракту № 525-2 от 16.05.2019, допустив превышение лимита бюджетных обязательств на 7000 руб.;
3) дополнительное соглашение №б/н от 26.12.2019 к государственному контракту № 526-2 от 22.04.2019, допустив превышение лимита бюджетных обязательств на 23585,58 руб.;
4) дополнительное соглашение №б/н от 26.12.2019 к государственному контракту № 527-2 от 29.04.2019, допустив превышение лимита бюджетных обязательств на 55152,58 руб.;
5) дополнительное соглашение №б/н от 26.12.2019 к государственному контракту № 520-2 от 15.04.2019, допустив превышение лимита бюджетных обязательств на 53591,04 руб.
В силу требований ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
По смыслу закона принимаемое по делу об административном правонарушении решение должно быть мотивированным, основанным на имеющихся в материалах дела доказательствах, которым в постановлении должна быть дана соответствующая оценка.
Вместе с тем, изложенное событие административного правонарушения, за которое Егорова М.В. привлечена к административной ответственности оспариваемым постановлением, не соответствует фабуле обвинения, изложенной в протоколе об административном правонарушении.
Так, Егорова М.В. привлечена к административной ответственности, в том числе за принятие ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» бюджетных обязательств, превышающих утвержденные лимиты, путем заключения дополнительного соглашения №б/н от 26.12.2019 к государственному контракту № от 16.05.2019, допустив превышение лимита бюджетных обязательств на 7000 руб., в то время как в протоколе об административном правонарушении данный эпизод обвинения отсутствует.
Кроме того, протоколом об административном правонарушении Егоровой М.В. инкриминировалось принятие бюджетных обязательств, превышающих утвержденные лимиты, посредством заключения государственных контрактов от 26.06.2019 №; от 11.04.2019 №; от 16.04.2019 №; от 23.01.2019 №; от 01.04.2019 №, вместе с тем данные эпизоды в оспариваемом постановлении не указаны, мотивированные доводы об их исключении из объема обвинения должностным лицом не приведены.
Указанное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и не позволяет признать состоявшееся по делу постановление законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, что при осуществлении производства по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые в нарушение ст.24.1 КоАП РФ не позволили всесторонне, полно, объективно и в соответствии с законом рассмотреть дело, в связи с чем, постановление заместителя Министра финансов Республики Карелия Александровой Н.Ю. № от 22 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении Егоровой М.В. подлежит отмене.
Принимая во внимание, что установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Егоровой М.В. к административной ответственности не истек, дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение.
Доводы жалобы по существу принятого решения, в связи с отменой постановления по процессуальным основаниям, суд не проверяет, поскольку не вправе предрешать выводы должностного лица при вынесении нового постановления. Эти доводы следует проверить должностному лицу при новом рассмотрении дела об административном правонарушении и дать им надлежащую оценку.
При новом рассмотрении дела должностному лицу административного органа необходимо учесть вышеизложенное, и принять по делу об административном правонарушении законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя Министра финансов Республики Карелия Александровой Н.Ю. № от 22 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» Егоровой М. В., отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении директора ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» Егоровой М. В. возвратить на новое рассмотрение в Министерство финансов Республики Карелия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Сааринен