Дело № 2–39/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2014 года Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Лисовенко Н.Е.,
при секретаре Загидовой А.И.,
с участием представителя истца Наследова А.С.,
представителя ответчика Чернышева Ю.В.,
представителя третьего лица Мокрушиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Горноуральского городского округа к Лаптевой Н.С. об истребовании средств предоставленной социальной выплаты, -
УСТАНОВИЛ:
Истец Администрация Горноуральского городского округа обратился в суд с иском к Лаптевой Н.С. об истребовании средств предоставленной социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Лаптева Н.С. была включена в список участников подпрограммы «Молодой специалист» программы «Социальное развитие села до 2013 года» по Горноуральскому городскому округу. ДД.ММ.ГГГГ Лаптевой Н.С., как участнику мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности и в соответствии с условиями программы ей предоставлена социальная выплата в сумме <...> рублей. Участие в социальной программе молодого специалиста требует соблюдения определенных условий: работа или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет; наличие у молодого специалиста собственных или заемных средств в размер не менее 30 % расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Согласно п. 31 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются: а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства; б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства. Пункт 33 Положения предусматривает сохранение права члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты. Лаптевой Н.С. были нарушены следующие условия федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»: в нарушение требований п. 28 Типового положения молодой специалист Лаптева Н.С. не представила в органы местного самоуправления заявление по форме, предусмотренной приложением № 2 к настоящему Типовому положению; в нарушение требований п. 31 Типового положения после предоставления молодому специалисту Лаптевой Н.С. социальной выплаты ей не предоставлен заключенный трехсторонний договор в орган местного самоуправления (администрацию Горноуральского городского округа), подписанный молодым специалистом и работодателем; в соответствии с п.п. «а» п. 31 Типового соглашения не выполнено обязательство молодого специалиста работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства. Лаптева Н.С. ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (п.3 ст. 77 Трудового кодекса РФ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) из <место работы>, переименованного с ДД.ММ.ГГГГ в <место работы>. На основании изложенного истец просит взыскать с Лаптевой Н.С. в бюджет Горноуральского городского округа денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты в размере <...> руб.
Определением суда от 10.01.2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области.
В судебном заседании представитель истца основание, предмет иска, а также его обоснование, изложенное в заявлении, поддержал в полном объёме. Дополнительно пояснил, что Лаптева Н.С. являлась участником программы «Социальное развитие села до 2013 года» как молодой специалист по собственному заявлению. Заявление было подано Лаптевой Н.С. в свободной форме, а не по форме, установленной Типовым положением. Но ее поставили на учет в рамках указанной целевой программы, поскольку муниципальное образование не усмотрело нарушений в написании ею заявления неустановленного образца. Считает, что Лаптева Н.С. была ознакомлена с условиями программы, поскольку при подаче заявления специалисты администрации разъясняют условия программы. В ДД.ММ.ГГГГ подошла ее очередь на обеспечение жильем, произведен расчет стоимости субсидии, выписано свидетельство на получение субсидии. На основании резолюции Главы администрации денежные средства были переведены. В дальнейшем участник программы должен был представить трехсторонний договор, заключенный им с работодателем и администрацией, в соответствии с которым молодой специалист обязан отработать в сельской местности в течение 5 лет после выдачи свидетельства. Свидетельство выдано Лаптевой Н.С. ДД.ММ.ГГГГ, оплата произведена ДД.ММ.ГГГГ. Однако Лаптева Н.С. трехсторонний договор до настоящего времени в администрацию Горноуральского городского округа не предоставила, после выдачи свидетельства 5 лет не отработала в социальной сфере, уволилась по собственному желанию. Факт нарушения Лаптевой Н.С. условий программы был установлен аудиторской проверкой Счетной палаты Свердловской области. Считает, что на основании федеральной целевой программы возникли обязательственные отношения, в связи с чем просит взыскать с Лаптевой Н.С. денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты в размере <...> руб.
Ответчик Лаптева Н.С., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, с участием ее представителя.
Представитель ответчика исковые требования не признал. Суду пояснил, что ответчик Лаптева Н.С. не отрицает факт получения социальной выплаты для приобретения жилья. В качестве основания иска истцом указано несоответствие заявления, поданного Лаптевой Н.С., типовому заявлению о включении в программу. Однако, проверка документов, подаваемых участником программы, на их соответствие Типовому положению, является обязанностью администрации. Администрация приняла заявление Лаптевой Н.С., написанное в свободной форме, на основании данного заявления она была включена в список участников целевой программы. Несоответствие заявления установленному образцу не влечет исключения из участников программы или иных последствий, не является основанием для взыскании полученной субсидии. Лаптева Н.С. на законных основаниях была включена в участники программы и на законных основаниях получила социальную выплату. Ссылки истца на п.п. 26, 31 и 33 Типового положения для взыскания субсидии в связи с тем, что Лаптева Н.С. не отработала 5 лет после получения выплаты, считает несостоятельными. В п. 26 Типового положения содержится условие для получения молодым специалистом социальной выплаты – «работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией». Подавая заявление для участия в программе, Лаптева Н.С. отработала 5 лет в сельской местности и полагала, что добросовестно выполнила условие данной программы. На момент увольнения Лаптева Н.С. отработала <должность> в сельской местности <...> лет. О том, что Лаптева Н.С. после получения социальной выплаты обязана отработать 5 лет в сельской местности, администрация Лаптеву Н.С. не проинформировала. Согласно п. 31 Типового положения в случае предоставления молодому специалисту социальной выплаты орган местного самоуправления, молодой специалист и работодатель заключают трехсторонний договор. Существенным условием указанного договора является обязательство молодого специалиста работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства. Обязанность по заключению данного трехстороннего договора в силу закона возложена на орган местного самоуправления. Лаптева Н.С. за предоставление или непредоставление такого договора ответственность не несет. Данный договор администрация Горноуральского городского округа не предоставляла Лаптевой Н.С. для заключения. Договор, приложенный истцом к материалам искового заявления, считает недопустимым доказательством, поскольку в данном договоре не указаны реквизиты работодателя и личные данные молодого специалиста, не указана дата составления договора и дата, с которой договор начинает свое действие, отсутствует дата подписания договора главой администрации Сергеевым А.Л. Кроме того, Сергеев А.Л., подписавший данный договор, был назначен Главой администрации Горноуральского городского округа 26.12.2012 года, т.е. по истечении длительного времени после получения Лаптевой Н.С. социальной выплаты и после ее увольнения. Информация о назначении Сергеева А.Л. главой администрации является общедоступной, поскольку размещена на официальном сайте администрации. Доказательств направления или вручения указанного договора Лаптевой Н.С. для заключения - истцом не представлено. Обязательство отработать в сельской местности пять лет после выдачи свидетельства на получение субсидии закрепляется именно в этом трехстороннем договоре. В связи с тем, что данный договор не заключался, Лаптева Н.С. не приняла на себя обязательство отработать в сельской местности пять лет после выдачи свидетельства на получение субсидии. После получения социальной выплаты администрация Горноуральского городского округа ни разу не вызвала Лаптеву Н.С. для заключения договора, не направляла ей никаких предложений, требований или сам договор почтой. После проведения в ДД.ММ.ГГГГ в администрации Горноуральского городского округа аудиторской проверки Лаптеву Н.С. пригласили в администрацию, но не для заключения трехстороннего договора и не для возвращения на работу в сельскую местность, а для истребования выплаченной суммы субсидии. При этом Лаптева Н.С. поясняла, что она согласна продолжить работу в сельской местности, но представитель администрации отказал ей в этом. В п.33 Типового положения указано, что в трехстороннем договоре должно быть отражено, что именно при несоблюдении таких условий (работа в течение пяти лет после получения выплаты) истец вправе требовать возврата социальной выплаты. Условие о праве органа местного самоуправления в судебном порядке требовать возврат социальной выплаты при несоблюдении молодым специалистом взятых на обязательств является существенным условием трехстороннего договора, что указано в п. 31, 33 Типового положения. В данном случае такой договор не заключался, в связи с чем у органа местного самоуправления не возникло право истребовать возврат социальной выплаты. В связи с тем, что Лаптева Н.С. на себя таких обязательств не принимала, основания для взыскания социальной выплаты отсутствуют. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица - Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить и указал, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» предусмотрено предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. Порядок предоставления социальных выплат предусмотрен Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным также постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» (далее – Типовое соглашение). В соответствии с указанными нормативными актами Министерство представляет субсидию в бюджет муниципального органа. Орган местного самоуправления готовит списки участников программы, проверяет предоставленные участниками документы, затем списки представляются в Министерство. Министерство готовит сводный список по всей области и выдает свидетельства на получение субсидии. В соответствии с п.26 Типового положения одним из условий предоставления социальной выплаты молодому специалисту является работа или изъявление желания работать по трудовому договору не менее пяти лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. Кроме того, согласно п.31 типового положения в случае предоставления молодому специалисту социальной выплаты уполномоченный орган, член молодой семьи и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодого специалиста с использованием на эти цели социальной выплаты. При этом обязательство молодого специалиста работать у работодателя по трудовому договору не менее пяти лет с даты выдачи свидетельства является существенным условием такого договора. Лаптевой Н.С. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере <...> руб., из которых <...> руб. – это средства областного бюджета. Однако, Лаптева Н.С. уволилась из <место работы> ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому Лаптевой Н.С. не соблюдены условия предоставления социальной выплаты предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года № 868 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года». Министерство не контролирует заключение органом местного самоуправления трехстороннего договора. Считает, что неподписание договора не может являться основанием для отказа в иске, так как в соответствии с абз.2 п.33 Типового положения при несоблюдении указанных условий орган местного самоуправления сохраняет право истребовать в судебном порядке от молодого специалиста средства в размере предоставленной социальной выплаты.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", которойпредусмотрено предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
Данная программа разработана для достижения следующих основных целей: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности. Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов; улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний и поддержания высокой работоспособности; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
В соответствии с указанной программой основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами. На указанные мероприятия средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренными приложением N 16.
Приложение N 16 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" содержит Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (введены Постановлением Правительства РФ от 31.01.2009 N 83).
В соответствии с п. 2 Правил субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих в том числе предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением (приложение N 1 к Правилам).
Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 1 к Правилам) устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты). Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
В соответствии с п.п. «б» п. 26 Типового положения право на получение социальных выплат имеют: молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
- работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
- постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
- признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
- наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения.
Согласно п. 27 Типового положения под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
В соответствии с п. 28 Типового положения молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявления по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему Типовому положению, с приложением копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; копии документа об образовании молодого специалиста либо справки из образовательного учреждения о его обучении на последнем курсе этого образовательного учреждения; копий свидетельств о браке (для лиц, состоящих в браке); копий свидетельств о рождении или об усыновлении ребенка (детей); копии трудового договора с работодателем; выписки из домовой книги или копии финансового лицевого счета (для лиц, постоянно проживающих в сельской местности) либо справки органа местного самоуправления об отсутствии у заявителя жилья для постоянного проживания в этой сельской местности; документов, подтверждающих признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий или не имеющим жилья в сельской местности, в которой он работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств и (или) право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала в размере, предусмотренном пунктом 26 настоящего Типового положения. Перечень таких документов определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, Лаптева Н.С. (фамилия до брака М.) обратилась в ДД.ММ.ГГГГ (точная дата в ходе судебного разбирательства не установлена) с заявлением в <...> территориальную администрацию о включении ее как молодого специалиста в федеральную программу «Социальное развитие села». Данное заявление написано Лаптевой Н.С. в свободной форме. В отличие от формы, предусмотренной приложением N 2 к настоящему Типовому положению, в содержании заявления Лаптевой Н.С. отсутствует указание об ее ознакомлении условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий молодых специалистов в рамках программы «Социальное развитие села» и указание об обязательстве выполнять данные условия (л.д 40).
На основании личного заявления приказом № от ДД.ММ.ГГГГ главы <...> территориальной администрации Лаптева (М.) Н.С. была включена в список граждан, нуждающихся в получении жилой площади для участия в программе «Молодой специалист». (л.д.40, 42).
Из материалов гражданского дела видно, что в связи с тем, что Лаптева (М.) Н.С. не имеет <...> образования, она была исключена из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий приказом № от ДД.ММ.ГГГГ главы <...> территориальной администрации. (л.д.43)
На основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Горноуральского городского округа Лаптева Н.С. была восстановлена в списке участников подпрограммы «Молодой специалист» программы «Социальное развитие села до 2013 года» с ДД.ММ.ГГГГ и занесена в сводный список получателей социальных выплат по Горноуральскому городскому округу (л.д. 41, 44, 102-104).
ДД.ММ.ГГГГ Лаптева Н.С. обратилась к главе администрации Горноуральского городского округа с заявлением, в котором указала, что состоит на учете как молодой специалист, планирует в ДД.ММ.ГГГГ приобрести на выделенные денежные средства жилое помещение, расположенное по адресу: Свердловская область, Пригородный район, <адрес>, общей площадью <...> кв. м и стоимостью <...> тысяч руб. (л.д 39).
Как следует из материалов гражданского дела, Лаптева Н.С. имеет <образование>, в ДД.ММ.ГГГГ окончила <наименование образовательного учреждения> и ей присвоена квалификация <...> (л.д.45-47)
Как следует из трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ года, М. (Лаптева) Н.С. была принята <должность> <место работы> на неопределенный срок.
Из записей в трудовой книжке Лаптевой Н.С. видно, что она работала с ДД.ММ.ГГГГ в <место работы> (<адрес>) <должность>. Уволилась по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48-49, 72-73)
С ДД.ММ.ГГГГ Лаптева Н.С. состоит в зарегистрированном браке с Л.А.Н., что подтверждается свидетельством о заключении брака, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ отдел ЗАГС <адрес>. (л.д.56)
У Лаптевых имеется несовершеннолетний ребенок <...>. (л.д.57)
На момент предоставления социальной выплаты Лаптевы в собственности жилья не имели (л.д.66-71, 78).
В подтверждение наличия у молодого специалиста заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости приобретения жилья, Лаптевой Н.С. был представлен в администрацию Горноуральского городского округа договор займа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74- 77).
Таким образом, судом установлено, что Лаптева Н.С. в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Горноуральского городского округа с заявлением свободной формы о включении ее как молодого специалиста в федеральную программу «Социальное развитие села», приложила к заявлению копии документов, предусмотренных п. 28 Типового положения (копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; копии документа об образовании; копию свидетельства о браке; копию свидетельства о рождении ребенка; копию трудовой книжки; справку о проживающих с места жительства, справку об отсутствии у заявителя жилья в собственности, копию договора займа, подтверждающих наличие у заявителя заемных средств, предварительный договор купли-продажи жилого помещения).
Администрация Горноуральского городского округа, на основании заявления Лаптевой Н.С. и приложенных к нему документов включила ее в список участников подпрограммы «Молодой специалист» программы «Социальное развитие села до 2013 года» с ДД.ММ.ГГГГ и внесла в сводный список получателей социальных выплат по Горноуральскому городскому округу на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 105-115). Список был направлен в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (в настоящее время - Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области).
ДД.ММ.ГГГГ Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (далее – Министерство) заключило с муниципальным образованием «Горноуральский городской округ» соглашение № о предоставлении в ДД.ММ.ГГГГ субсидии местному бюджету Горноуральского городского округа на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. В соответствии с заключенным соглашением Министерство представляет муниципальному образованию субсидии из федерального и областного бюджетов, предусмотренные на реализацию мероприятий Программы, в согласованных объемах (п.2.1). Муниципальное образование обязуется использовать субсидии, полученные по настоящему соглашению, на финансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в соответствии с выписками из сводных списков участников мероприятий – получателей социальных выплат (п.2.2.2). (л.д. 92-104).
Как следует из приложения № к указанному соглашению, Лаптева Н.С. включена Министерством в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат по Горноуральскому городскому округу в рамках федеральной программы «Социальное развитие села до 2013 года» как молодой специалист (л.д. 104).
В соответствии с п. 8 Типового положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению N 1 к Типовому положению. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти.
Как следует из свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, Лаптева Н.С. являлась участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». В соответствии с условиями программы ей предоставлена социальная выплата в размере <...> рублей на приобретение жилого помещения в <адрес> муниципального образования Горноуральский городской округ. Свидетельство выдано ДД.ММ.ГГГГ. В свидетельстве имеется отметка кредитной организации, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (сумма по договору <...> руб.), получателю социальной выплаты Лаптевой Н.С. произведены перечисления в размере <...> руб. (л.д.25-26).
Свидетельствами о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Лаптева Н.С., несовершеннолетний Л.Д.А. и Л.А.Н. приобрели в общую равно-долевую собственность (1/3) у Р.А.К. квартиру № в <адрес>, по ул. <адрес>, д.№ в Пригородном районе Свердловской области (л.д.27-35)
Таким образом, судом установлено, что Лаптевой Н.С., как участнику подпрограммы «Молодой специалист» федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», была представлена социальная выплата в размере <...> руб., которая была израсходована ей и членами ее семьи на приобретения жилья в сельской местности.
В соответствии с п. 14 Типового положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
В силу п. 15 Типового положения органы исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.
Исходя из приведенных выше норм, обязанность проверить правильность оформления документов заявителя-участника целевой программы и достоверности содержащихся в них сведений возложена на орган местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах суд считает несостоятельным довод истца о том, что Лаптевой Н.С. нарушено условие федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», предусмотренное п. 28 Типового положения – не представление ответчиком заявления на участие в программе по форме, предусмотренной Типовым положением. Несмотря на подачу Лаптевой Н.С. заявления, не соответствующего установленной форме, администрация Горнуральского городского округа не возвратила заявление на переоформление, а на основании данного заявления включила Лаптеву Н.С. в участники целевой программы. Несоответствие заявления Лаптевой Н.С. установленному Типовым положением образцу не является основанием для взыскания судбсидии с Лаптевой Н.С.
Кроме того, законность включения Лаптовой Н.С. в участники федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и законность представления ей социальной выплаты не оспаривается сторонами.
Согласно п. 31 Типового положения в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются: а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства; б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
В силу 33 Типового положения право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.
Как установлено в судебном заседании, после выдачи Лаптевой Н.С. свидетельства о предоставлении социальной выплаты, после получения Лаптевой Н.С. социальной выплаты на приобретение жилья, администрацией Горноуральского городского округа, Лаптевой Н.С. и ее работодателем не был заключен трехсторонний договор, предусматривающий обязательство Лаптевой Н.С. работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства.
Лаптева Н.С. была уволена ДД.ММ.ГГГГ из <место работы> по собственному желанию ст. 77 п. 3 Трудового кодекса РФ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Факт незаключения указанного трехстороннего договора с Лаптевой Н.С. был установлен истцом лишь в ДД.ММ.ГГГГ в ходе аудиторской проверки Счетной палаты Свердловской области.
Так, данной проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в администрации Горноуральского городского округа по вопросу соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также целевого и эффективного использования межбюджетных трансферов, предоставленных из областного бюджета бюджету Горноуральского городского округа в ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что в нарушение п.31 Типового положения администрация Горноуральского городского округа при предоставлении социальной выплаты в сумме <...> руб. молодому специалисту Лаптевой Н.С. не заключила трехсторонний договор с молодым специалистом и работодателем. На момент проверки договор с Лаптевой Н.С. не представлен. Информацией о месте трудоустройства Лаптевой Н.С. администрация не располагает. (л.д.18)
Исходя из смысла п.п. 28, 31, 33 Типового положения, данными нормами на получателя социальной выплаты не возложена обязанность заключения трехстороннего договора. Также не возложена на получателя социальной выплаты и обязанность представления данного договора в орган местного самоуправления.
Напротив, как следует из соглашения № о предоставлении в ДД.ММ.ГГГГ субсидии местному бюджету Горноуральского городского округа на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, заключенного ДД.ММ.ГГГГ Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области с муниципальным образованием «Горноуральский городской округ», муниципальное образование обеспечивает целевое и эффективное использование субсидий (п.2.2.9), обязуется в случае представления молодой семье, молодому специалисту социальной выплаты, заключить с членом молодой семьи, молодым специалистом и работодателем трехсторонний договор на условиях, указанных в пунктах 31-34 Типового положения (п.2.2.19) (л.д. 94-95).
Таким образом, обязанность по заключению трехстороннего договора возложена на муниципальное образование.
Данное обстоятельство нашло отражение и в акте аудиторской проверки Счетной палаты Свердловской области, в котором указано, что в нарушение п.31 Типового положения администрация Горноуральского городского округа не заключила трехсторонний договор с молодым специалистом и работодателем при предоставлении социальной выплаты в сумме <...> руб. молодому специалисту Лаптевой Н.С.
В силу положений ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлено допустимых доказательств о вручении, направлении (представлении) администрацией Горноуральского городского округа данного договора Лаптевой Н.С. для заключения. Также не представлено истцом доказательств о том, что после получения Лаптевой Н.С. социальной выплаты органом местного самоуправления направлялись в ее адрес письменные уведомления о необходимости заключить такой договор.
Суд относится критически к представленному истцом договору об обеспечении жильем молодой семьи, молодого специалиста. В данном договоре не указаны личные данные молодого специалиста – участника программы, отсутствуют данные работодателя и его реквизиты, не указана дата составления договора и дата, с которой договор начинает свое действие, отсутствует дата подписания договора главой администрации Сергеевым А.Л.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, на момент выдачи Лаптевой Н.С. свидетельства и получения ею социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ года, Сергеев А.Л. не являлся Главой администрации Горноуральского городского округа, так как на данную должность он был назначен с 27.12.2012 года решением Думы Горноуральского городского округа от 26.12.2012 года № 18/1.
При указанных обстоятельствах довод истца о нарушении ответчиком Лаптевой Н.С. требований п. 31 Типового положения, выразившегося в незаключении Лаптевой Н.С. трехстороннего договора и непредставлении его в орган местного самоуправления, суд считает несостоятельным.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Участие в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» требует соблюдение ряда обязательных условий, предусмотренных п.п. «б» п. 26 Типового положения, которые Лаптевой Н.С. были соблюдены. Так, на момент получения выплаты ДД.ММ.ГГГГ года, она являлась молодым специалистом, имела соответствующее образование, работала в сельской местности в организации социальной сферы по трудовому договору более 6 лет (с ДД.ММ.ГГГГ), постоянно проживала в сельской местности, не имела в собственности жилья, имела заемные средства в необходимом размере для приобретения жилья. На предоставленные денежные средства по социальной выплате приобрела квартиру в сельской местности.
Доказательств, подтверждающих, что Лаптева Н.С. была ознакомлена с условиями подпрограммы «Молодой специалист» федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» суду не представлено.
Представитель истца в обоснование довода об обязательстве молодого специалиста Лаптевой Н.С. работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства ссылается на п.п. «а» п. 31 Типового соглашения федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».
Вместе с тем, п.п. «а» п. 31 Типового соглашения предусматривает заключение трехстороннего договора органа местного самоуправления, молодого специалиста и работодателя, существенными условиями которого являются обязательство молодого специалиста работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства, право органа местного самоуправления истребовать в судебном порядке от молодого специалиста средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста.
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Как установлено в судебном заседании, указанный трехсторонний договор, содержащий вышеуказанные существенные условия, в том числе обязательство молодого специалиста Лаптевой Н.С. работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства, не был заключен администрацией Горноуральского городского округа ни с молодым специалистом Лаптевой Н.С., ни с ее работодателем.
Обязанность контроля за подписанием такого договора всеми сторонами на Лаптеву Н.С. не была возложена юридически. После выдачи Лаптевой Н.С. свидетельства и до перечисления ей социальной выплаты орган местного самоуправления не обращался к Лаптевой Н.С. с предложением или требованием заключить данный договор. Между тем, обязанность по заключению данного договора, обязанность по представлению заявок в Банк на перечисление социальных выплат участникам программы, по контролю за перечислением социальных выплат получателю и соблюдением условий их перечисления возложена на администрацию Горноуральского городского округа соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области с муниципальным образованием «Горноуральский городской округ» (п.2.2.13- п. 2.2.19 – л.д. 95), и соглашением о порядке обслуживания социальных выплат, заключенного администрацией Горноуральского городского округа с ОАО «<Б.>» (п.2.1.1.-2.1.5 – л.д. 82-91).
Более того, как следует из пояснений истца, перечисление социальной выплаты Лаптевой Н.С. было произведено на основании резолюции Главы администрации Горноуральского городского округа. Причин, по которым трехсторонний договор не был заключен администрацией Горноуральского городского округа с Лаптевой Н.С. и ее работодателем, представитель истца не назвал. Доказательств, подтверждающих отказ Лаптевой Н.С. подписать данный договор, истцом не представлено.
Таким образом, действия Лаптевой Н.С. не носят виновный характер, поскольку контролировать и требовать подписание от сторон такого договора она не могла, а с требованием о понуждении заключить такой договор, к ней орган местного самоуправления не обращался как до перечисления социальной выплаты, так и после перечисления социальной выплаты.
Следовательно, лица, ответственные в администрации Горноуральского городского округа за подготовку документации для предоставления социальной выплаты должным образом процесс подготовки не проконтролировали и произвели социальную выплату при отсутствии подписанного трехстороннего договора. Таким образом, истцом не отработан механизм контроля за исполнением условий выполнения определенных взятых на себя обязательств.
Довод представителя третьего лица о том, что неподписание Лаптевой Н.С. договора не может являться основанием для отказа в иске, так как в соответствии с абз.2 п.33 Типового положения при несоблюдении указанных условий орган местного самоуправления сохраняет право истребовать в судебном порядке от молодого специалиста средства в размере предоставленной социальной выплаты, суд считает несостоятельным.
Исходя из смысла п.п. 31, 33 Типового соглашения, существенным условием трехстороннего договора является право органа местного самоуправления истребовать в судебном порядке от молодого специалиста средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста. Т.е. в трехстороннем договоре должно быть отражено право органа местного самоуправления истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты при несоблюдении указанных условий.
В силу того, что незаключенный договор не порождает возникновения у его сторон соответствующих прав и обязанностей, возможность судебного принуждения ответчика к исполнению обязательства в рамках несуществующего договора отсутствует.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований к Лаптевой Н.С. об истребовании средств предоставленной социальной выплаты.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований администрации Горноуральского городского округа к Лаптевой Н.С. об истребовании средств предоставленной социальной выплаты, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения).
Мотивированное решение суда составлено 09 февраля 2014 года.
Судья: