Дело № 2-12/2016
Решение
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
07 апреля 2016 года г. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Конищевой И.И.,
при секретаре Манухиной С.И.,
с участием:
- прокурора - помощника Канского межрайпрокурора Хохлова И.А.,
- представителя ответчика - Малахова А.И.,
- представителя третьего лица - Котелевского С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Таеженского сельсовета Канского района Красноярского края о признании бездействия администрации Таеженского сельсовета незаконным и возложении обязанностей,
установил:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Таеженского сельского совета в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехническое сооружение - грунтовая плотина трапецеидальной формы, высотой около 9 метров, длиной по гребню - около 100 метров, шириной по гребню - около 5 метров. Обязать администрацию Таеженского сельского совета осуществить в порядке ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации постановку на учет в Канский отдел Управления федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю бесхозяйное имущество - гидротехническое сооружение - грунтовая плотина трапецеидальной формы, высотой около 9 метров, длиной по гребню - около 100 метров, шириной по гребню - около 5 метров в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой по поступившей информации из главного управления МЧС России по Красноярскому краю о наличии на территории Таежинского сельского совета бесхозяйного имущества проведена проверка.
В результате проверки установлено, что на территории Таежинского сельсовета Канского района Красноярского края расположено гидротехническое сооружение - грунтовая плотина трапецеидальной формы, высотой около 9 метров, длиной по гребню - около 100 метров, шириной по гребню - около 5 метров. Пруд образован грунтовой плотиной с паводковым поверхностным водосбросом (автоматического типа), состоящий из железобетонных конструкций находящийся ближе к левобережному примыканию.
Согласно акту выездной внеплановой проверки от 04.10.2013, составленному Енисейским управлением Ростехнадзора, при визуальном осмотре выявлены следующие повреждения: на протяжении всей дамбы присутствуют оползни, просадки, в теле дамбы множество трещин. Примыкания водосброса и дамбы размыто. Техническое состояние оценено как неудовлетворительное.
Кроме того, согласно отчету от 2013 о выполнении работы по мероприятию «Радиационное обследование заброшенных отвалов обогатительной фабрики бывшего предприятия по добыче монацитов» установлено, что на отдельных участках отвала - единичные глыбы и суглинистый заполнитель отвальных пород характеризуются высокими значениями радиационных параметров. Так МАЭД гамма-излучения на поверхности грунта местами достигала 3,28...3,75 мкЗв/ч. На территории дражного отвала, примыкающего к дамбе водохранилища, встречаются аномальные участки с повышенными значениями МД гамма-излучения, обусловленным редкометально-ториевой минерализацией. По результатам исследования на указанной территории не рекомендуется жилищное и общественное строительство.
Однако в настоящее время гражданином Прищеповым А.А. самовольно осуществляется разведение рыбного хозяйства на водном объекте. Гидротехническое сооружение - грунтовая плотина не является объектом федеральной, краевой и муниципальной собственности.
Поскольку отсутствует собственник выше указанного гидротехнического сооружения, следовательно, данный объект является бесхозяйным имуществом. Отсутствие собственника и хозяина вышеуказанного объекта создает угрозу безопасности граждан. Поскольку выше указанный объект расположен в административных границах муниципального образования Таеженский сельсовет, необращение администрации Таеженского сельского совета в Канский отдел управления Федеральной регистрационной службы Красноярского края с заявлением о принятии объекта на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ. 06.04.2015 в адрес главы Таеженского сельского совета внесено представление об устранении нарушений требований законодательства. В удовлетворении представления прокурору отказано.
Органы местного самоуправления в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности выше указанного объекта. Непринятие мер по указанному вопросу представляют угрозу безопасности граждан.
В судебном заседании прокурор поддержал исковое заявление по изложенным в иске доводам, уточнил исковые требования в части срока исполнения заявленных требований, просил обязать администрацию Таеженского сельсовета выполнить указанные в иске действия в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Глава администрации Таеженского сельсовета Малахов И.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что дамба возведена Прищеповым в 2013 году. Ранее в том месте было сооружение для добычи тория. Дамба не находится в административных границах муниципального образования Таеженский сельсовет, а расположена на землях государственного лесного фонда Канского лесничества Таеженского участкового лесничества. Сельсовет может только предупредить население, считает, что это имущество Российской Федерации.
Представитель третьего лица КГБУ «Канское лесничество» Котелевский С.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, пояснил, что данная дамба была всё время, территория, на которой она расположена, принадлежит государственному лесному фонду Таеженского участкового лесничества. В компетенцию органов лесного фонда не входит постановка на учет каких-либо объектов.
Представитель третьего лица администрации Канского района извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство, в котором просит отложить рассмотрение дела, в связи с нахождением представителя на больничном. В своем отзыве на исковое заявление Канского межрайонного прокурора поясняет, что постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 512-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов» утверждена подпрограмма «Обеспечение радиационной безопасности населения и улучшение социально-экономических условий его проживания» на 2014-2017 годы. В перечне мероприятий подпрограммы имеется мероприятие - разработка проектно-сметной документации на проведение работ по рекультивации территории дражного отвала, образованного при разработке монацитовых россыпей и расположенного в устье ручья Ключ глубокий в зоне рекреации п. Таежный (Канский район, Красноярский край) с проведением инженерных изысканий. Постановка администрацией сельсовета на учет данного гидротехнического сооружения с радиационным излучением на учет в качестве бесхозяйной является нецелесообразной, так как может препятствовать осуществлению государственных полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края. Просит в удовлетворении требований прокурора отказать.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, считает необходимым удовлетворить заявленные прокурором требования., мотивируя тем, что Постановлением Правительства Красноярского края от 26.10.2012 № 565-п утверждена региональная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса на территории Красноярского края на 2013 - 2020 годы». Государственным заказчиком Программы является министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, исполнители программных мероприятий отбираются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с абзацем 1 раздела 2 Программы, Программа разработана для решения проблем, связанных с обеспечением безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Красноярского края. В соответствии с абзацем 1 раздела 2 Программы целью Программы на период до 2020 года является защита населения и территории Красноярского края от вредного воздействия поверхностных вод посредством повышения безопасности гидротехнических сооружений и экологическая реабилитация водных объектов. Программой не предусмотрено обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в с. Таежный Канского района.
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав участников судебного заседания и исследовав материалы дела: отчет о выполнении работы по мероприятию «Радиационное обследование заброшенных отвалов обогатительной фабрики бывшего предприятия по добыче монацитов»; объяснение Прищепова А.А. от 31.03.2015; письмо и.п. руководителя администрации Канского района от 09.09.2014 в адрес начальника Канского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов; акт проведения проверки Ростехнадзором от 04.10.2013; сообщение начальника Канского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов от 24.09.2014 в адрес и.п. руководителя администрации Канского района; письмо руководителя администрации Канского района от 01.06.2015 в адрес заместителя министра природных ресурсов и экологии Красноярского края; письмо заместителя министра природных ресурсов и экологии Красноярского края от 13.07.2015 «О направлении плана» в адрес глав муниципальных образований Красноярского края; акт проведения осмотра наиболее важных и социально-значимых гидротехнических сооружений Канского района от 23.06.2015, и считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со ст.219 ГК РФ, право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую, собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Статья 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит перечень имущества, который может находится в собственности муниципального образования и использоваться для решения вопросов местного значения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ст.ст.4,7 ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размера ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Объем и содержание мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Органы местного самоуправления входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в полномочии органа местного самоуправления входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.ст.3,9 ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений», под обеспечением безопасности гидротехнических сооружений понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация, обязаны обеспечить соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации. Осуществлять контроль за состоянием гидротехнического сооружения, осуществлять оценку его безопасности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий, обеспечению безопасной работы гидротехнического сооружения, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий.
В силу ст. 2, 18 и 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Органы местного самоуправления в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
В судебном заседании установлено, что на территории Таеженского сельсовета Канского района Красноярского края расположено гидротехническое сооружение - грунтовая плотина трапецеидальной формы, высотой около 9 метров, длиной по гребню - около 100 метров, шириной по гребню - около 5 метров. Пруд образован грунтовой плотиной с паводковым поверхностным водосбросом (автоматического типа), состоящий из железобетонных конструкций находящийся ближе к левобережному примыканию. Согласно акту выездной внеплановой проверки от 04.10.2013 Енисейского управления Ростехнадзора, при визуальном осмотре выявлены следующие повреждения: на протяжении всей дамбы присутствуют оползни, просадки, в теле дамбы множество трещин. Примыкания водосброса и дамбы размыто. Техническое состояние оценено как неудовлетворительное.
Согласно отчету от 2013 о выполнении работы по мероприятию «Радиационное обследование заброшенных отвалов обогатительной фабрики бывшего предприятия по добыче монацитов» на отдельных участках отвала - единичные глыбы и суглинистый заполнитель отвальных пород характеризуются высокими значениями радиационных параметров. Так МАЭД гамма-излучения на поверхности грунта местами достигала 3,28...3,75 мкЗв/ч. На территории дражного отвала, примыкающего к дамбе водохранилища, встречаются аномальные участки с повышенными значениями МД гамма-излучения, обусловленным редкометально-ториевой минерализацией. По результатам исследования на указанной территории не рекомендуется жилищное и общественное строительство.
Гидротехническое сооружение - грунтовая плотина не является объектом федеральной, краевой и муниципальной собственности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии объекта - гидротехническое сооружение - грунтовая плотина на учет как бесхозяйного имущества возложена на орган местного самоуправления - администрацию Таеженского сельсовета. Объективных причин для невыполнения указанных действий администрацией Таеженского сельсовета суд не усматривает, полагая, что орган местного самоуправления должен принимать более активные меры к исполнению своих функций. В связи с чем, считает необходимым признать незаконным данное бездействие органа местного самоуправления и обязать администрацию Таеженского сельсовета осуществить постановку на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество грунтовой плотины как бесхозяйного имущества, поскольку, из-за неопределенности статуса данного гидротехнического сооружения и источника финансирования ее содержания, отсутствует возможность реализации мер по предупреждению аварий, а также создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварий и их последствий, обеспечения безопасности ее работы, что нарушает права населения, проживающего на территории администрации Таеженского сельсовета, на защиту от чрезвычайных ситуаций, в случае аварии на гидротехническом сооружении.
Доводы ответчика о нахождении плотины за пределами границ населенного пункта Таежный суд не может признать состоятельными, поскольку грунтовая плотина расположена в пределах границ муниципального образования Таеженский сельсовет, установленных Законом Красноярского края от 18.02.2005 N 13-3015 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Канский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований».
В силу ст.ст.45, 254 ГК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований об оспаривании решений, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав, в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Канского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Таеженского сельского совета в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехническое сооружение - грунтовая плотина трапецеидальной формы, высотой около 9 метров, длиной по гребню - около 100 метров, шириной по гребню - около 5 метров.
Обязать администрацию Таеженского сельского совета осуществить в порядке ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации постановку на учет в Канский отдел Управления федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю бесхозяйное имущество - гидротехническое сооружение - грунтовая плотина трапецеидальной формы, высотой около 9 метров, длиной по гребню - около 100 метров, шириной по гребню - около 5 метров в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия я в окончательной форме.
Судья И.И. Конищева
Составлено в окончательной
форме 12 апреля 2016 года.