Решение по делу № 33а-3441/2019 от 15.08.2019

Дело №33а-3441/2019

Судья Денисов Д.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 09 сентября 2019 года

    Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Бурашниковой Н.А.,

судей: Карнауховой И.А., Сесина М.В.,

при секретаре Дрожжиной В.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» к прокурору *** ДСА и прокуратуре *** о признании незаконным представления *** от ***, об устранении нарушений законодательства по обращению с твердыми коммунальными отходами,

по апелляционной жалобе АО «Тамбовская сетевая компания» на решение Никифоровского районного суда *** от ***,

заслушав доклад судьи Карнауховой И.А., судебная коллегия

установила:

АО «Тамбовская сетевая компания» в лице исполнительного директора КВА, обратилась в суд с административным иском к прокурору *** и прокуратуре ***, о признании незаконным представления *** от ***.

В обоснование административных исковых требований указано, что представление принято на основании заявления ПТГ представляющей по доверенности интересы ВНИ, как собственника жилого помещения по адресу: *** р.*** АО «ТСК» вменяется нарушение требований Правил обращения с твердыми коммунальными отходами утвержденных постановлением Правительства РФ от *** ***, а именно, что не извещены потенциальные потребители этой услуги о необходимости заключения договоров, начислена плата за услугу на имя умершего лица и без заключения договора с собственником жилого помещения.

АО «ТСК» считает указанные доводы представления необоснованными, поскольку согласно ч.4 ст.24.7 Федерального закона от *** №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п.5 ч.2 ст.153 Жилищного кодекса РФ, все потребители услуг, в том числе собственник жилища, обязаны заключить с региональным оператором, договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Соответственно АО «ТСК» получив *** статус регионального оператора, принял меры предусмотренные Правилами обращения с ТКО, чтобы уведомить потребителей услуги о необходимости заключения договоров, а именно разместил соответствующую информацию на официальном сайте АО «ТСК», на оборотной стороне документа об оплате услуг за электроэнергию, а также в оферту в спецвыпуске периодического печатного издания «Тамбовская жизнь» от ***.

В отношении жилища заключен договор на типовых условиях, по причине того, что его собственник не обратился в АО «ТСК» с заявкой на заключение договора, соответственно по лицевому счёту плательщика открытого на имя АНИ, законно и обоснованно начисляется плата, поскольку не предоставлены сведения о его смерти, а также данные об изменении собственника жилища.

АО «ТСК» полагает, что был нарушен порядок вынесения представления, поскольку по заявлению ПТГ не проводилась проверка, в том объёме и порядке который предусмотрен ст.21 Федерального закона ***-I от *** «О прокуратуре Российской Федерации», в результате чего не запрошены документы и объяснения со стороны АО «ТСК», а выводы о нарушении законодательства не подкреплены соответствующими доказательствами. Кроме того, отсутствовало основание для прокурорского надзора, поскольку АО «ТСК» не нарушило требований закона при заключении договора.

Решением Никифоровского районного суда *** от *** в удовлетворении административных исковых требований АО «Тамбовская сетевая компания» отказано.

В апелляционной жалобе исполнительный директор АО «Тамбовская сетевая компания» КВА просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что одним из необходимых обстоятельств имеющих значение для настоящего административного дела, является наличие факта нарушения закона АО «ТСК». Отмечает, что прокуратура *** указывает на нарушение п.8.17. Правил обращения с твердыми коммунальными отходами утвержденных постановлением Правительства РФ от *** ***, содержащий требование об извещении Региональным оператором потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 8(17) Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Указывает, что извещение потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами реализовано АО «ТСК» следующими способами: размещение на официальном сайте АО «ТСК» уведомления для потребителей услуги с подробным изложением информации относительно правил обращения с ТКО, в том числе о необходимости заключения договора с Региональным оператором; размещение публичного договора (оферты) в периодическом печатном издании «Тамбовская жизнь» (спецвыпуск от ***, где указана информация, что с *** АО «ТСК» приступит к работе в качестве единственного поставщика услуг (регионального оператора) по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на всей территории *** и ***.

Согласно ч.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.7 Федерального закона от *** №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» заключение договоров для всех категорий потребителей, включая физических лиц, имеет обязательный характер».

размещение информационного материала (о необходимости заключения договора по обращению с ТКО) на оборотной стороне документа об оплате услуг за электроэнергию. Текст информационного письма изложен в договоре на оказание услуг от *** ***.

Считает, что АО «ТСК» исполнено обязательство по уведомлению потребителей о необходимости заключения договора по обращению с ТКО надлежащим образом.

Отмечает, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, следовательно, заключение его в письменной форме не носит обязательного характера. Публичный договор на оказание услуг по обращению с ТКО с потенциальными потребителями считается заключенным в соответствии с п. 8(17) Правил: в случае если потребитель не обратился к региональному оператору с заявкой для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с приложением необходимого перечня документов, то договор считается заключенным на условиях типового договора.

Считает, что одним из необходимых обстоятельств, имеющих значение для настоящего административного дела, является законность проведения прокуратурой *** проверки исполнения законодательства. Отмечает, что проверка, по результатом которой внесено представление, проведена по обращению ПТГ представляющей интересы по доверенности ВНИ. Обращение Пустоваловой от содержит требование о снятии начислений за оказание услуги по обращению с ТКО ввиду отсутствия зарегистрированных лиц в жилом помещении. В запросе прокуратуры направленном в адрес административного ответчика содержится требование о предоставлении сведений согласно доводам заявителя. Никакой дополнительной информации, согласно проводимой проверки, запрошено административным ответчиком не было, представители АО «ТСК» в прокуратуру *** для дачи пояснений не приглашались.

Согласно п.2.3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от *** ***, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (п.2 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Обращает внимание, что у прокуратуры *** отсутствовали основания внесения оспариваемого представления ввиду отсутствия заявления о проведении проверки на предмет нарушений, указанных в представлении.

Отмечает, что в рамках проведения проверки по заявлению ПТГ от ***, решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки (с указанием цели, основания и предмета проверки) в адрес АО «ТСК» не поступало. Считает, что административным ответчиком проверка проведена в отсутствие законных оснований, поскольку информация о фактах нарушения законодательства относительно предмета нарушений, указанных в представлении не поступала, с превышением пределов проведения проверки, с нарушением процедуры проведения проверки, поскольку не запрошены документе и пояснения со стороны административного истца, выводы о нарушении законодательства не подкреплены соответствующими доказательствами и пояснениями сотрудников.

Считает необоснованным вывод суда об установлении факта подачи ПТГ (в интересах ВНИ) заявления на заключение договора в письменной форме в соответствии с п. 8(4) Правил, а АО «ТСК» не исполнило обязательства, предусмотренные п.п. 8 (5)-8(16) Правил по предоставлению заявителю 2-х экземпляров договоров и проведения дальнейшей процедуры заключения договора в письменной форме. Обращает внимание, что в заявлении ПТГ содержатся требования к АО «ТСК» «отменить оплату договору», что аналогично требованию о расторжении договора, и указанное заявление не может быть расценено в качестве заявки потребителя на заключение договора на обращение с твердыми коммунальными отходами.

Доказательств, что ПТГ (в интересах ВНИ) обращалась с заявлением о заключении договора материалы дела не содержат. Данные сведения отсутствуют и в представленном прокуратурой *** надзорном производстве. Считает, что АО «ТСК» не допустило нарушения законодательства, а именно п. 8.2. - 8.16 (относительно порядка заключения договора) Постановления ***, поскольку заявка на заключение договора от ВНИ в адрес АО «ТСК» не поступала.

Обращает внимание, что суд, отказывая административному истцу в удовлетворении исковых требований, указал, что АО «ТСК» приступил с *** к работе в качестве единственного поставщика услуг (регионального оператора) по обращению с ТКО на всей территории *** и ***, в связи с чем, стал совершать действия по уведомлению потребителей данной услуги о необходимости заключения Договоров, а именно разместил указанную информацию - на официальном сайте АО «ТСК», на оборотной стороне документа об оплате услуг за электроэнергию, в спецвыпусках периодического печатного издания «Тамбовская жизнь». Вместе с тем, именно ненадлежащее извещение потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращения с ТКО согласно п. 8(17) послужило единственным основанием для вынесения оспариваемого представления.

Отмечает, что из оспариваемого представления следует, что нарушение закона установлено в отношении всех жителей р.***, а не только лица, по заявлению которого проводилась проверка.

Обращает внимание, что публичный договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с субъектом обладающим полной правоспособностью являющимся собственником жилого помещения ВНИ. Согласно ч.5 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса, обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, возникает у собственника жилого помещения. Тот факт, что лицевой счет был оформлен на имя АНИ не является свидетельством того, что договор с собственником жилого помещения договор не заключен. В данном случае возникает необходимость переименовать лицевой счет, но не снять начисления как это указано в представлении прокуратуры.

Указывает, что суд отошел от полного и всестороннего рассмотрения как оспариваемого представления, так и административного искового заявления ограничившись рассмотрением вопроса соблюдения порядка письменного заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ВНИ и АО «ТСК», что не являлось предметом внесенного представления.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура *** считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *** *** «О судебном решении», судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Между тем судебный акт суда первой инстанции указанным требованиям закона не отвечает.

В силу ч.ч.8,9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из представленных материалов, АО «Тамбовская сетевая компания» обратилось в суд с административным иском к прокурору *** и прокуратуре ***, о признании незаконным представления *** от ***, принятого на основании заявления ПТГ представляющей по доверенности интересы ВНИ, как собственника жилого помещения по адресу: *** р.*** АО «Тамбовская сетевая компания», в связи с нарушением п.п.8.1, 8.17, 8.4 требований Правил обращения с твердыми коммунальными отходами утвержденных постановлением Правительства РФ от *** ***, а именно, что не извещены потенциальные потребители этой услуги о необходимости заключения договоров, начислена плата за услугу на имя умершего лица в отсутствие договора с собственником жилого помещения.

Между тем, суд, разрешая спор по существу, в нарушение ст.226 КАС РФ, вышел за пределы настоящего административного спора исходя из его предмета, определенного в административном иске, поскольку подверг оценке действия АО «Тамбовская сетевая компания» с точки зрения их несоответствия положениям нормативных актов, нарушение которых не вменялось АО «Тамбовская сетевая компания» в оспариваемом представлении прокуратуры ***, в частности Закона РФ от *** ***-I «О защите прав потребителей», с учётом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

    В силу ст.47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска. О вступлении в административное дело заинтересованного лица либо о привлечении заинтересованного лица к участию в административном деле или об отказе в этом судом выносится определение.

В соответствии с п.3 ч.3 ст.135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вопрос о вступлении в дело других административных ответчиков и заинтересованных лиц подлежит разрешению судом в порядке подготовки к рассмотрению дела.

В нарушение вышеприведенных положений процессуального закона, судом при подготовке к рассмотрению дела не был определен состав лиц, участвующих в деле.

Как следует из материалов дела, оспариваемое представление *** от *** принято прокуратурой *** по результатам проверки обращения ПТГ, представляющей интересы ВНИ, как собственника жилого помещения по адресу: *** р.***, в связи с нарушением законодательства при оказании ВНИ услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.

Принимая во внимание, что оспариваемое представление прокуратуры *** было подано в интересах ВНИ, имелись основания для привлечения ВНИ судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Однако в нарушение положений статьи 47, пункта 3 части 3 статьи 135 КАС РФ судом данного процессуального действия совершено не было.

В результате судом принято решение без привлечения к участию в деле лица, права и интересы которого затрагиваются принятым решением, что в силу части 1 статьи 310 КАС РФ является безусловным основанием для отмены обжалуемого решения и направлением дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Никифоровского районного суда *** от *** - отменить, административное дело по административному иску Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» к прокурору *** ДСА и прокуратуре *** о признании незаконным представления *** от ***, об устранении нарушений законодательства по обращению с твердыми коммунальными отходами направить в Никифоровский районный суд *** на новое рассмотрение.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий

Судьи

33а-3441/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
АО Тамбовская сетевая компания (АО ТСК)
Ответчики
Прокуратура Никифоровского района Тамбовской области
Дроков Сергей Анатольевич
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Карнаухова Ирина Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
16.08.2020Передача дела судье
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2020Передано в экспедицию
09.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее