Дело № 2-4115/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.о. Химки <адрес> 30 августа 2019 года
Химкинский городской суд <адрес> в составе:
судьи Гирсовой Н.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах <адрес> к АО НПО "Энергомаш имени академика В.П. Глушко" об обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Вторая прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах <адрес> обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просила обязать АО НПО "Энергомаш имени академика В.П. Глушко" устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне, выразившееся в том, что в июне 2019 года проведена проверка деятельности ответчика по осуществлению мероприятий направленных на поддержание в надлежащем состоянии федеральных объектов - защитных сооружений гражданской обороны, предназначенных для использования при возникновении чрезвычайных ситуаций в военное время. Ответчик является организацией, которая продолжает свою деятельность в военное время, однако находящееся на территории общества семь защитных сооружений не готовы к приему укрываемых, поскольку убежище <№ обезличен>,2002,2004 содержаться в ненадлежащем состоянии, а также не обеспечено укрытие наибольшей работающей смены организации, продолжающей производственную деятельность. Принятие недостаточных мер по соблюдению правил в области гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости использования убежищ по их прямому назначению, в связи с чем истец просит обязать АО НПО "Энергомаш имени академика В.П. Глушко" об обязании устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне в течении 18 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне, а именно выполнить работы по проведению защитных сооружений гражданской обороны - убежища №№ 2001, 2002, 2004 в соответствии с требованиями нормативных документов, восстановлению защитных свойств убежищ и обеспечения их постоянной готовности к использованию по предназначению для безопасного пребывания укрываемых лиц, как в военное время, так и при чрезвычайной ситуации, обеспечить укрытие наибольшей работающей смены.
Представитель Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов особо режимных объектов в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель АО НПО "Энергомаш имени академика В.П. Глушко" в судебное заседание явился, представил отзыв на исковое заявление в котором просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме, увеличить срок для устранения нарушений до 24 месяцев.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по МО в судебное заседание явился против удовлетворения исковых требований не возражает.
Представители ХРОО "Ветеранов и инвалидов вооруженных сил и правоохранительных органов" в судебное заседание явились, против удовлетворения исковых требований не возражали.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от <дата> N 2202-1 (ред. от <дата>) "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ч.3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В качестве способа защиты гражданского права ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматриваются способы защиты гражданских прав, к которым в том числе относятся: присуждение к исполнению обязанности в натуре, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иные способы, предусмотренные в законе.
Судом установлено, что Второй прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах <адрес> в июне 2019 года проведена проверка деятельности ответчика по осуществлению мероприятий направленных на поддержание в надлежащем состоянии федеральных объектов - защитных сооружений гражданской обороны, предназначенных для использования при возникновении чрезвычайных ситуаций в военное время.
Установлено, что на территории АО "НПО Энергомаш" находятся 7 защитных сооружений: 2001 (вместимость 25ч.), 2002 (вместимость 300ч.), 2003 (вместимость 300ч.), 2004 (вместимость 300ч.), 2005 (вместимость 150ч.), 2006 (вместимость 150ч.), 2007 (вместимость 150ч.).
Согласно п. 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от <дата> № 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
По правилам ч. 1 ст. 31 Федерального закона от <дата> № 178-ФЗ «О приватизации государственного и — муниципального имущества» при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными данным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 31 Закона о приватизации ограничениями могут являться обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения.
С правопреемниками приватизируемых предприятий заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (Приложение № 2 Постановления Правительства РФ от <дата> № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества Гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями»).
Так, АО «НПО Энергомаш» и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> заключен договор от <дата> № 03-02/11/960-11-147 о правах и обязанностях в отношении вышеуказанных объектов и имущества в гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий по гражданской бороне, на основании которого вышеперечисленные ЗС ГО переданы АО "НПО" Энергомаш» на ответственное хранение и безвозмездное пользование.
В соответствии с разделом 2 указанного договора АО "НПО Энергомаш" обязуется сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов, по эксплуатации защитных сооружений, а также выполнять мероприятия по защите рабочих и служащих от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий в условиях мирного и военного времени, их жизнеобеспечению в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с абзацем 2 ст. 7 Федерального закона от <дата> № 28-ФЗ «О гражданской обороне», подп.4 п.7 раздела 2 указа Президента Российской Федерации от <дата> <№ обезличен> "Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" приказом МЧС России от <дата> <№ обезличен> утверждены и введены в действие правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно ч.1. ст. 9 Федерального закона от <дата> № 28-ФЗ «О гражданской обороне», ст. 14 Федерального закона от <дата> № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера", п. 10 постановления Правительства РФ от <дата> <№ обезличен> " О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению, поддержанию устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Вместе с тем, согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее — Постановление правительства № 1309) убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства <№ обезличен> убежище создаются в том числе для работников наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, а также работников работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне.
Вместе с тем АО «НПО Энергомаш» является организацией, которая продолжает свою деятельность в военное время.
На АО «НПО Энергомаш» возложено мобилизационное задание, которое выполняется в соответствии с договором от <дата> № 60/02/216-М, в связи с чем установлена наибольшая работающая смена (далее — НРС).
Однако, в ходе проверки АО «НПО Энергомаш» установлено, что, находящиеся на территории общества 7 защитных сооружений не готовы к приему укрываемых.
Ранее прокуратурой по выявленным фактам <дата> генеральному директору АО «НПО Энергомаш» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны, по результатам рассмотрения которого сообщается о том, что на проведенном совещании по вопросам определения путей решения вопросов по устранению нарушений, выявленных <дата> в области содержания средств коллективной защиты, приняты следующие решения: продолжить работу по передаче ЗС ГО № 2008 АО «НПО Энергомаш» на условиях ответственного хранения и безвозмездного использования с дальнейшим приведением убежища в соответствие с предназначением; внести в бюджет на 2016 год средства в размере 4,35 млн. руб. на ремонт 3С ГО № 2001; провести ремонт ЗС ГО № 2004 в рамках федеральной целевой программы «Реконструкция испытательной базы двигателя РД-191» (2016-2020 г.); в 2016 году совместно с ТУ Росимущества в <адрес> и ГУ МЧС России по МО инициировать процедуру снятия и списания с учета 3С ГО № 2002 ввиду невозможности восстановления.
Вместе с тем, в настоящее время убежища №№ 2001, 2002, 2004 содержатся в ненадлежащем состоянии (их использование по назначению не представляется возможным), а также не обеспечено укрытие наибольшей работающей смены организации, продолжающей производственную деятельность в г.о. Химки, что подтверждается актом проверки отдела надзорной деятельности по городскому округу Химки УНД и ПР ТУ МЧС — России по <адрес> от 13.06.2019 № 5 и законным предписанием от 13.06.2019 № 5 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Таким образом суд приходит к выводу, что выявленные нарушения правил в области гражданской обороны являются длящимися, в настоящее время не устранены, что указывает на бездействие общества в решении данной проблемы.
Нарушение обществом требований законодательства о гражданской обороне и не принятие действенных мер по устранению вышеуказанных нарушений со стороны АО "НПО Энергомаш" на протяжении времени привлекло к критическому снижению защитных свойств указанных защитных сооружений гражданской обороны, которые принадлежат на праве собственности Российской Федерации и находятся на балансе предприятия.
Согласно ст. 4 Федерального закона от <дата> № 28-ФЗ «О гражданской обороне» Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Поскольку принятие недостаточных мер по соблюдению правил в области гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости в использовании убежищ по их прямому назначению, защита которых в силу ст. Конституции Российской Федерации является обязанностью государства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах <адрес> к АО НПО "Энергомаш имени академика В.П. Глушко" об обязании устранить нарушения – удовлетворить.
Обязать АО НПО "Энергомаш имени академика В.П. Глушко" об обязании устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне в течении 18 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне, а именно выполнить работы по проведению защитных сооружений гражданской обороны - убежища №№ 2001, 2002, 2004 в соответствии с требованиями нормативных документов, восстановлению защитных свойств убежищ и обеспечения их постоянной готовности к использованию по предназначению для безопасного пребывания укрываемых лиц, как в военное время, так и при чрезвычайной ситуации, обеспечить укрытие наибольшей работающей смены.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд <адрес> в течение месяца.
Судья: Н.В. Гирсова