Решение по делу № 2-658/2013 ~ М-426/2013 от 22.03.2013

Дело №2-658/2013г.                                 ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Александров                             «10» апреля 2013 года

Александровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи              Правдиной Н.В.

при секретаре                         Генус В.А.

с участием прокурора Валининой А.Е.

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Александровского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования Александровский район, об оспаривании решения Совета народных депутатов Александровского района,

У с т а н о в и л:

    Александровский городской прокурор, действуя в интересах муниципального образования Александровский район, обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Совета народных депутатов Александровского района «О контрольно-счетном ревизионном органе (палате)» №300 от 25.12.2012г. и его отмене.

В обоснование указал, что Решением Совета народных депутатов Александровского района №300 от 25.12.2012г. утверждено Положение «О контрольно-счетном ревизионном органе (палате)» и его состав.

В силу Приложения №1 к вышеназванному Положению, оно разработано в соответствии с Федеральным законодательством. Вновь созданный контрольно-счетный ревизионный орган (палата) является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, входит в структуру СНД Александровского района и подотчетен ему. Уставом МО Александровский район в составе структуры органов местного самоуправления не предусмотрено наличие контрольно-счетного органа, а для его создания необходимо внесение, в установленном законом порядке, соответствующих изменений в Устав. Также указал, что создание указанного органа как структурного подразделения СНД Александровского района и подотчетного ему недопустимо, ввиду нарушения прав муниципального образования на организационную и функциональную независимость, самостоятельность органов местного самоуправления. Отметив, что принесенный протест был отклонен, он вынужден обратиться в суд.

    В ходе рассмотрения дела прокурор Валинина А.Е., не оспаривая целесообразность создания контрольно-счетного ревизионного органа, указала, что решение принято с нарушением установленной федеральным законодательством процедуры, без внесения соответствующих изменений в Устав Александровского района. Включение контрольно-счетного ревизионного органа в структуру СНД Александровского района противоречит принципу функциональной независимости первого. Отметив, что у СНД Александровского района не имелось препятствий к принятию решения об образовании контрольно-счетного ревизионного органа как юридического лица, в установленном законом порядке с внесением необходимых изменений в Устав Александровского района, просила заявление удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица СНД Александровский район Горнушкин С.В., действующий по доверенности, пояснил, что принятие решения о создании контрольно-счетного органа является прерогативой СНД Александровского района. Наличие контрольно-счетного органа в составе органов местного самоуправления Александровского района не предусмотрено, в связи с чем, полагал, что решение о создании указанного органа, не являющегося юридическим лицом, в структуре СНД Александровского района законно, не нарушает чьих-либо прав и интересов, принято в пределах полномочий, имеющихся у последнего. Доводы прокурора о том, что федеральным законодательством предусмотрена независимость контрольно-счетного органа, его самостоятельность, и как следствие, невозможность вхождения его в структуру иных органов местного самоуправления и быть подотчетным, счел не соответствующими закону, указав, что обязательными в структуре органов местного самоуправления являются: представительный орган муниципального образования, глава и местная администрация. Отметив, что создание контрольно-счетного органа вне статуса органа местного самоуправления не запрещено и предусмотрено законом, а внесение дополнений в Устав МО Александровского района новой статьи 43.1 «Контрольно-счетный орган Александровского района» прошло регистрацию Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области, просил в удовлетворении заявления прокурору отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее Постановление) на основании ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав и свобод муниципального образования, если такими решениями нарушены права и свободы этого лица, созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод или на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно ч.1 ст.131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Как следует из ч.ч.1, 2, 3, 7 и 8 ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003г. (в ред. от 30.12.2012г.) (далее Федеральный закон №131-ФЗ), структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями ст.43,44 Федерального закона №131-ФЗ Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Уставом муниципального образования должны определяться, в том числе, структура и порядок формирования органов местного самоуправления; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Судом установлено, что решением СНД Александровского района Владимирской области от 30.08.2010г. №90, принят Устав муниципального образования Александровский район (далее Устав) в которой, решениями СНД Александровского района от 28.06.2011г. №31, 19.10.2011г. №104, 18.07.2012г. №226 и 20.02.2013г. №314, вносились изменения (л.д.23-54, 94-98, 102-104).

Решением СНД Александровского района Владимирской области №300 от 25.12.2012г. утверждено Положение «О контрольно-счетном ревизионном органе (палата)» и его состав (далее Положение). Здесь же указано, что решение вступает в силу с даты принятия и подлежит опубликованию. Согласно ч.1 ст.1 «Статус контрольно счетного ревизионного органа (палаты) Положения, являющегося Приложением №1 к решению СНД Александровского района от 25.12.2012г. №300, Контрольно-счетный орган (палата) является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, входит в структуру Совета народных депутатов Александровского района и подотчетен ему (л.д.78-89).

Указанное решение принято большинством голосов - 22 присутствующих из 36, установленных ст.29 Устава МО Александровский район, что соответствует предусмотренным требованиям и подтверждается выпиской из протокола заседания Совета от 25.12.2012г. №12, было опубликовано в газете «Александровский голос труда» от 09.01.2013г. №2 (л.д.9-11, 76).

При обращении в суд с настоящим заявлением прокурором соблюден, предусмотренный ч.1 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации), трехмесячный срок. Мотивируя заявленное требование прокурор, ссылаясь на положения Федерального законодательства указывал, что контрольно-счетный орган муниципального образования является самостоятельным органом местного самоуправления, обладает независимостью, следовательно, не может входить в структуру иных органов местного самоуправления.

Суд соглашается с указанными доводами, исходя из нижеследующего.

В соответствии со ст.38 Федерального закона №131-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования.

Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.3 Федерального закона от 07.02.2011г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее Федеральный закон №6-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования, подотчетен представительному органу муниципального образования, обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.4 Федерального закона №6-ФЗ деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

По смыслу закона, представительным органам муниципальных образований действительно представлено право создавать контрольные органы, но не в качестве их структурных подразделений, т.к. законом признается статус контрольного органа как самостоятельного органа местного самоуправления в структуре органов местного самоуправления муниципального образования.

Кроме того, представительный орган, определяя порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования, должен руководствоваться требованиями Федерального закона №6-ФЗ.

Следовательно, Контрольно-счетный ревизионный орган (палата) муниципального образования Александровский район, как орган внешнего муниципального финансового контроля не может являться структурным подразделением другого органа местного самоуправления, ввиду отсутствия законодательной возможности нахождения муниципальных контрольно-счетных органов как органов внешнего муниципального финансового контроля в составе аппаратов представительных органов местного самоуправления.

Одновременно, суд соглашается и с доводами прокурора о том, что образование контрольно-счетного органа, по существу свидетельствует об изменении структуры органов местного самоуправления, а также и том, что оспариваемое решение принято с нарушением порядка внесения необходимых изменений в Устав, предусмотренных законом, исходя из нижеследующего.

В соответствии с абз.3 ч.8 ст.44 Федерального закона №131-ФЗ, изменения и дополнения внесенные в устав муниципального образования, предусматривающие создание контрольно-счетного органа муниципального образования, вступают в силу в порядке, предусмотренном абзацем первым данной статьи, то есть подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно ч.1 ст.26 Главы 5 «Органы местного самоуправления» Устава определено, что структуру органов местного самоуправления Александровского района составляют:

- Совет народных депутатов муниципального образования Александровский район - представительный орган муниципального образования Александровский район;

- Глава муниципального образования Александровский район - высшее должностное лицо муниципального образования Александровский район;

- администрация муниципального образования Александровский район - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Александровский район,

обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с настоящим Уставом.

    Таким образом, контрольно - счетный орган Александровского района изначально не был включен в структуру органов местного самоуправления Александровского района.

Согласно положениям ст.13 Устава, Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава Александровского района обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольно-счетного органа муниципального образования, вступают в силу в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящей части.

Решением СНД Александровского района «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Александровский район» №314 от 20.02.2013г., Устав дополнен новой статьей 43.1 «Контрольно-счетный орган Александровского района», предусматривающей цели образования указанного органа, его состав, порядок формирования и иное.

Регистрация внесенных в Устав изменений, принятых вышеназванным решением, выполнена Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области 19.03.2013г., государственный регистрационный номер ***, опубликование в газете «Александровский голос труда» состоялось 27.03.2013г. №13 (л.д.103-104).

Следовательно, оспариваемое прокурором решение было принято до внесения необходимых изменений в Устав муниципального образования Александровский район.

Таким образом, принятие оспариваемого решения с нарушением установленных Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» требований о порядке формирования контрольно-счетного органа, Федеральным законом №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в части основ статуса указанного органа и Устава муниципального образования Александровский район, в части порядка внесения изменений и дополнений, влечет признание его недействующим.

Учитывая, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят с нарушением требований закона, а также и то, что им нарушается право муниципального образования Александровский район на организационную и функциональную независимость, самостоятельность органов местного самоуправления, в силу ст.253 ГПК Российской Федерации, заявленное прокурором требование подлежит удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителя СНД Александровского района о том, что Федеральные законы №131-ФЗ и №6-ФЗ не содержат положений о самостоятельности контрольно-счетного органа, суд находит не состоятельными, т.к. указанные правовые нормы не содержат и данных о том, что контрольно-счетный орган может входить в структуру какого-либо иного органа местного самоуправления, а напротив регламентируют его функциональную независимость.

    На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК Российской Федерации, суд

Р е ш и л:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░) №300 ░░ 25.12.2012░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.:

2-658/2013 ~ М-426/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Александровский городской прокурор
Другие
Голубева Н.А.
Чикарева И.А.
Седых И.В.
Скопинова Н.А.
Совет народных депутатов МО город Александров
Суд
Александровский городской суд
Судья
Правдина Наталья Викторовна
22.03.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2013[И] Передача материалов судье
25.03.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2013[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.03.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2013[И] Предварительное судебное заседание
10.04.2013[И] Судебное заседание
15.04.2013[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2013[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2013[И] Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее