Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3104/2014 ~ М-3283/2014 от 04.07.2014

Дело № 2-3104/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2014 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего – судьи Догоровой Е.Ю.,

с участием секретаря судебного заседания – Гандымовой К.В.,

старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саранска Лапшиной О.Г., действующего интересах неопределенного круга лиц,

представителя ответчика – Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей на основании доверенности № 97-д от 23 сентября 2013 года,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» - Милешина В.И., действующего по доверенности № 01/08 от 04 февраля 2014 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия и возложении обязанности включить в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок и оборудовать кладбище в с. Грибоедово в соответствии с требованиями действующего законодательства,

установил:

прокурор Октябрьского района г.Саранска, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск,о признании незаконным бездействия Администрации городского окру­га Саранск по не включению в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью 17912 кв.м с кадастровым номером 13:23:1205003:504 для размещения кладбища но адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Грибоедово, и в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на кладбище в с.Грибоедово, возложении обязанности включить в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок с кадастровым номером 13:23:1205003:504 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Грибоедово, и в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с.Грибоедово, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение, установить информационный стенд, определить зеленую зону территории кладбища.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Октябрьского района г.Саранска проведена проверка надлежащего содержания мест захоронения (кладбищ) на территории Октябрьского района г.Саранска, в ходе которой в деятельности Администрации городского округа Саранск выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в части ненадлежащего оборудования и содержания кладбища в с.Грибоедово.

Пунктами 23, 29 части 1 статьи 9 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 №177, к вопросам местного значения муниципального образования отнесены, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Подпунктом 13 части 4 статьи 53 Устава установлено, что в состав муниципальной собственности муниципального образования входят, в том числе, имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Подпунктом 10 пункта 10 Устава КУ го Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», утвержденного постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 02.04.2009 № 708, определено, что целью и предметом деятельности Учреждения являются организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 26.02.2010 № 356 утвержден Стандарт качества предоставления муниципальной услуги «Содержание мест захоронения». Пунктом 2.3.2 Стандарта определены требования к территории кладбищ городского округа Саранск:

1) Территория городских кладбищ должна быть огорожена по периметру, разбита на сектора. Каждому сектору должен быть присвоен отдельный номер или наименование.

2) Территория кладбищ независимо от способа захоронения должна подразделяться на функциональные зоны: входную; ритуальную; административно-хозяйственную; захоронений; моральной (зеленой) защиты по периметру кладбища. Во входной зоне следует предусматривать раздельные въезд-выезд для автотранспорта и вход-выход для посетителей, автостоянку и остановки общественного транспорта.

3) Около главного входа на территорию кладбищ должен быть вывешен схематический план кладбищ с обозначением административных зданий, секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и емкостей с технической водой.

4) На территории кладбищ не должны размещаться здания и сооружения, не связанные с обслуживанием кладбищ и оказанием ритуальных услуг.

5) Территория кладбищ должна быть обеспечена емкостями с технической водой, доступными для пользования посетителями.

6) Территория кладбищ должна быть обеспечена контейнерами для складирования мусора.

7) Территория кладбищ должна быть оборудована туалетом, доступным для посетителей.

8) Для посетителей городских кладбищ должна быть организована стоянка для автотранспорта.

Проведенной прокуратурой района совместно с представителями МП городского округа Саранск «ЖРСУ Октябрьского района», установлено, что на территории кладбища в с.Грибоедово имеется подъезд к кладбищу, бункер для мусора, бак для технической воды, туалет, входная группа на кладбище. Отсутствуют: информационный стенд со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и емкостей с технической водой; ограждение кладбища. На самих кладбищах имеются заросли из старых деревьев. Кладбище не разбито по секторам с присвоением отдельного номера или наименования, территория кладбища на функциональные зоны не подразделена. Факт указанных нарушений подтверждается актом проверки от 19.06.2014 и фототаблицей.

Кроме того, постановлением Администрации го Саранск от 06.11.2013 № 2944 Казенному учреждению городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 17912 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1205003:504 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Грибоедово, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, и иного специального назначения. Основанием послужили полномочия, предоставленные органу местного самоуправления статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Однако при передаче данных земель в постоянное (бессрочное) пользование указанные земельные участки в Реестр муниципальной собственности не включены, о чем имеется сообщение Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск.

В соответствии с п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 №84, устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть, в том числе, следующее: обваловку территории; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища).

В нарушение данных гигиенических норм территория кладбища в с.Грибоедово не обвалована, не разделена на функциональные зоны, не имеет зеленой защиты по периметру кладбища.

Отсутствие надлежащих мер по организации похоронного дела в деятельности Администрации го Саранск на кладбище в с.Грибоедово влечет невозможность не только сохранности данного объекта недвижимости, но и нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровью населения.

На основании изложенного, просил суд признать незаконными бездействия Администрации городского окру­га Саранск по не включению в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью 17912 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1205003:504 для размещения кладбища но адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Грибоедово, и в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на кладбище в с.Грибоедово, возложить обязанность на Администрацию городского окру­га Саранск включить в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок с кадастровым номером 13:23:1205003:504 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Грибоедово, и в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с.Грибоедово, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение, установить стенд для размещения информации.

В судебном заседании старший помощник прокурора Лапшина О.Г. исковые требования уточнила, просила суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в не включении в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью 17912 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1205003:504 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Грибоедово, и в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на кладбище в с. Грибоедово, обязать Администрацию городского округа Саранск в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок с кадастровым номером 13:23:1205003:504 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Грибоедово, и обязать Администрацию городского округа Саранск в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с. Грибоедово, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение, установить стенд для размещения информации.

Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. просила исковые требования оставить без удовлетворения, представила возражения, согласно которым земельный участок площадью 17912 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1205003:504 не является муниципальным имуществом, в связи с чем не подлежит включению в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск. Кроме того, данное исковое заявление подлежит рассмотрению в порядке производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а именно в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК Российской Федерации. Также КУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» является казенным учреждением, предназначенным для обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с организацией, содержанием, строительством, ремонтом, обслуживанием реконструкцией и эксплуатацией объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, организацией сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, организацией благоустройства и озеленения, осуществляемых, в том числе посредством заключения муниципальных контрактов (пункт 3 Устава вышеназванного учреждения, утвержденного Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 2 апреля 2009 года № 708). Так, в соответствии с п.п. 6 п. 11 Устава казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» учреждение за счет средств бюджета городского округа Саранск осуществляет следующие виды деятельности: «...организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения, в том числе: благоустройство мест захоронения (кладбищ); охрана кладбищ; строительство входных групп и ограждение кладбищ;.. .». Администрация городского округа Саранск со своей стороны производит финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства». Администрация городского округа Саранск является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций(статья 31 Устава городского округа Саранск). Таким образом, со стороны Администрации городского округа Саранск нормы действующего законодательства, а также положения, закрепленные Уставом городского округа, исполняются надлежащим образом, в связи с чем, требование о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения не подлежит удовлетворению. В связи с чем, Администрация городского округа Саранск является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

В судебном заседании представитель третьего лица КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» - Милешин В.И. просил отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.

Из материалов гражданского дела следует, что проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Саранска проверкой надлежащего содержания мест захоронения (кладбищ) на территории Октябрьского района г.Саранска, в деятельности Администрации городского округа Саранск выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в части ненадлежащего оборудования и содержания кладбища в с. Грибоедово.

Так, статьей 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «О погребении и похоронном деле» устанавливаются санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (статья 17 Закона № 8-ФЗ). Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления (статья 18 Закона № 8-ФЗ).

В соответствии с пп.23, 25 п.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Статьей 50 данного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения. Статьей 51 этого же Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. Пунктом 5 статьи 51 Закона определено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества. На основании данного приказа решением Совета депутатов городского округа Саранск от 15.06.2012 №90 утверждено Положение о реестре муниципального имущества городского округа Саранск.

В соответствии с данными нормативно-правовыми актами объектом учета в Реестре являются находящиеся в собственности городского округа Саранск недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое строение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) отнесены земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Таким образом, по смыслу данной статьи, кладбища являются объектами недвижимого имущества, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, то есть отвечает признакам недвижимого имущества.

Пунктами 23, 29 части 1 статьи 9 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 № 177, к вопросам местного значения муниципального образования отнесены, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Подпунктом 13 части 4 статьи 53 Устава установлено, что в состав муниципальной собственности муниципального образования входят, в том числе, имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Кроме того, постановлением Администрации го Саранск от 06.11.2013 № 2944 Казенному учреждению городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 17912 кв. м с кадастровым номером 13:23:1205003:504 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Грибоедово, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, и иного специального назначения.

Вместе с тем, из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В пункте 3 статьи 3.1 данного Закона указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;

- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Статья 19 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в муниципальной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Таким образом, земельный участок, площадью 17912 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1205003:504, на котором размещено кладбище, находящийся по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Грибоедово, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, в отношении данного земельного участка отсутствуют правовые основания для регистрации в отношении него права муниципальной собственности, а следовательно, он не подлежит включению в реестр муниципальной собственности городского округа Саранск.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что при регистрации права постоянного бессрочного пользования на вышеуказанный земельный участок за КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», право на передачу никем не оспорено.

В свою очередь, статья 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статья 53 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 № 177, содержат перечень имущества, которое можетнаходиться в муниципальной собственности, на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом, указание в данных статьях, что в состав муниципальной собственности муниципального образования входят, в том числе, имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, не является основанием возникновения права собственности на данные объекты.

В связи с чем, по мнению суда необходимо отказать в удовлетворении требований прокурора Октябрьского района города Саранска в части признания незаконными бездействия Администрации городского окру­га Саранск по не включению в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью 17912 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1205003:504 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Грибоедово, и в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на кладбище в с.Грибоедово, и возложения обязанности на Администрацию городского окру­га Саранск включить в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок с кадастровым номером 13:23:1205003:504 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Грибоедово.

Кроме того, согласно подпункту 10 пункта 10 Устава КУ го Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», утвержденного постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 02.04.2009 № 708, определено, что целью и предметом деятельности Учреждения являются организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 26.02.2010 № 356 утвержден Стандарт качества предоставления муниципальной услуги «Содержание мест захоронения». Пунктом 2.3.2 Стандарта определены требования к территории кладбищ городского округа Саранск:

1) территория городских кладбищ должна быть огорожена по периметру, разбита на сектора. Каждому сектору должен быть присвоен отдельный номер или наименование;

2) территория кладбищ независимо от способа захоронения должна подразделяться на функциональные зоны: входную; ритуальную; административно-хозяйственную; захоронений; моральной (зеленой) защиты по периметру кладбища. Во входной зоне следует предусматривать раздельные въезд-выезд для автотранспорта и вход-выход для посетителей, автостоянку и остановки общественного транспорта;

3) около главного входа на территорию кладбищ должен быть вывешен схематический план кладбищ с обозначением административных зданий, секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и емкостей с технической водой;

4) на территории кладбищ не должны размещаться здания и сооружения, не связанные с обслуживанием кладбищ и оказанием ритуальных услуг;

5) территория кладбищ должна быть обеспечена емкостями с технической водой, доступными для пользования посетителями;

6) территория кладбищ должна быть обеспечена контейнерами для складирования мусора;

7) территория кладбищ должна быть оборудована туалетом, доступным для посетителей;

8) для посетителей городских кладбищ должна быть организована стоянка для автотранспорта.

Из акта проверки от 19.06.2014, а также приложенной к нему фототаблицы следует, что на территории кладбища в с. Грибоедово имеется подъезд к кладбищу, бункер для мусора, бак для технической воды, туалет, входная группа на кладбище. Отсутствуют: информационный стенд со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и емкостей с технической водой; ограждение кладбища. На самих кладбищах имеются заросли из старых деревьев. Кладбище не разбито по секторам с присвоением отдельного номера или наименования, территория кладбища на функциональные зоны не подразделена.

В соответствии с п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 84, устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть, в том числе, следующее: обваловку территории; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных гигиенических норм территория кладбища в с. Грибоедово не обвалована, не разделена на функциональные зоны, отсутствует ограждение и стенд для размещения информации.

При таких обстоятельствах, суд считает, что вопреки доводам представителя Администрации городского округа Саранск, отсутствие надлежащих мер по организации похоронного дела в деятельности Администрации городского округа Саранск на кладбище в с.Грибоедово влечет невозможность не только сохранности данного объекта недвижимости, но и нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровью населения, поэтому, в соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации прокурор имел право на обращение в суд с данным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, поскольку подача прокурором заявления в суд в данном случае является способом защиты прав граждан (неопределенного круга лиц), нарушаемых в результате неисполнения обязанности и осуществляемых путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, при этом данное исковое заявление прокурора направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц — прежде всего населения городского округа Саранск.

Суд также не принимает довод представителя ответчика о необходимости рассмотрения данного искового заявления по правилам главы 25 ГПК Российской Федерации, поскольку заявления, которые предъявлены в суд в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, должны характеризоваться отсутствием материально-правового спора о праве. Вместе с тем, в требованиях прокурора, связанных с не включением в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью 17912 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1205003:504 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Грибоедово, по мнению суда, усматривается наличие спора о праве ввиду неопределенности по вопросу принадлежности данного земельного участка.

Довод представителя ответчика Стансковой Е.В. о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, судом отклоняется.

В силу пункта 2 статьи 125 ГК Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из данной нормы, а также положений Устава городского округа Саранск, следует, что именно ответчик представляет муниципальное образование городского округа Саранск при разрешении вопросов местного значения, в связи с чем возложение на ответчика обязанности по принятию надлежащих мер по организации похоронного дела на кладбище в с. Грибоедово, находящемся на территории городского округа Саранск соответствует закону.

Суд также признает несостоятельными довод представителя ответчика Стансковой Е.В. о том, что в связи с тем, что Администрацией городского округа Саранск создано КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», согласно Уставу которого «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» за счет средств бюджета городского округа Саранск осуществляет в том числе «...организацию ритуальных услуг и содержания мест захоронения, в том числе: благоустройство мест захоронения (кладбищ); охрана кладбищ; строительство входных групп и ограждение кладбищ;.. .», Администрация городского округа Саранск со своей стороны производит лишь финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства.

По мнению суда, создание вышеуказанного Учреждения, само по себе, не освобождает муниципальное образование исполнять обязанности по осуществлению надлежащих мер по организации похоронного дела в границах муниципального образования.

В связи с чем, исковые требования прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Саранск в части возложения обязанности на Администрацию городского округа Саранск в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с. Грибоедово, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение, установить стенд для размещения информации, подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск, выразившееся в не включении в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью 17912 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1205003:504 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Грибоедово, и в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на кладбище в с. Грибоедово, и возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок с кадастровым номером 13:23:1205003:504 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Грибоедово, и возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с. Грибоедово, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение, установить стенд для размещения информации, удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию городского округа Саранск обязанность в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с. Грибоедово, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение, установить стенд для размещения информации.

В остальной части иска отказать.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба и представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия Е.Ю. Догорова

1версия для печати

2-3104/2014 ~ М-3283/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Октябрьского района города Саранска
Ответчики
Администрация городского округа Саранск
Другие
КУ го Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства"
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Догорова Евгения Юрьевна
Дело на сайте суда
leninsky--mor.sudrf.ru
04.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2014Передача материалов судье
09.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2014Судебное заседание
25.07.2014Судебное заседание
30.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2014Дело оформлено
11.11.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее