Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате при помощи компьютера
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Касторенский районный суд <адрес>, в составе:
председательствующего судьи Кабановой О.М.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Егорьевского сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Егорьевского сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, указывая в обоснование заявленных требований следующее. <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что администрацией Егорьевского сельсовета нарушаются требования действующего экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, на территории деревни Егорьевка Егорьевского сельсовета на расстоянии 600 метров на север от здания школы - филиала МКОУ «Касторенская СОШ №», на расстоянии 400 метров на запад от асфальтированной дороги д. Егорьевка - д. Вознесеновка находится несанкционированная свалка бытовых отходов (бытовой мусор, отходы от жилищ). Несанкционированная свалка занимает территорию размерами 10x15 метров. Данная территория для складирования отходов не предназначена, находится вблизи жилых домов, расположена на землях муниципального образования «Егорьевский сельсовет». При этом территория свалки не огорожена и надлежащим образом не оборудована. Сбор и утилизация бытовых отходов, находящихся на территории свалки, не производится. На территории муниципального образования «Егорьевский сельсовет» не созданы условия для сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов (не установлены мусоросборные контейнеры), что является причиной для образования несанкционированных свалок. С учетом норм действующего законодательства РФ, администрация Егорьевского сельсовета при выявлении фактов несанкционированного размещения свалки бытовых отходов обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора. Несанкционированное размещение свалки бытовых отходов на территории Егорьевского сельсовета свидетельствует о том, что администрация Егорьевского сельсовета не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством. В результате бездействия администрации Егорьевского сельсовета нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Егорьевского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории деревни Егорьевка Егорьевского сельсовета <адрес>. И обязать администрацию Егорьевского сельсовета <адрес> принять меры к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории деревни Егорьевка Егорьевского сельсовета <адрес>, и привести занимаемый участок в надлежащее состояние.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> - помощник прокурора ФИО2 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Егорьевского сельсовета <адрес> - глава ФИО3 в судебном заседании не имела возражений относительно заявленных требования, пояснив, что принимаются все необходимые меры для ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов.
Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
По делу установлено и подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что органом местного самоуправления - администрацией Егорьевского сельсовета <адрес> нарушаются требования действующего экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства: территории деревни Егорьевка Егорьевского сельсовета на расстоянии 600 метров на север от здания школы - филиала МКОУ «Касторенская СОШ №», на расстоянии 400 метров на запад от асфальтированной дороги д. Егорьевка - д. Вознесеновка находится несанкционированная свалка бытовых отходов (бытовой мусор, отходы от жилищ). Несанкционированная свалка занимает территорию площадью 150 кв. метров.
Согласно международному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, несанкционированные свалки отходов - это территории используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Установлено и подтверждается объяснением главы администрации Егорьевского сельсовета ФИО3, что данная территория для складирования отходов не предназначена, находится вблизи жилых домов, расположена на землях муниципального образования «Егорьевский сельсовет». При этом территория свалки не огорожена и надлежащим образом не оборудована. Сбор и утилизация бытовых отходов, находящихся на территории свалки, не производится.
Таким образом, на территории муниципального образования «Егорьевский сельсовет» не созданы условия для сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов (не установлены контейнеры для сбора мусора), что является причиной для образования несанкционированных свалок.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Сан Пин 2.ДД.ММ.ГГГГ-03».
Согласно п. 3.2 указанных Правил, временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В соответствии с п. 1.2 Сан Пин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ст. 13 указанного закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Как следует из п. 18 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В структуру органов местного самоуправления, согласно ст. 34 вышеуказанного закона, входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
В соответствии со ст. 5 Устава МО «Егорьевский сельсовет» в структуру органов местного самоуправления МО «Егорьевский сельсовет» входит местная администрация.
Согласно п. 19 ст. 3 Устава к вопросам местного значения и к компетенции администрации муниципального образования относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
С учетом изложенного, администрация Егорьевского сельсовета при выявлении фактов несанкционированного размещения свалки бытовых отходов обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора. Несанкционированное размещение свалки бытовых отходов на территории деревни Егорьевка Егорьевского сельсовета свидетельствует о том, что администрация Егорьевского сельсовета не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством. В результате бездействия администрации Егорьевского сельсовета нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение.
Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. Эксплуатация несанкционированных свалок создает угрозу нарушений указанных прав.
Таким образом, неприятие администрацией Егорьевского сельсовета мер по ликвидации несанкционированной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования, что ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В связи с этим заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц в защиту прав граждан и окружающей среды не выходит за рамки предоставленных ему законом полномочий.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
- Признать незаконным бездействие администрации Егорьевского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории деревни Егорьевка Егорьевского сельсовета <адрес>.
- Обязать администрацию Егорьевского сельсовета <адрес> принять меры к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории деревни Егорьевка Егорьевского сельсовета <адрес>, и привести занимаемый участок в надлежащее состояние.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Касторенский районный суд в течение месяца.
Судья подпись Кабанова О.М.
Копия верна: судья Кабанова О.М.